В «АГРОМИНЕРАЛЬНОМ» ПОЛЕ ОДИН — НЕ ВОИН ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО НАК «НЕФТЕГАЗ УКРАИНЫ»

Поделиться
В этом году правительство Украины жестко настаивает на том, что аграрии должны работать в рамках рыночных отношений...

В этом году правительство Украины жестко настаивает на том, что аграрии должны работать в рамках рыночных отношений. То есть схемы предыдущих лет, когда топливо и удобрения поставлялись согласно правительственным постановлениям без наименьших гарантий последующего расчета, должны исчезнуть. Поэтому, одной из первых правительственных инициатив стал поиск возможностей по кредитованию АПК и изменение схемы поставок минеральных удобрений.

Схемы с вариациями

Ввиду отсутствия «живых» денег правительство каждый год вынуждено генерировать новые схемы производства и поставки минеральных удобрений аграриям. С 1997 года благородным делом обеспечения сельхозпроизводителей минудобрениями по различным схемам занимались «Украинская газовая компания», «Укргазсбыт», «Итера Украины», «Сирка», «Сумыхимпром», «Ривноазот», «Интергаз», «Импэкс Трейд», «Инэк», Торговый дом «Галичина», «Украинский фондовый союз» — победители тендера или уполномоченные правительством поставщики минудобрений. И, увы, еще не было случая, чтобы с операторами «минеральных» госпрограмм рассчитались вовремя…

В 1999 году схему решили было усовершенствовать и одновременно упростить. В соответствии с «Порядком обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и средствами защиты растений» в прошлом году НАК «Нефтегаз Украины» поставил химическим предприятиям 1,2 млрд. кубометров газа для производства минудобрений. Согласно правительственному решению цена этого газа не должна была превышать 27,8 долл. за 1000 кубометров с учетом транспортировки.

В итоге химические предприятия получили газ по цене 95,27 грн. за 1000 кубометров с учетом транспортной составляющей (42 грн.). А НАК, в лице Торгового дома «Газ Украины», который и занимался поставками газа для производства минудобрений, понес убытки в 213 млн. грн. — по 175 гривен на каждой тысяче кубометров газа, поставленного по фиксированной цене.

В декабре в Кабмине родилась очередная идея организации поставок минудобрений: постановлением от 18 декабря 1999 года НАК обязали поставить химическим предприятиям, производящим минудобрения, 1596 млн. кубометров газа по цене не выше 128,8 грн. за 1000 кубометров (с учетом транспортной составляющей) в счет погашения налоговой задолженности предприятий НАК «Нефтегаз Украины» перед госбюджетом по состоянию на 1 января 2000 года.

Следует заметить, что средняя рыночная цена на газ, сформированная в ходе последних аукционных торгов, составила около 140 грн. за 1000 кубометров.

Согласно постановлению Минтопэнерго через энергопоставляющие компании должно было обеспечить химические предприятия, производящие минудобрения, и электроэнергией в объеме 429 млн. кВт/час по тарифу 60 грн. за 1 тыс. кВт/час (с учетом НДС).

При этом средняя цена на оптовом рынке электроэнергии составляет около 150 грн. за тыс. кВт/час.

Министерству транспорта вменялось обеспечить первоочередное выделение подвижного состава для перевозки минудобрений, сырья и компонентов для его производства по предъявлению без взыскания дополнительной платы за внеплановое выделение подвижного состава, при этом по цене на 15% ниже действующих тарифов на перевозку минудобрений железнодорожным транспортом.

Вырученные от реализации минеральных удобрений средства НАК «Нефтегаз Украины» — за природный газ, генерирующие компании Минтопэнерго — за электроэнергию должны были получить по мере поступления этих средств, но не позднее 1 октября 2000 года.

По подсчетам специалистов НАКа, в случае реализации предложенной схемы убытки «Нефтегаза Украины» составили бы 300—400 млн. грн…

Кому нужна «минеральная» госпрограмма?



Принципиальное отличие схемы поставок удобрений в 2000 году от предыдущих и декабрьской состоит в том, что НАК «Нефтегаз Украины» производит удобрения на давальческих условиях и соответственно является их владельцем. Новая схема была предложена Министерством аграрной политики, Госкомитетом промышленной политики и «Нефтегазом Украины».

>

Согласно правительственному постановлению «О механизме обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями в 2000 году», НАК должен произвести 300 тыс. тонн минеральных удобрений. При этом компания обеспечивает химические предприятия, производящие минудобрения, газом на давальческих условиях в объеме 1,5 млрд. кубометров в течение февраля — мая этого года, и электроэнергией в объеме 1,1 млрд. кВт/час.

Тем не менее, новая схема является переходной, и в рамки полностью рыночной не вписывается. К примеру, постановление, о котором идет речь, предусматривает, что цена электроэнергии, поставляемой НАКом производителям минудобрений, не должна превышать 6,6 коп. за кВт/час, что не только ниже цены на рынке, но приближается к той отметке, которую вице- премьер-министр Юлия Тимошенко как-то назвала «аморальной».

Невзирая на согласование механизма обеспечения с Минтопэнерго, уже первая попытка реализовать предписанную схему поставок электроэнергии химпредприятиям натолкнулась на проблемы.

Согласно постановлению НАК должен поставлять электроэнергию в счет погашения задолженности энергогенерирующих предприятий перед «Нефтегазом Украины» за потребленный газ. Оплата транспортировки электроэнергии к химическим предприятиям должно было осуществляться в счет погашения кредиторской задолженности облэнерго перед НЭК «Укрэнерго», НЭК перед генерирующими компаниями, а энергогенерирующих компаний перед НАКом.

«Минтопэнерго завизировало постановление Кабмина, то есть они были полностью согласны с предложенными схемами. Сейчас же, когда дело дошло до поставок электроэнергии, возникли трудности», — заявил заместитель генерального директора «Торгового дома «Газ Украины» Максим Степанов.

Реально программой поставок удобрений занимается дочерняя компания НАКа — «Торговый дом «Газ Украины», которая на момент принятия постановления еще не имела лицензии на поставку электроэнергии по нерегулируемому тарифу. Компания сразу подала документы на получение лицензии и предложила — до получения лицензии — поставлять электроэнергию по другой схеме.

Предполагалось, что с одной из генкомпаний будет подписан договор комиссии, согласно которому энергокомпания произведет и поставит на химпредприятия электроэнергию. К 26 февраля ТД «Газ Украины» удалось договориться об участии в этой схеме компании «Центрэнерго» в счет погашения долгов этой компании за использованный газ.

Но тут же проявилась новая проблема: заявки об адресной поставке электроэнергии на следующий месяц должны подаваться до 25 числа текущего. ТД «Газ Украины» обратился в Минтопэнерго с предложением решить эту проблему, на что официального ответа не получил. В частных беседах руководство Минэнерго ссылалось на невозможность изменения баланса электроэнергии на текущий месяц и отказывалось предоставить «Центрэнерго» возможность поставлять электроэнергию химическим предприятиям.

В НАКе, однако, считают, что принципиальная возможность разрешения этой ситуации существует, а вся проблема в том, что Минэнерго не желает рассчитываться по старым долгам, которые приближаются к 5 млрд. грн. И именно поэтому энергетики требуют поставки «свежего» газа под производство электроэнергии для химиков. Но в этом нет необходимости, есть необходимость организовать доставку энергоресурсов на химпредприятия. Но попытки убедить Минтопэнерго в том, что через пару месяцев необходимость в удобрениях, а значит и в сырье для их производства исчезнет, не увенчались успехом.

А пока НАК убеждал Минтопэнерго, химики стали требовать изменения схемы оплаты передела сырья. В постановлении предусматривалось, что 25% стоимости переработки будет оплачено деньгами, 10% — в счет погашения «газовой» задолженности химических предприятий перед НАКом, 35% — в счет поставок электроэнергии, 30% — в счет поставок газа.

Однако, из вышеописанной схемы поставок, к примеру, по Северодонецкому ГПП «Объединение Азот» уже пришлось исключить электроэнергию. Аналогичная ситуация может возникнуть и на «Ривноазоте». Директора химпредприятий начинают выказывать опасения, что НАК не сможет выполнить свои обязательства перед ними по поставке электроэнергии, хотя реально решение этого вопроса, считают в НАКе, полностью зависит от Минтопэнерго.

Отсутствие поддержки со стороны Минтопэнерго спровоцировало и противодействие схеме со стороны облэнерго. Причем, если «Луганскоблэнерго» (на его территории расположено Северодонецкое ГПП) является акционерной компанией со значительной долей частного капитала, владельцы которой могут еще подумать о выгодности участия в «минеральной» госпрограмме, то «Ривнооблэнерго» контролируется государством, и тем не менее именно это облэнерго грозит отключить «Ривноазот» от энергоснабжения. В то же время «Ривнооблэнерго» имеет задолженность перед НЭК «Укрэнерго» и при минимальном участии Минэнерго вопрос оплаты транспортировки электроэнергии посредством погашения долгов энергетиков за газ можно было бы решить. А пока энергораспределяющие компании требуют деньги за транспортировку.

В свою очередь химпредприятия предупреждают о возможности приостановления отгрузок удобрений. И все же пока НАКу удается решать производственные задачи, и отгрузка удобрений ведется со всех предприятий, задействованных в программе.И, как считают в НАКе, успешное решение проблем с химическими предприятиями и «Укрзализницей» только лишний раз подчеркивает пассивность остальных участников схемы.

Облгосадминистрации в раздумьях

Еще одним блоком проблем является конечная реализация удобрений. Симптоматично, что ни инициатор схемы — Министерство аграрной политики, ни областные госадминистрации практически не участвуют в организации поставок удобрений селу. В то же время заместитель министра аграрной политики Сергей Рыжук высказывает предположения о том, что НАК не справляется с реализацией госпрограммы. «Они («Нефтегаз Украины») думали, что поставки удобрений — это раз-два и готово, а на самом деле это очень большая и сложная программа, вот «Нефтегаз Украины» и пытается войти в колею», — заявил он «Українським новинам».

Как отметил заместитель главы ТД «Газ Украины» Максим Степанов, МинАПК до последнего времени занимало позиции статиста в обеспечении сельских хозяйств удобрениями.

От облгосадминистраций, собственно, требуется немногое. В условиях безденежья сельхозпроизводители не имеют возможности предоставить банковские гарантии для осуществления поставок удобрений под будущий урожай. Практика же устных обещаний показывает, что в длинной очереди кредиторов далеко не все могут рассчитывать на своевременную компенсацию долгов. Тем более, что государство может принять очередное постановление, предусматривающее первоочередной расчет с бюджетом и госрезервом. Тогда всем другим кредиторам придется занимать очередь уже на следующий год.

Не дождавшись предложений от облгосадминистраций относительно операторов по реализации удобрений в областях, НАК заключил с областными агрохимическими объединениями (облагрохимы) договора ответственного хранения и договора поручения, согласно которым облагрохимы принимают на свои склады минудобрения и реализовывают их на условиях НАКа.

«Нефтегаз Украины» предложил аграриям достаточно конкурентную цену: тонна аммиачной селитры при оплате деньгами и учетом доставки стоит 380 грн. (при рыночной цене около 420 грн. за тонну); при поставках под урожай цена учитывает кредитную ставку банка, который выдал гарантию оплаты, и составит около 530 грн.

НАКом также был предложен и вариант предоставления сельхозпроизводителям банковских гарантий. Облгосадминистрации могли бы сформировать у себя гарантийные фонды, которые служили бы основанием банкам для выдачи гарантий производителям. Такая схема была реализована в Республике Крым, где местное правительство прописало такой фонд отдельной строкой в бюджете. «Укрсоцбанк» предоставляет ТД «Газ Украины» гарантии оплаты полученных удобрений из будущего урожая. На этой неделе еще и Харьковская область может высказаться в поддержку такого предложения.

...Наиболее критическая ситуация сейчас складывается в южных областях, где вопрос поставок должен быть решен в ближайшее время. Внесение удобрений здесь закончится в середине апреля, а это означает, что все несогласованные моменты должны быть решены на протяжении ближайших недели-двух.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме