«УКРРЕЧФЛОТ» НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ ЗА ВРЕМЯ ДЕСЯТИЛЕТНЕГО ПЛАВАНИЯ В МОРЕ СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КОМПАНИЯ НЕ ТОЛЬКО СОХРАНИЛА СЕБЯ В СОБСТВЕННОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА, НО И СТАЛА САМЫМ УСПЕШНЫМ УКРАИНСКИМ ПЕРЕВОЗЧИКОМ

Поделиться
В ноябре акционерная судоходная компания «Укрречфлот» празднует свое десятилетие. За эти годы бы...

В ноябре акционерная судоходная компания «Укрречфлот» празднует свое десятилетие. За эти годы бывшее государственное предприятие стало одной из крупнейших и наиболее успешных украинских судоходных компаний и выполняет сейчас более 40% грузовых перевозок речным и морским флотом нашего государства. Объем грузоперевозок компании за десять лет удвоился. Сегодня суда «Укрречфлота» заходят в порты 35 стран Атлантического побережья, Черного, Средиземного, Балтийского и других морей. Управление «Укрречфлотом» организовано на уровне современных европейских образцов, что позволяет хорошо зарабатывать всем работающим в компании: от матросов до топ-менеджеров. О сегодняшнем дне и перспективах компании мы беседуем с президентом АСК «Укрречфлот» Николаем СЛАВОВЫМ.

— Николай Антонович, фактически с возглавляемой вами компании в стране началась «большая приватизация»?

— Да. В советские времена это было Межотраслевое государственное объединение речного флота «Укрречфлот». В соответствии с приказом Фонда государственного имущества Украины от 10.11.1992 года №477, на его базе была создана Акционерная судоходная компания «Укрречфлот». За 10-летний период своего становления и развития АСК «Укрречфлот» прошла путь от государственного транспортного предприятия до одной из крупнейших в Украине судоходных компаний. Отмечу, что реформирование всех сфер деятельности судоходной компании руководство АСК «Укрречфлот» проводило в полном соответствии с курсом социально-экономических реформ, обозначенным Президентом Украины Леонидом Кучмой. Благодаря плодотворному сотрудничеству с опытными специалистами Кабинета министров Украины, Фонда государственного имущества, Министерства транспорта Украины, Киевской городской и ряда областных госадминистраций, АСК «Укрречфлот» удалось разработать и воплотить в жизнь оптимальный вариант разгосударствления и приватизации предприятий речного транспорта, который со временем был распространен на предприятия других отраслей экономики Украины. С июля 1996 года АСК «Укрречфлот» стала полностью негосударственным предприятием отрасли морского и речного транспорта Украины, основанным на коллективной собственности около 100 тысяч ее акционеров. Следует отметить, что практически все этапы развития и реформирования судоходной компании проводились в нашем государстве впервые.

— Сегодня не модно рапортовать о достижениях, но к юбилею, пожалуй, можно... С чем компания встречает свое десятилетие?

— Сегодня АСК «Укрречфлот» и ее дочерние предприятия предоставляют комплекс транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров морским и речным флотом, погрузочно-перегрузочным работам в портах, по судостроению и судоремонту, фрахтованию и агентированию флота, по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов, по туризму и т.п. В составе компании находится более 200 самоходных и несамоходных сухогрузов. Эти суда стабильно работают на перевозках экспортно-импортных грузов и грузов зарубежных фрахтователей в Средиземноморском, Черноморско-Азовском, Дунайском бассейнах и грузов отечественных потребителей на внутренних водных путях Украины. Главными направлениями международных перевозок являются линии из речных и морских портов Украины в порты Болгарии, Турции, Греции, Италии, Израиля, Румынии, Югославии, Франции, Испании, а также между зарубежными портами Средиземноморского бассейна. Благодаря проведенным реформам АСК «Укрречфлот» удалось кардинально улучшить показатели своей финансово-хозяйственной деятельности. Так, за период работы в новых экономических условиях объемы грузовых перевозок судами компании возросли более чем в два раза. Сегодня АСК «Укрречфлот» осуществляет более 40% перевозок внешнеторговых грузов от общего объема их перевозок украинскими судовладельцами. При этом объемы грузовых перевозок судами компании стабильно возрастают. За первое полугодие 2002 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, они увеличились на 11%, а в июле–августе текущего года выросли на 17%, в том числе перевозки на Днепре увеличились на 2%. Благодаря росту объемов перевозок грузов в АСК «Укрречфлот» значительно повысились доходы, особенно от осуществления заграничных перевозок. По сравнению с 1993 годом, валютные поступления увеличились почти на 90%. За 7 месяцев текущего года валютные доходы АСК «Укрречфлот», по сравнению с 2001 годом, выросли более чем на 12%. А это едва ли не важнейший показатель успешной деятельности компании! За этот же период доходы от внутрибассейновых (река Днепр) и каботажных перевозок, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличились на 11%. Следует отметить, что главной причиной увеличения спроса на грузовые перевозки является общий рост экономических показателей нашего государства, особенно его экспортных отраслей. А это, в свою очередь, произошло благодаря взвешенной социально-экономической политике, проводимой правительством Украины.

— Но ведь «Укрречфлотом» руководит не правительство, а конкретные менеджеры... Что за эти годы сделано для улучшения эффективности работы компании?

— Действительно, не менее важная составная успеха АСК «Укрречфлот» — постоянная работа ее правления и руководства по реструктуризации компании, поиску перспективных рынков морских и речных перевозок, внедрению новых форм и методов хозяйствования, признанных международной практикой систем управления качеством, бюджетирования, учета и аудита, обучения и управления персоналом. С целью повышения эффективности работы и конкурентоспособности компании на международных фрахтовых рынках, учитывая опыт европейских стран, в АСК «Укрречфлот» в 2000—2002 годах была создана первая в морской отрасли Украины вертикально интегрированная транспортная система перевозки грузов по принципу «от двери до двери» путем присоединения к «Укрречфлоту» Запорожского, Херсонского, Николаевского и Днепропетровского речных портов. Присоединение портов к компании позволило привлечь на речной транспорт значительные дополнительные грузопотоки и инвестиционные ресурсы, а также создать сотни новых рабочих мест. Так, в 2001—2002 годах совместными усилиями АСК «Укрречфлот», речных портов и грузовладельцев были построены и введены в эксплуатацию комплексы по переработке зерновых грузов в Николаевском и Днепропетровском речных портах, комплекс по переработке минеральных удобрений в Херсонском речном порту, складской комплекс по хранению и переработке металлопродукции в Запорожском порту. Структурные преобразования, проведенные на Херсонском и Запорожском судостроительных-судоремонтных заводах АСК «Укрречфлот», позволили компании загрузить производственные мощности этих предприятий на работу в две смены и почти полностью отказаться от ремонта собственного флота у сторонних коммерческих украинских и зарубежных фирм. С начала года в АСК «Укрречфлот» действует новая корпоративная и организационная структура управления, связанная прежде всего с внедрением системы бюджетирования и материального поощрения персонала компании. Бюджетирование предполагает разработку и выполнение бюджетов каждым центром доходов и расходов АСК «Укрречфлот». В свою очередь, выполнение бюджета материально стимулируется из специальных премиальных фондов — бонусов, размер которых может достигать 100% должностного оклада. Такая система материального стимулирования установила непосредственную связь заработной платы с результатами труда каждого работника и трудового коллектива компании в целом. Внедрение системы бюджетирования и стимулирования персонала позволило только за последние полгода значительно повысить доходы от работы транспортного флота и уменьшить затраты на его эксплуатацию. В ближайшей перспективе АСК «Укрречфлот» должен превратиться в мобильную вертикально интегрированную судоходную компанию холдингового типа, конкурентоспособную на всех международных и отечественных фрахтовых рынках.

— Одно из главных препятствий на пути успешной деятельности большинства бывших государственных судоходных компаний — крайне устаревший флот. Как эту проблему решает «Укрречфлот»?

— АСК «Укрречфлот» — единственная из украинских судоходных компаний, строящая сейчас новый флот. В частности, пять судов построено за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития, впервые предоставленного в 1995 году отечественному предприятию без каким либо гарантий со стороны государства. Мы считаем это наибольшим достижением АСК «Укрречфлот» в послеприватизационный период. Новые теплоходы — это высокоэффективные автоматизированные суда смешанного «река—море» плавания, соответствующие перспективным направлениям судостроения и международным требованиям судоходного бизнеса. Вновь построенные теплоходы значительно расширили географию перевозок грузов судами компании. Они осуществляют рейсы в порты Швеции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Португалии, Ирландии, а также в порты Атлантического побережья Франции, Испании, стран Северо-Западной и Западной Африки. В июле текущего года впервые за всю историю отечественного судоходства один из новых теплоходов АСК «Укрречфлот» — «Владимир Савельев» — выполнил прямой рейс из Великобритании в Киев с грузом металлообрабатывающего оборудования для одного из киевских предприятий. Этот рейс украинского теплохода еще раз доказал, что Украина была и остается морским государством. Четкое выполнение АСК «Укрречфлот» платежных обязательств по Первому Кредитному Соглашению способствовало подписанию 20 октября 2000 года с ЕБРР дополнительного соглашения о финансировании строительства еще двух сухогрузов, которые войдут в эксплуатацию до конца 2002 года. И к тому же сегодня специалистами ЕБРР совместно с АСК «Укрречфлот» подготовлен новый проект кредитования строительства судов новой серии дедвейтом до 7 тысяч тонн каждое. Всего планируется построить 10 таких судов. Тендер на строительство этой серии теплоходов выиграл отечественный судостроительный завод DAMEN SHIPYARDS OKEAN в г. Николаева. По достигнутым договоренностям, первое судно серии будет сдано в эксплуатацию во втором полугодии 2004 года, а следующие теплоходы компания будет получать через каждые три месяца. Разработанная схема строительства нового флота позволяет украинской судоходной компании строить суда на отечественной судоверфи за счет финансовой поддержки ЕБРР, создавая при этом тысячи дополнительных рабочих мест для украинских граждан и привлекая в Украину необходимые иностранные инвестиции. АСК «Укрречфлот» искренне признательна Кабинету министров Украины, Министерству транспорта Украины и другим государственным учреждениям за всестороннюю поддержку своих начинаний. Активная позиция центральных органов государственной исполнительной власти в этом вопросе позволяет надеяться на быстрое возрождение украинского торгового флота и утверждение позиций Украины в качестве крупного морского государства.

— Ваша компания перевозит только грузы?

— Разумеется, нет. АСК «Укрречфлот» осуществляет перевозки пассажиров на туристических круизных линиях «Киев—Одесса—Киев», «Киев—Одесса—Севастополь—Ялта—Киев». Начиная с 2001 года, компания открыла новую международную круизную линию «Киев—Одесса—порты Болгарии (Несебр)—Киев», а летом текущего года под эгидой «Года Украины в России» АСК «Укрречфлот» провела экспериментальный круизный рейс по маршруту «Ростов-на-Дону (Россия) — Одесса — Несебр (Болгария)» на теплоходе «Т.Г. Шевченко». В ближайшей перспективе круизные линии компании, обслуживаемые туристическими судами под украинскими флагами, пройдут через морские и речные порты России, Румынии и Турции — Констанцу, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, порты на Волге и ее притоках. Кроме туристических рейсов, компания осуществляет и местные перевозки пассажиров флотом Запорожского, Херсонского, Николаевского и Днепропетровского речных портов. Так, в 2001 году местным флотом портов было перевезено 1,7 млн. человек. При этом, в связи с большим количеством льготных категорий пассажиров, компания и речные порты дотируют социально необходимые пассажирские перевозки своими собственными средствами. В прошлом году подобные дотации составили около 5,0 млн. гривен. Несмотря на убытки, АСК «Укрречфлот» вместе со своими портами будет и в дальнейшем выполнять эти социально важные перевозки.

— Об успехах компании в определенной степени свидетельствует благосостояние ее работников. Как с этим в «Укрречфлоте»?

— Традиционно АСК «Укрречфлот» уделяет большое внимание решению социальных вопросов развития, прежде всего за счет материального стимулирования членов своего трудового коллектива, а также оказания помощи и поддержки пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, иным социально-незащищенным слоям населения. Так, после внедрения новой системы оплаты и стимулирования труда средний доход на одного работающего в компании увеличился почти на 50% и составляет сегодня более 1500 гривен в месяц. Много делается для медицинского обеспечения речников, членов их семей, ветеранов и пенсионеров области. За средства компании содержатся детский оздоровительный лагерь «Днепр» на берегу Черного моря в Лазурном и детский лечебно-оздоровительный комплекс «Днепровские волны» в г.Киеве. Сегодня АСК «Укрречфлот» строит детский медико-лечебный комплекс в г. Киеве со сметной стоимостью более 20 млн. гривен, планируя ввести его в эксплуатацию в 2003 году. Кроме того, компания ежегодно расходует значительные средства на помощь территориальным общинам, медицинским и детским учреждениям, общественным организациям по месту расположения своих предприятий и структурных подразделений, а также ведет большую благотворительную деятельность. Уже второй год подряд АСК «Укрречфлот» совместно с благотворительным фондом «Надії и Добра» за свои средства проводит круиз с детьми-сиротами и детьми-инвалидами по маршруту: «Одесса — Международный детский центр «Артек» — Севастополь — Евпатория — Одесса», расходуя на это около миллиона гривен ежегодно. Оперативно, по законам морской взаимопомощи, откликнулись моряки и речники компании на трагедию на Скниловском аэродроме во Львове. АСК «Укрречфлот» перечислила в фонд помощи потерпевшим 100 тысяч гривен, а члены трудового коллектива компании на своих собраниях единодушно приняли решения перечислить свою однодневную зарплату пострадавшим семьям. Проведенное социально-экономическое реформирование предприятия и достигнутые благодаря этому стабильные в течение всех десяти лет результаты финансово-хозяйственной деятельности вывели АСК «Укрречфлот» на позиции одного из весомых налогоплательщиков государства. За добросовестное и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней компания награждена Грамотой Государственной налоговой администрации Украины. Следует отметить, что благодаря экономическим реформам, АСК «Укрречфлот» по рейтингу «Украинской инвестиционной газеты» «ТОП-100» ежегодно входит в сотню лучших предприятий Украины. Кстати, разработка и реализация схемы приватизации и реформирования отрасли водного транспорта была высоко оценена государством. За воплощение ее в жизнь группа сотрудников компании удостоена Государственной премии Украины в отрасли науки и техники за 1998 год. Оценил нас и Президент Украины Леонид Кучма, отметив однажды, что «...«Укрречфлот» — это модель развития, к которой мы должны стремиться».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме