В дивном блеске «Интерконтиненталя»… При содействии фонда «Эффективное управление» украинские власти презентовали иностранным инвесторам программу экономических реформ

1 октября, 2010, 16:35 Распечатать Выпуск №36, 1 октября-8 октября

Далеко не каждая встреча с инвесторами проходит в новой, с иголочки, пятизвездочной гостинице в центре Киева, да еще на уровне премьера и двух вице-премьеров...

Далеко не каждая встреча с инвесторами проходит в новой, с иголочки, пятизвездочной гостинице в центре Киева, да еще на уровне премьера и двух вице-премьеров. Не каждую дискуссию ведет главный редактор Finаncіаl Times в Восточной Европе, а подводит ее итоги — бывший премьер-министр Канады. Не каждое подобное мероприятие собирает более сотни крупных бизнесменов, ученых, высокопоставленных чиновников, журналистов, которые три часа кряду внемлют словам докладчиков. Так что в смысле уровня организации и представительства организаторам мероприятия, и прежде всего фонду «Эффективное управление», можно выставить высший балл.

Другой вопрос — а какой балл можно выставить инициаторам нынешних экономических преобразований, оказавшимся в центре внимания участников конференции «Украина: реформы, конкурентоспособность, инвестиции»? И насколько в их успех верят инвесторы?

Предваряя дискуссию, главный редактор Finаncіаl Times в Восточной Европе Нил Бакли сказал, что нашей программой экономических реформ до 2014 года может гордиться любая страна. Как говорится, мерси за комплимент, но за полтора десятилетия в «гардеробе» украинской власти скопилось много подобных «предметов гордости» — лучше и хуже по качеству, с иностранной лейбочкой и от «отечественного производителя». Их по случаю вытаскивали на свет Божий — например, к приезду ревизора из МВФ, но в итоге всех их ожидала одна судьба — забытье. Одна программа откладывалась в сторонку, спешно готовилась другая. (Вы еще удивляетесь, что среди украинских чиновников нет безработицы?)

А ведь будь хоть одна украинская программа реформ выполнена до конца, наша страна не «лидировала» бы (с хвоста) в различных международных рейтингах и сумела бы, по крайней мере, улучшить условия жизни своих граждан. Не только избранных.

Верим ли мы сами, украинцы, что это возможно, что президент Янукович и его команда действительно откроют новую страницу в экономическом развитии страны? Пока — серединка на половинку. Согласно августовскому опросу центра Разумкова, 48% респондентов подозревают обратное — что действия президента страны направлены в первую очередь на защиту своих собственных интересов, а также интересов своего политического окружения. В апреле такие настроения составляли 36%.

Что же такого случилось после апреля? На политические процессы оглядываться не будем — это не тема нашего разговора. Сосредоточимся на экономике.

В первых числах июня президент и его команда обнародовали проект Программы экономических реформ, который не мог не быть оценен положительно. Хотя бы потому, что реформы предлагались комплексные и долгосрочные — не как отдельная пиар-акция, а до 2014 года. И при столь же комплексной и своевременной реализации могли дать экономике страны новые силы для развития.

Увы, новая стратегическая линия не сплотила ни администрацию с Кабмином, ни разрозненные реформаторски настроенные группы внутри самого правительства и Верховной Рады (минус). Даже на уровне заявлений «команда единомышленников» действовала кто в лес, а кто по дрова, внося сумятицу в умы реформаторов по должности, что навевало тоску на рядовых граждан.

Выступая на конференции перед инвесторами, первый заместитель главы президентской администрации Ирина Акимова выделила несколько основных достижений на поприще реформирования экономики. Это — принятие закона о госзакупках и новой редакции Бюджетного кодекса, меры по дерегуляции («количество контролирующих органов сокращено вдвое»). Был упомянут также готовящийся «важный законопроект о банкротстве».

Однако здесь следует иметь в виду, что новое законодательство о госзакупках не препятствует широкому распространению в Украине коррупционно опасной практики закупок у одного продавца (минус). Более того, в Минэкономики готовится проект изменений, предусматривающий выведение из-под тендерных процедур госзакупки товаров и услуг на сумму до 200 тыс. грн. и работ — на сумму до 0,5 млн. грн.

Есть вопросы и к новому Бюджетному кодексу, который так и не дал реальных денег на места (минус). А меры по дерегуляции пока облегчают жизнь предпринимателей в основном на бумаге (большой минус). Аргументы?

По мнению самой Ирины Акимовой, высказанному на заседании Комитета экономических реформ при президенте, в государстве коррумпирована вся система предоставления административных платных услуг, вследствие чего субъекты хозяйствования несут убытки в размере 1 млрд. грн. в год.

«Таможня и Госпотребстандарт работают, как билетные кассиры, — возмущается глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. — Они обилечивают бизнес каждый день».

Зато…

«Через месяц мы будем иметь Налоговый кодекс. В течение месяца будут подготовлены предложения по Таможенному кодексу», — излучал на конференции оптимизм вице-премьер по экономической реформе Сергей Тигипко.

Что ж, подобное шапкозакидательство мы уже видели. Оно вылилось в силовое продавливание через парламент проекта Налогового кодекса в редакции ГНАУ и Минфина (жуть и фиолетовый кошмар!), фактически перечеркнувшее первые, робкие успехи реформ.

Страну поставили «на уши». Но даже в такой «изысканной» позе она не переставала протестовать — особенно против новых полномочий налоговой, которые в принятом в первом чтении проекте Налогового кодекса просто зашкаливали.

В июле—августе пришлось спасать честь мундира. Чтобы выпустить пар общественного недовольства, было организовано помпезное (и никого ни к чему не обязывающее) обсуждение Налогового кодекса.

В сентябре кодекс серьезно перерабатывался (большой плюс) — в том числе на предмет устранения налоговых «ям» и усиления стимулирующей роли налогов. Как говорят эксперты, «ямы» в основном убрали (плюс). Но крайне жестко обошлись с единоналожниками (минус), что, по мнению опрошенных агентством «Интерфакс-Украина» экспертов, может привести к росту налоговой нагрузки на эту категорию субъектов хозяйствования минимум в пять раз.

А в качестве стимулов установили льготы по налогу на прибыль — легкой промышленности (вопрос), судостроению (глупость, если вообще не коррупционное действие) и авиастроению (плюс). И уже в 2011-м, по словам Н.Азарова, в стране будет выпущено не пять- шесть, как сейчас, а аж 12 Анов. Хотя для безубыточной работы отрасли эта цифра должна подрасти до 150—200.

Кстати, по поводу Налогового кодекса премьер не был столь категоричен, как вице-премьер: «Может, мы чего-то не заметили…» И утешил: «У нас достаточно времени»…

Кому верить?

Вот так, с кочки на кочку, с плюса на минус, продвигаются в Украине экономические реформы. Уже одно то, что продвигаются, — несомненный позитив на фоне многолетних малопродуктивных разговоров на эту тему. Да, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но за частоколом уже принятых и готовящихся решений (будь то новый законопроект о банкротстве, декларируемая «полномасштабная замена» механизма выделения земли под строительство или инициируемая отмена ограничений на открытие юр- и физлицами банковских счетов за рубежом) надо видеть не затертое «улучшение инвестиционного климата», а более глубинные взаимосвязи.

Ведь когда И.Акимова рассказывает о таком положительном явлении, как принятие новой редакции Бюджетного кодекса, то хорошо бы договаривать до конца — пусть не перед иностранными инвесторами на престижном форуме, а в своем, украинском кругу.

Правда состоит в том, что принятый летом Бюджетный кодекс уже в сентябре(!) был грубо, по многим статьям, нарушен. Заодно грубо нарушена ст. 96 Конституции Украины. Согласно их нормам, правительство до 15 сентября обязано было подать в Верховную Раду проект госбюджета на следующий год, разработанный на действующей налоговой базе. И по обычному графику в эти октябрьские дни уже должно было бы состояться первое чтение документа.

У нас же на будущей неделе депутаты будут рассматривать в первом чтении только проект Налогового кодекса, который, после принятия и подписания президентом, станет основой для подготовки госбюджета-2011 на новой налоговой базе.

Безумству храбрых?..

В цивилизованных странах такое просто в голове не укладывается — высокопоставленные чиновники не выполняют закон и остаются безнаказанными, не говоря уж об уходе в отставку. Причем закон, принятый не при какой-то «враждебной» власти или в доисторические времена (хотя и в таком случае нарушение немыслимо), а всего пару месяцев назад.

При таком градусе правового нигилизма кто, скажите на милость, будет придерживаться более «мелких» правил и заботиться об их стабильности — в сфере тех же госзакупок или дерегуляции?

Кто будет точно и в срок выполнять условия международных соглашений, того же меморандума с МВФ, согласно которому уже до конца третьего квартала надлежало разработать необходимые изменения к пенсионному законодательству?

(По нашей информации, проект таких изменений не достиг даже Кабмина. И до местных выборов «шевеления» никто не ждет.)

Дорого ли стоит наше слово, если мы его постоянно нарушаем?

Чиновничество перестало быть государственным в прямом смысле этого слова — таков печальный итог минувших 19 лет, имеющий самое непосредственное отношение к нашей теме. Благосостояние рыночных агентов определяется связями (эта мысль не моя, она высказана на конференции главой представительства Всемирного банка в Украине Мартином Райзером).

Есть связи — твой бизнес защитят от наезда рейдера или размыва пакета акций путем допэмиссии. Нет связей? Ну кто кому доктор?

Есть связи — у тебя примут налоговую декларацию, несмотря на то, что их под любым предлогом не принимают, искусственно сдерживая объем НДС для возмещения.

Этот пресловутый объем стал настоящей «фишкой» для наших властей. Ведь в меморандуме с МВФ предусматривается к 1 октября с.г. сократить долг по возмещению НДС до 3 млрд. грн. и полностью ликвидировать его к началу 2011 года.

Не можем ликвидировать? Не беда — заблокируем прием деклараций!

А потом мы задаемся глубокомысленным вопросом — почему это в нашей стране из года в год буксуют экономические реформы? Почему нечиновные граждане проявляют к ним редкостное безразличие, а к властным институтам — глубочайшее недоверие?

Ответ прост: не подкрепленные реформой государственного управления, судебной системы и антикоррупционными мерами, экономические преобразования обречены. Любое «закручивание гаек» и наведение порядка в таких условиях приводит лишь к удорожанию «стоимости» общения предпринимателя с чиновником, у которого пытаются отобрать дополнительный бутерброд с икрой или «мерседес».

И напрасно в дебатах и на пресс-конференциях иные большие начальники пытаются обвинить нас, журналистов, в том, что это мы очерняем усилия власти, — вот, дескать, инвестиции в страну и не идут.

Все правильно. Это мы, в перерывах между написанием заметки и читкой полос, надеваем камуфляж и идем — при полном попустительстве правоохранителей — на отъем лакомого кусочка чужой собственности.

Это мы, в нарушение норм ВТО, блокируем в украинских портах суда с зерном, чтобы под палящим солнцем оно потеряло классность и годилось лишь на корм скоту.

Это мы, при трогательном понимании «добрых судей», не возвращаем многомиллионные кредиты, потраченные на покупку чашечки кофе и пирожного в редакционном буфете.

Мы не возвращаем НДС. Мы приобретаем «хатынки» за деньги на ремонт дорог и строительство метро. Мы уничтожаем базы данных госструктур и «теряем» приватизационные документы целыми автомобилями.

Мы, мы, мы…

Можете даже — в лучших демократических традициях! — ввести запрет на профессию. Думаете, реформам поможет?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно