В НЕРУБАЙСКОМ РУБЯТ САП

26 сентября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №37, 26 сентября-3 октября

До недавних пор специализированное автомобильное государственное предприятие №15, расположенное...

До недавних пор специализированное автомобильное государственное предприятие №15, расположенное под Одессой в селе Нерубайское, обслуживало дороги области и областного центра, действуя в системе «Одесского облавтодора». Работы всегда хватало, и когда летом 2000 года тогдашний начальник предприятия Виктор Костенко решил оставить свою должность, мало кто мог предположить, что когда-нибудь линия их фронта может сократиться до точки. Его просьба была удовлетворена, и приказом начальника управления «Одесский облавтодор» А.Чукана на эту должность был назначен главный инженер САП-15 Андрей Демко.

К вопросу о всепрощении

В связи со сменой руководства была создана комиссия по приему-передаче материальных ценностей, которая выявила, что, прежде чем написать заявление об увольнении, Виктор Костенко заключил контракт о совместной хозяйственной деятельности руководимого им предприятия с неким ООО «Дорожник-97». И все бы ничего, но оказалось, что во главе ООО стоит… сам Костенко, а часть основных средств САП-15 уже оформлена на ООО «Дорожник-97» и ООО «МКП «Одесса» («Гранит»), подконтрольное ему же.

Автодорожники не стали обращаться в прокуратуру. Но потребовали от бывшего руководителя документально засвидетельствовать наличие на территории ООО «МКП «Одесса» производственных и хозяйственных сооружений САП и подтвердить, что ООО не возражает против отвода земли под эту недвижимость. Впоследствии эти документы стали основанием для решения Нерубайского сельского совета и Овидиопольского районного совета о передаче земельных участков САП-15.

В то время Андрей Демко еще не предполагал, что в благодарность за проявленную к нему гуманность именно В.Костенко заложит не одну «мину» под некогда родное предприятие.

Руководящие кадры решают все

В 2002 году в руководстве автомобильных дорог Одесской области и «Одесского облавтодора» также произошли кадровые изменения. Новые руководители решили коренным образом изменить структуру управления вверенным хозяйством, преобразовав в филиалы крупные подведомственные автодорожные предприятия и лишив их, таким образом, статуса юридического лица, а заодно и всех денежных потоков, которые отныне шли только через центральный аппарат.

Все бы хорошо, да вот у коллектива САП-15 на этот счет оказалось собственное мнение. И на общем собрании было принято решение создать на базе предприятия открытое акционерное общество.

Областное дорожное начальство в лице начальника Службы автомобильных дорог в Одесской области М.Григорова отреагировало без промедления. Проинформировав соответствующим образом председателя государственной службы автомобильных дорог «Укравтодор» В.Демишкана, оно стало лишать САП-15 контрактов на выполнение дорожных ремонтов, перепоручая эти работы частным предприятиям. В их числе — ОАО «ДСУ-54», ООО «Тирас», ООО «Дорожник-97» и ООО «МКП «Одесса» («Гранит»). Двумя последними, как уже упоминалось, руководит тот самый В.Костенко. И, судя по всему, успешно. Яркий пример преимущества свободного предпринимательства перед наемным трудом. Ведь за время его деятельности в государственном предприятии САП-15 накопилось долгов на 9 млн. грн., за которые оно рассчитывается до сих пор! А предприятию, между тем, не выплатили 3 млн. грн. за работы, выполненные еще в 2001 году.

Понятно, что в таких условиях долго не протянешь, но выручили заказы городских властей на ремонт одесских дорог.

Наряду с этим М.Григоров и руководитель «Одесского облавтодора» С.Слюсарев предпринимают отчаянные попытки лишить трудовой коллектив законного права на создание акционерного общества. Сериал из многочисленных судебных процессов завершился 19 марта этого года, когда одесский областной Хозяйственный суд обязал отделение Фонда госимущества в Одесской области начать процедуру приватизации целостного имущественного комплекса САП-15 его трудовым коллективом. Затем последовало судебное решение об отмене приказа дочернего предприятия «Одесский облавтодор» о превращении предприятия в базу без статуса юридического лица и Положения о филиале САП-15. Последующими судебными решениями были удовлетворены требования САП-15 о возврате ему долгов на сумму 1 млн. 400 тыс. грн.

«Нет человека — нет проблемы»

С 2000 по 2002 год из 9-миллионого долга, оставленного предприятию В.Костенко, было отработано 6 млн. грн. Но это привело к тому, что часть долгов перед заказчиком — Службой автомобильных дорог в Одесской области трансформировалась в долги поставщикам дорожно-строительных материалов. Все это время строптивые дорожники продолжают работы, не получая денег от администрации облавтодора. Когда задолженность перед поставщиками достигла 2 млн. грн., А.Демко, чтобы не прекращать работы, был вынужден выдать им вексель на сумму 1,2 млн. На какое-то время кредиторы успокоились, но узнав, что САП-15 грозит ликвидация, снова потребовали погашения долга. В искомую сумму экспертами были оценены асфальтные заводы и база отдыха, принадлежащие САП-15. Но лишиться заводов для дорожников означало остаться без основного строительного материала — асфальта. Был найден следующий выход: вексель выкупило одно из предприятий, оставив за САП-15 преимущественное право аренды и выкупа асфальтных заводов после нормализации финансовой ситуации.

В данных действиях с подачи В.Демишкана и М.Григорова Управление СБУ в Одесской области усмотрело повод для возбуждения уголовного дела по факту «легализации государственного имущества, полученного преступным путем». Сотрудники УСБУ при поддержке спецназа проводят на предприятии обыск, во время которого изымают документацию, компьютеры, дискеты и сейф руководителя. А так как А.Демко в то время болел, обыск проводят и у него дома.

В тот же день прокуратура Одесской области в своем постановлении по этому поводу определит, что уголовное дело возбуждено без достаточных оснований, порекомендовав УСБУ добыть объективные данные, чем оно до сих пор безуспешно занимается.

Не достигнув желаемого, Государственная служба автомобильных дорог идет на противозаконное увольнение А.Демко. Противозаконное не только потому, что он отсутствовал. В соответствии с уставом САП-15 Государственная служба не имеет правовых оснований влиять на его деятельность, тем более увольнять его сотрудников. О том, как чиновники Государственной службы автомобильных дорог Украины в присутствии заместителя главы Одесской облгосадминистрации В.Примака разрешили создавшуюся коллизию, свидетельствует следующий документ:

«Настоящий акт составлен комиссией в составе директора охранного агентства «Орион-Юг» Шанюкевича В. В., инспектора охраны указанного агентства Машака А. И., зам. директора специализированного предприятия №15 о том, что 02.07.2003 г. в 10 часов 15 минут охранным агентством «Гарант Альфа» был произведен силовой захват территории САП-15, расположенного по адресу: Одесская область, Беляевский р-н, с. Нерубайское, ул. Пастера, 29-б. Сотрудники агентства «Гарант Альфа» без предъявления соответствующих документов (договора, решения суда и т. д.) самостоятельно через въездные ворота, тыльные ворота, которые выходят на соседнее предприятие, через забор проникли на территорию предприятия, блокировали выезд автотранспорта предприятия через выездные ворота, сварочным агрегатом срезали ворота, ведущие на соседнее предприятие…».

Кстати, для справки: срезанные ворота отделяли территорию САП-15 от известного нам ООО «МКП «Одесса» («Гранит»). Стоит ли после этого удивляться, что на должность начальника САП-15, ставшую «вакантной» после свержения Демко, был назначен… ну да, все тот же вездесущий В.Костенко!

«Можете жаловаться!»

Безусловно, отсутствие ворот существенно облегчило Виктору Костенко жизнь, позволив совмещать руководство частными предприятиями с решением поставленного ему задания — любой ценой ликвидировать либо реорганизовать государственное. Именно этим он сейчас и занимается, а заодно при содействии сотрудника УСБУ в Одесской области В.Крутия оказывает давление на тех должностных лиц САП-15, которые упорно отказываются признавать его законным руководителем, — главного бухгалтера Голубенко, кассира Юраш, начальника отдела труда и заработной платы Лапунову и других. Но люди не сдаются. Тем более что некоторым из них уже пришлось пройти через угрозы, избиения, поджоги личного имущества, о чем правоохранительным органам как областного, так и государственного уровня известно из заявлений потерпевших.

Кстати, ту часть производственной базы САП-15, которую Костенко не позволили присвоить в 2000 году, он «оприходовал» сейчас, отгородив ее от законного владельца новым забором с молчаливого согласия М.Григорова. Не с его ли благословения новый асфальтобетонный завод, за который уплачено 2 млн. гривен из областного бюджета, оказался на территории другого, также подконтрольного Костенко, ООО «Дорожник-97»? Ведь необходимость приобретения завода М.Григоров в письме на имя губернатора Одесской области С.Гриневецкого мотивировал строительством автобана Одесса — Киев.

В начале сентября Печерский и Голосиевский районные суды Киева, рассмотрев соответствующие ходатайства работников САП-15, приняли решения запретить новому руководству какие-либо действия, связанные с финансовой деятельностью предприятия, движением его имущества, реорганизацией или ликвидацией САП-15 как юридического лица до рассмотрения поданых исковых заявлений. Но вопреки запрету Виктор Костенко пытается продолжать ликвидацию САП-15, принудительно переводя его работников в другие подразделения облавтодора и оформляя соответствующие документы задним числом. Удивительно, но прокуратура Беляевского района Одесской области до сих пор не реагирует на заявления с просьбой пресечь это беззаконие.

Все это время в высших эшелонах государственных силовых ведомств в ответ на обращения многострадального коллектива хранили молчание. Может, сейчас, с приходом новых руководителей, государственное предприятие будет защищено от окончательного уничтожения, люди работающие на нем — от посягательств на их жизнь и здоровье, а действиям тех, кто все это осуществляет, будет дана надлежащая оценка?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно