УНИВЕРСИТЕТЫ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТ

7 октября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №40, 7 октября-15 октября

В обществе развитых информационных технологий процесс получения образования оказывается все кре...

В обществе развитых информационных технологий процесс получения образования оказывается все крепче связанным с операторами кабельных сетей, телевизионными, телефонными и компьютерными «То ли еще будет… междусобойчиками». Преподаватель, которого раньше больше всего заботило, как отыскать нужные слова и интонации, чтобы лучше донести полезную информацию до конкретной аудитории, сейчас все чаще задумывается о прелестях цифровой обработки конкретной информации, рассчитанной на ее абстрактного потребителя. Впрочем, дистанционное обучение заставляет заново переосмысливать не только саму методику преподавания. Под вопросом на Западе оказывается и собственно система высшего обучения, с ее колледжами и университетами. Хотя саму по себе идею дистанционного образования новой назвать сложно. Первые заочные курсы появились в Европе еще в середине XIX столетия, и основным средством коммуникации на тот момент являлась переписка. С середины нашего века все большую роль в дистанционном образовании начали играть телевизоры и компьютеры. Однако до самого последнего момента ничего революционного в новых методиках обучения не усматривалось. Хотя бы потому, что число приверженцев дистанционного образования увеличивалось весьма незначительно.

И только с пришествием Интернета (к слову сказать, 50-миллионный пользователь телефоном появился спустя 74 года после его внедрения, а Интернет завоевал такую же аудиторию всего лишь за 4 года) изменения в структуре высшего образования приняли лавинообразный характер. Артур Левин, президент Педагогического колледжа при Колумбийском университете, выделяет четыре основные движущие силы Интернет-зависимой трансформации системы образования.

Во-первых, общество, основанное на использовании информационных технологий, основным своим богатством считает интеллектуальный капитал, и получения стартового образования перед началом профессиональной карьеры будет уже недостаточно. Но и прерывать свою профессиональную деятельность для повышения уровня своего образования тоже вряд ли будет целесообразно. Зато дистанционное обучение будет здесь как нельзя более кстати.

Во-вторых, в развитых странах уже произошло качественное изменение состава студентов высших учебных заведений. Теперь «традиционным» студентом (в возрасте 18-25 лет, посещающим лекции в дневное время и живущим в университетском городке) является лишь каждый пятый учащийся. Наиболее быстрорастущей группой студентов оказались молодые женщины в возрасте от 25 лет, совмещающие обучение с постоянной работой, чаще всего по той же специальности. Для них дистанционное образование также оказывается оптимальным выбором.

Третьим фактором оказывается экономический. За период с 1980 по 1997 годы средняя стоимость обучения в колледже (вместе с проживанием) возросла на 300 процентов. В настоящее время только пять процентов американских семей могут позволить себе оплатить расходы на обучение своих детей в частных высших заведениях. А государственное высшее образование который год уже находится под дамокловым мечом сокращения. Предположительно, в сторону расширения системы дистанционного образования.

Тем более что технологический прогресс, который является четвертым фактором этого процесса, уже сейчас позволяет двум из пяти американских семей получать дистанционное образование при помощи домашнего компьютера, подключенного к Интернету.

Правда, для этого специалистам по образованию придется преодолеть достаточно важную проблему: стоимость образования в Америке напрямую зависит от престижности и авторитетности высшего учебного заведения. Обеспечить сохранение такой высокой репутации даже при дистанционном образовании - задача достаточно сложная. Тем не менее частный сектор уже всерьез взялся за ее решение. Если система государственных учебных заведений не сможет в ближайшее время переориентироваться в новом направлении, то ей, скорее всего, грозит полное вымирание.

По материалам

International Herald Tribune

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно