В ДОЛГОВОЙ ЯМЕ СТЫДНО И НЕУЮТНО... И ВСЕ ЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ДОЛГУ ПОЗВОЛЕНО РАСТИ. БЫЛИ БЫ ОХОТНИКИ ДАВАТЬ ВЗАЙМЫ

27 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 27 октября-3 ноября

Увлекшись бесконечными дискуссиями по поводу реальности 9-миллиардной выручки от приватизации го...

Увлекшись бесконечными дискуссиями по поводу реальности 9-миллиардной выручки от приватизации госимущества в будущем году, исследователи проекта госбюджета как-то упустили из виду статью, сквозь которую текут не миллиарды гривен, а миллиарды «зеленых». Речь идет о государственном долге Украины, реальная величина которого, по мнению специалистов, как минимум в несколько раз превышает ту, которая признана к обслуживанию в госбюджете-2001. Ну что такое приватизационные 9 млрд. грн. по сравнению с самое малое 90 миллиардами, до которых, по официальному прогнозу, вырастет задолженность государства на 1 января 2001 года (годом ранее фиксировалась сумма в 79,6 млрд. грн.) или со 100 с лишним миллиардами, обещанными на начало 2002 года. Перспектива вырисовывается достаточно печальная — и не только потому, что, вопреки заверениям правительства, общая задолженность будет продолжать расти и дальше. Долг, он, как известно, платежом красен, пусть и «не учтенный» методологами Кабмина.

Долги, на которых экономят

Реформирование экономики страны, как известно, не может обойтись без вливаний извне. Если, конечно, намеченные прогрессивные изменения в ней предполагается осуществлять быстро и как можно менее болезненно. Видимо, искренне веря в незыблемость данного постулата, все правительства Украины брали в долг где могли и как могли. При этом, похоже, особо не ломая себе голову над эффективностью использования привлеченных средств — страна большая, за все ошибки рассчитается. Да и когда еще придется платить. А главное — все равно кому-то другому… Поэтому бесконечно одалживали (по своей воле, а впрочем...) и покрывали заимствованиями дефициты годовых государственных бюджетов, отрицательные сальдо платежного баланса. Или еще похлеще — раздавали средства, взятые под государственные гарантии, на кредитование «своих» компаний, которые эти кредиты потом попросту не возвращали. В Кабмине на сей счет даже родилось поучительное изречение: «Глуп тот, кто дает государственные гарантии под кредиты, но вдвойне глуп, кто такие кредиты потом возвращает». Благо, парламент вовремя не позаботился о законодательном урегулировании долговой активности исполнительной власти — пятилетние попытки принять закон о внешнем государственном долге так и не увенчались успехом. Теперь надежда на то, что Верховная Рада найдет наконец в себе силы довести до ума закон, сводящий наконец воедино внутреннюю и внешнюю государственную задолженность.

Как быстро, однако, летит время, приближая час расплаты. Дабы не захлебнуться в «чужих» долгах, правительству Ющенко пришлось весной искать спасательный круг в виде их реструктуризации. Как ни сомневались скептики, а таки получилось — опасность дефолта исчезла. Однако — не сами долги. Их, по прогнозам Минфина, к началу следующего года скопится на внешнем фронте ,2 млрд., на внутреннем — по оптимистическому сценарию 25,9 млрд. грн., по пессимистическому — аж 37,6 миллиарда. Таким образом, общая сумма (с учетом прогнозируемого курса 6,3 грн./$) колеблется от 96,5 до 108,2 млрд. грн. И к тому же, по словам главного экономиста Международного центра перспективных исследований Татьяны Ситник, после реструктуризации пик расчетов по долгам переместился с 2000 на 2001 год.

В целом государственная задолженность-2001 обойдется правительству в 12,4 млрд. грн. (В текущем году — порядка 8 млрд. грн.). Эти деньги будут направлены на обслуживание и погашение различных видов государственных облигаций и займов, а также задолженности перед международными организациями, странами-кредиторами и зарубежными коммерческими банками. Но при этом фактически не принимается в расчет другая часть государственного долга — совсем не виртуальная, а реальная. Она хоть и не вписывается в долговую методику Министерства финансов, однако со скрипом признается им как обязательства государства. Ну как прикажете быть со 132 млрд. грн. обесцененных сбережений граждан, которые государство обязалось вернуть? Понятно, что не все сразу, а постепенно. Только особого энтузиазма в выполнении данных обещаний не наблюдается. Вот и в проекте бюджета на 2001 год для компенсации обесцененного выделено всего-то 200 млн. грн. И существуют серьезные сомнения, исходя из практики текущего года, что даже эти деньги будут выплачены сполна. Ведь до сих пор выплачено всего 60 млн. грн. Кто-то даже подсчитал, что такими темпами государство будет рассчитываться со своими вкладчиками более 2 тыс. лет.

С таким подходом, кстати, принципиально не согласны не только рядовые кредиторы (обманутые не Украиной, а Государственным банком СССР, где и осели рублевые сбережения), но и Счетная палата Украины, в которую мы обратились с вопросом. У палаты на сей счет своя методология учета долгов с гораздо более скрупулезным, чем у Минфина подсчетом. Разработана она организацией INTOSAI и используется высшими контрольно-ревизионными органами более 170 стран мира. Неудивительно, что главный контролер-директор департамента контроля государственного долга и деятельности банковских учреждений Счетной палаты Юрий Иваненко выразил свое недоумение по поводу того, что в структуре расходов проекта бюджета не предусмотрены также средства для погашения кредиторской задолженности бюджетных учреждений, в том числе социального характера (свыше 3 млрд. грн.). А это, по его словам, тоже чистой воды долг государства. Не спешит Отчизна возвращать свои долги и предприятиям. Компенсация задолженности по возврату налога на добавленную стоимость предусмотрена лишь в размере 0,4 млрд. грн., в то время как общая сумма задолженности превышает 3 млрд.

Хорошая мина при плохой игре?

Вкусив прелести надвигающегося дефолта и прочувствовав сложности с дальнейшим заимствованием денежных средств, вызванные серьезными сомнениями кредиторов в нашей платежеспособности, правительство провозгласило новый курс. «Мы намерены взять в одностороннем порядке мораторий на прирост долгов. Такая политика заимствований не будет приводить к росту долгов, а наоборот, лишь к их сокращению. Правительство принципиально стоит на бездефицитности бюджета, сокращении внешней и внутренней задолженности, чтобы проценты, которые мы сейчас платим, направить в более эффективную социальную или экономическую сферу», — разъясняет премьер-министр Виктор Ющенко.

Беда только, многие сомневаются в добровольности такого моратория, и им не откажешь в здравом смысле. «Кредиты попробовали получить — никто не дает. Вот и выходит, как в басне Крылова «Лиса и виноград». («На вид то он хорош, да зелен», — сказала Лиса и убежала.) Так и мы исповедуем концепцию неувеличения долга ввиду того, что нам никто ничего не дает. Мы не берем не потому, что мы не хотим брать, а потому, что нам не доверяют и не дают. Это один из способов сделать хорошую мину и сказать, что у нас политика уменьшения внешних долгов», — выразил свое мнение народный депутат Виктор Суслов.

В прекращении же кредитования извне видит вескую причину существенного сокращения суммы внешнего долга в текущем году и Счетная палата. «Текущий долг сократился, потому что занимать было негде, а плановые погашения осуществлялись. Это, во-первых. А во-вторых, благодаря проведенному весной нынешнего года взаимозачету платежей (в сумме более млрд.) с Российской Федерацией, связанному с разделом Черноморского флота и пребыванием российского флота на территории Украины», — резюмировал Юрий Иваненко.

Одолжите — и мы вам вернем

Объявленный мораторий совсем не мешает Кабмину рассчитывать на очередные заимствования. Нужны они правительству, в том числе и на покрытие существующей задолженности. Так, в 2001 году 45% (а это 5,6 млрд. грн.) предусмотренных выплат по долгам правительство собирается покрыть за счет новых кредитов. При этом никто в действительности не «покушается» на абсолютную сумму государственного долга и не обещает удержать ее от возрастания. Минфин говорит только о неувеличении долга «по операциям фискального характера», то есть только той его части, которая учтена Министерством финансов, обслуживается и погашается за счет средств государственного бюджета.

Правда, на сей раз упор делается на внутренний долг, на который теперь приходится 66% всей задолженности государства. Кабмин намерен раскручивать рынок дисконтных ОВГЗ (со сроком погашения три и шесть месяцев) в надежде найти там желанные 3,3 млрд. грн. Кроме того, 400 млн. ожидается выручить от реанимации давней идеи — запуска облигаций сберегательного займа для населения. И напрасно: граждане не очень-то верят обещаниям государства, которое и перед ними в долгах, как в шелках. К тому же, коммерческие банки предлагают депозиты и сертификаты под реально более высокие проценты, чем то, что останется от ставки доходности, ограниченной правительством на уровне 35% годовых. Негусто, надо сказать, учитывая почти 20-процентный уровень инфляции, предусмотренный на будущий год. Заметим, что это только номинальный уровень инфляции — в текущем году планировали практически столько же, однако план по росту цен умудрились перевыполнить (если верить прогнозным оценкам официальной статистики) почти в 1,5 раза. К тому же, доход по государственным облигациям облагается еще и 20-процентным налогом на добавленную стоимость. Желающих наверняка будет немного...

Что касается внешних заимствований, то, по мнению специалистов Счетной палаты, из-за утраты доверия инвесторов возможности получения средств ограничены, по сути, двумя займами — от Всемирного банка и Европейского сообщества. Помимо этого, на 2001 год запланированы заимствования на финансирование импорта в рамках действующих кредитных линий. Но, судя по всему, Минфин не уверен даже в этих поступлениях, что заставило его предусмотреть профицит в общем фонде госбюджета в размере 700 млн. грн. — в качестве резерва. С помощью такого маневра, по мнению правительства, достигается «удержание государственного долга, который обслуживается за счет государственного бюджета (существенное замечание. — С.С.), от дальнейшего роста».

Зато роста задолженности, которая не отображается в бюджете, никто не обещает. Скорее наоборот. Ведь даже спецы из Минфина признают в своих «хитрых» расчетах, что общая величина государственного долга в 2001 году все же вырастет — главным образом благодаря дружбе МВФ и НБУ — на 0 млн., или 4,7 млрд. грн. Кстати сказать, это 11% доходов госбюджета, запланированных на будущий год. Деньги немалые даже в масштабах государства. И вряд ли нужно уж так от них открещиваться, ведь без новых заимствований отечественной экономике пока не обойтись.

Реальное снижение государственного долга возможно лишь при условии стабильно высоких темпов экономического роста. Но это в будущем. А сегодня нужно, не обманывая себя, ставить посильные задания по улучшению структуры госдолга, сокращению объемов заимствований и их эффективному использованию. Пока еще есть хоть ма-аленький шанс выгодно одолжить.

Сергей СЛЕДЗЬ
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно