В КОМАНДЕ ЗАМЕНА: ДОЛЛАР ВМЕСТО ВАУЧЕРА

19 июля, 1996, 00:00 Распечатать

«Бумажная» приватизация подходит к концу. Ваучер умрет через семь месяцев (если, конечно, Президент этот срок не решит продлить - что вполне вероятно)...

«Бумажная» приватизация подходит к концу. Ваучер умрет через семь месяцев (если, конечно, Президент этот срок не решит продлить - что вполне вероятно). Что же дальше?

Было, было, было... Но пройдет

Уже сегодня Фонд государственного имущества готовится к «повороту» курса приватизации. Бумажный этап уже умер. По меньшей мере в душах «рулевых» приватизации.

И это при том, что на сегодняшний день свои приватизационные сертификаты вложили только 20 млн. украинцев. И еще порядка 12 млн. сертификатов просто не получены. Понятно, что продление срока выдачи наличных приватизационных средств до 1 октября скорее всего сыграет в пользу увеличения количества полученных и вложенных сертификатов. Хотя, по прогнозам отдельных экспертов, не заберут свои ваучеры миллиона полтора граждан, и около трех миллионов, даже получив ваучер, могут его не вложить - народ не видит смысла возиться с этими бумажками. Тем более, что в Киеве, например, для того чтобы вложить ваучер, частенько приходится постоять в очереди - Киевский региональный центр тривиально не готов технически к тому объему работы, который на него спихнули. Причина проста, большая часть посредников из соображений конфиденциальности предпочитает подать заявку именно в Киеве. В результате Киевский региональный центр обрабатывает около 40 процентов всех ваучеров и компенсационных сертификатов, подаваемых в Украине для участия в аукционах.

Одновременно набирает ход паровоз, везущий компенсационные сертификаты, начался уже четвертый аукцион по обмену долгов государственного «Сбербанка» гражданам на имущество наименее ценных государственных предприятий. Однако, по заявлениям руководства Киевского регионального центра сертификатных аукционов (КРЦСА), если этот самый паровоз еще чуть-чуть разгонится, то КРЦСА задавит. Насмерть. И это при том, что по оценкам операторов фондового рынка именно компенсационные сертификаты в ближайшее время станут наиболее активно используемым инструментом. Более того, многие предрекают, что эти бумаги сыграют для украинских инвестиционных структур еще большую роль, чем ваучеры. Именно они, по прогнозам экспертов, помогут стать на ноги тем компаниям, которые не успели за время ваучерной приватизации заработать капитал, способный помочь выжить в условиях приватизации денежной - когда для работы на рынке ценных бумаг понадобится гораздо больший размер собственных средств, чем тот, которым располагает на сегодня большинство украинских финансовых посредников.

В последнее время первым заместителем председателя Фонда госимущества Евгением Григоренко все чаще стал применяться такой термин, как «глубина приватизации». Имеется в виду: смогло государство продать гражданам и финансовым посредникам акции неких приватизируемых предприятий или не смогло. Чем больше акций предприятия продано, тем больше «глубина приватизации». И если за приватизационные сертификаты народ акций лежачих предприятий брать не хочет, то такие «флагманы индустрии», как правило, отправляются на компенсационный аукцион. Там уж разбираться не будут и возьмут что есть.

Вопрос о том, насколько честно такой обмен выглядит. Хотя теоретически у любого гражданина есть выбор: можно не брать компенсационный сертификат, а подождать введения гривны. После которого, надо надеяться, вклады в Сбербанке будут выданы новой валютой - с учетом индексации. И ваш покорный слуга принадлежит к числу тех не очень многочисленных пока граждан, которые ждут гривну (впрочем - хрен редьки не слаще: как-нибудь да обманут).

Приватизация бумажная. И результаты не лучше

Идеи массового этапа приватизации оказались несовместимыми с главнейшей задачей приватизации - найти предприятию эффективно управляющего владельца. В результате проводимых сертификатных (и за приватизационные, и за компенсационные сертификаты) аукционов основная часть предприятий не получает владельца вообще), а взамен получает огромную и безликую массу мелких акционеров. Денег на развитие производства и пополнение оборотных средств, от отсутствия которых и плачут наши директора, ожидать в такой ситуации бесполезно в принципе - у мелких держателей акций их просто нет.

Одновременно можно не ждать и перемен к лучшему в управлении предприятием: еще нет ни одного примера, когда собрание акционеров, на которое собираются мелкие инвесторы, сменило бы руководство предприятия или стратегию производства.

Мелкие собственники вообще не способны на подобные решительные шаги хотя бы в силу собственной разобщенности. Немаловажным фактором является и отсутствие людей, способных понять, а что же именно нужно делать с предприятием. И если на Западе при возникновении проблем с менеджментом идут к консультантам, то у нас в лучшем случае едут в Верховный Совет или Кабинет министров. На поклон, за освобождением от налогов или же с требованием очень льготных и очень долгосрочных государственных кредитов. Аргументируют такие свои требования тем, что «стратегически важное, государственное, невосстановимое, уникальное, аналогов не имеющее (возможны варианты. - А.Х.) производство» надо поддерживать. Даже в тех случаях, когда самое лучшее, что с этим самым производством можно сделать, это устроить небольшой пожар - на фундаменте хоть что-то новое можно построить. Есть шансы, что построят что-то хорошее.

Деньги давай!

Именно под таким лозунгом будет проходить приватизация в течение 1997 - 1998 годов. Понятно, что основная часть наиболее привлекательных предприятий вполне сознательно «придерживается» до денежного этапа приватизации. Большую часть того, что сегодня покупают за приватизационные и компенсационные сертификаты с огромным удовольствием, за деньги покупать не станет никто.

Об этом отчасти свидетельствуют первые результаты изменения политики ФГИ по части проведения некоммерческих конкурсов. Когда они проводились за приватизационные сертификаты - желающих поучаствовать было хоть отбавляй. И финансовые посредники, и директора, и иностранные инвесторы...

Как только весной этого года тогда еще первый вице-премьер Павел Лазаренко отменил практику проведения инвестконкурсов за приватсредства, их количество резко, в несколько раз, снизилось. Посредники (да и просто инвесторы) стали применять все дозволенные и недозволенные методы для того, чтобы «перекинуть» пакеты с конкурса, на котором надо платить деньгами, на сертификатный аукцион - в любом случае, как говорит практика инвестирования в Украине, за сертификаты дешевле.

Объясняется это очень просто: если уставный фонд предприятия проиндексирован, а таких сегодня большая часть) то при оплате ваучерами изменений в размере оплаты никаких (просто приватсертификат принимается к оплате тоже проиндексированным). А вот деньгами, которые, как это ни печально, не индексируются, платить приходится весьма круглую сумму. Даже за небольшое предприятие обычно набирается несколько миллионов долларов - для украинских компаний сумма непосильная.

Новая стратегия

Итак, уже сегодня руководство Фонда государственного имущества начинает говорить о новой стратегии приватизации. И из разрозненных обрывков выступлений первых лиц ФГИ на различных мероприятиях и принимаемых в Фонде государственного имущества (или же в Кабмине - в зависимости от степени важности документа) положений вырисовывается картина этого нового этапа.

Наиболее интересными из появившихся за последнее время подобных документов являются (переводим дыхание и читаем): «Положение о порядке продажи акций открытых акционерных товариществ, созданных в процессе приватизации на базе имущества предприятий, имеющих особое значение для экономики и безопасности государства, на некоммерческих конкурсах под инвестиционные обязательства» и «Положение о порядке продажи пакетов акций открытых апкционерных товариществ на некоммерческих конкурсах под инвестиции». Если верить указанным документам, то на инвестиционных конкурсах продажа акций будет вестись только за деньги. Причем все предприятия планируется разделить на две группы, подходы к которым будут принципиально различны.

«Первый сорт» будет представлен группой из 208 предприятий - более чем лакомых кусочков украинского пирога, которые приватизируются по индивидуальным планам. В качестве примеров называют Николаевский глиноземный, Запорожский завод ферросплавов, Мариупольское объединение имени Ильича, Жидачевский целлюлозно-бумажный комбинат, практически все областные энергоснабжающие компании и т. д. К их продаже намечается привлекать консалтинговые фирмы, преимущественно западные, которые, собственно, и будут проводить приватизацию. Украинские чиновники, входящие в комиссию по приватизации, по заявлению уже упоминавшегося Евгения Григоренко, будут только утверждать выработанные решения профессионалами инвестиционного бизнеса.

А главным условием при покупке инвесторами акций этих предприятий, которые кстати будут реализовываться крупными, от 25% уставного фонда и выше, пакетами, будет порядок использования средств.

«Деньги не должны проедаться» - именно под этим лозунгом пойдет приватизация промышленных гигантов, способных еще стоять на ногах и развиваться. Хотя деньги эти надо все-таки сначала привлечь, а по предварительным оценкам украинских финансовых посредников, работающих с западными партнерами, «за бугром» проявят интерес как максимум к 50 - 60 предприятиям «списка 208». Монстры же инвестиционного бизнеса оценивают перспективы продажи заводов и фабрик, составляющих «гордость украинской экономики» еще пессимистичнее. Так, по оценке президента инвестиционной компании «Кинто» Сергея Оксанича, интерес в списке вызывают 20 - 25 предприятий.

Основная же масса средних и мелких предприятий будет продаваться по принципу: кто больше даст. И судя по сегодняшним настроениям в ФГИ, отдавать заводы и фабрики будут всем, кто согласен взять предприятие и развивать его. Те же предприятия, которые не заинтересуют вообще никого, ожидает либо реструктуризация (выделение из их состава более-менее жизнеспособных частей с их последующей продажей), либо банкротство. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По оценкам большинства украинских и иностранных экспертов, путь, на который сегодня указывает рука Фонда госимущества, представляется весьма рациональным. При продаже предприятий за деньги есть некоторые шансы на то, что крупные производства действительно получат владельца. Исходя из размеров капитала, необходимого для приобретения таких предприятий (повторимся - выставляемые пакеты будут исключительно большого размера), потенциальные владельцы скорее всего будут стратегическими инвесторами - и они будут заинтересованы в развитии купленных производств.

Не менее эффективен и путь, выбранный для мелких и средних предприятий. Метод приватизации: пусть берут за то, что дают, - даст возможность подключиться к их управлению уже работающим финансовым и торговым структурам: многие из них не располагают капиталом для создания собственных производственных мощностей, но весьма желают эти самые мощности иметь. А вот покупка государственного предприятия с последующей перестройкой его в нужную сторону выглядит вполне реалистично.

Впрочем, это пока что лишь перспектива. Стратегия, о которой говорят, выглядит неплохо, но уже неоднократно бывало: хотим, как лучше, а получается, как всегда...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно