В одностороннем порядке «Воля-Кабель» продолжает разрывать договоры со своими клиентами?

5 марта, 2010, 15:46 Распечатать Выпуск №9, 5 марта-12 марта

«В 2009 году в Виннице и Харькове абоненты получили возможность пользоваться услугой доступа к телевизионным программам в цифровом формате...

«В 2009 году в Виннице и Харькове абоненты получили возможность пользоваться услугой доступа к телевизионным программам в цифровом формате. Теперь, кроме Киева, такая возможность предоставлена также Львову, Полтаве, Севастополю, Виннице и Харькову. В столице же телекоммуникационная сеть будет полностью переведена на цифровой формат в самый ближайший месяц...» — оптимистично подытоживает результаты своей деятельности национальный телекоммуникационный провайдер.

Что же стоит за столь успешным отчетом? Неужели, как и в Киеве, потребителям других городов упрямо навязывают то, чего они не заказывали? И все потому, что выполнять ранее взятые на себя договорные обязательства ЗАО «Воля-Кабель» экономически невыгодно? Вот и позволяет это себе монополист, оштрафованный в том же 2009 году Антимонопольным комитетом Украины на 1 млн. грн. за злоупотребление монопольным положением.

«8 октября 2008 года ответчик в одностороннем порядке прекратил действие договора между мной и ЗАО «Воля-Кабель» и отключил подачу телесигнала на мое помещение», — пишет в своем иске потребитель. Он считает, что такие действия — проявление нечестной, агрессивной предпринимательской деятельности, запрещенной Законом «О защите потребителя». Этот гражданин даже не получил ответ на письмо, адресованное директору компании, с просьбой назвать основания таких односторонних действий, не предусмотренных условиями договора. В сервисном центре ЗАО «Воля-Кабель» ему только объяснили, что трансляция телесигнала в аналоговом режиме для компании экономически невыгодна, и потому предприятие переводит своих абонентов на цифровой кабельный телесигнал, и возврата к передаче телесигнала в аналоговом режиме не будет.

После недельного ожидания без возможности получать телевизионную информацию потребитель, как и многие другие киевляне (на начало 2010 года телекоммуникационные сети предприятий компании покрывают 2,5 млн. отечественных домохозяйств), был вынужден согласиться с условиями «Воля-Кабель» и заключить с ним Протокол заказанных услуг и оборудования.

«В соответствии с условиями этого протокола я был вынужден для обеспечения приема телепрограмм в цифровом формате на два телевизора, которыми пользуются члены моей семьи, приобрести у ответчика два кабельных декодера, — продолжает потребитель. — Своими действиями ответчик грубо нарушил мое и членов моей семьи гарантированное Законом «Об информации» право на свободное получение информации, необходимой нам для реализации своих прав, свобод и законных интересов, также мои права потребителя. При этом ответчик, пользуясь монопольным положением на рынке кабельного телевизионного вещания, понимал, что в моем районе Киева у абонентов кабельного вещания нет возможности получить телевизионный сигнал от других предприятий. Их там просто не существует».

В общем, получается так, как записано в ст. 21 Закона «О защите прав потребителей». Права потребителя считаются в любом случае затронутыми, если:

1) при реализации продукции каким-либо образом нарушается право потребителя на свободу выбора продукции;

2) при реализации продукции каким-либо образом нарушается свобода волеизъявления потребителя и/или высказанное им волеизъявление;

3) при предоставлении услуги, от которой потребитель не может отказаться, а получить может только от одного исполнителя, исполнитель навязывает такие условия получения услуги, которые ставят потребителя в неравное положение, сопоставимое с другими потребителями и/или исполнителями;

4) нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель.

Больше всего потребителя возмущает то, что корпоративная сторона хочет зафиксировать на бумаге такое неравноправное положение вещей. По его мнению, это вытекает из пунктов 4.8.7. и 4.8.8. Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, которые являются неотъемлемой частью Протокола заказанных услуг и оборудования. Потому что, в соответствии с этими пунктами, «предприятие имеет право и абонент соглашается изменять количество и/или перечень телепрограмм, которые входят в определенный пакет, а также количество пакетов» и «предприятие имеет право... прекращать предоставление услуги кабельного телевидения в аналоговом формате, разрывать договоры, в том числе на предоставление доступа к услугам телеинформационной сети». То есть продолжение следует?

Кстати, практика диктата клиентам не единична. Свободное отношение к договорным отношениям уже дает свои метастазы. Например, на рынке мобильной связи предлагаются стартовые пакеты услуг предоплаченного сервиса с тарифами, которые оператор может менять без согласия пользователей.

Как с этим бороться? Как заставить корпорации уважать своих клиентов и заключенные с ними соглашения? Ответ однозначен: выполнять эти соглашения в индивидуальном порядке, а при необходимости проводить переговоры с каждым своим клиентом, а не так, как сделала «Воля-Кабель» — отключение от аналогового телевидения осуществлялось массово, с игнорированием необходимости переговоров с каждым отдельным потребителем.

Закон на стороне потребителя, права которого защищает суд. С точки зрения юристов-практиков, у корпоративного ответчика нет шансов отбиться от такого иска. Ему «светит» возмещение материального и морального ущерба. Если такие иски будут поступать массово, штрафные санкции Антимонопольного комитета покажутся цветочками.

Но существует еще и отечественная система правосудия. Очень непредвиденная и очень неповоротливая. Уже прошел год с того времени, как иск потребителя попал в суд, а воз и ныне там. Вопрос все не могут решить. А может, не хотят? Ведь прецедент кому-то дорого будет стоить...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно