Украинский авторынок уже в Европе… По объемам продаж — на 12-м месте, по ценам — просто вне конкуренции

24 февраля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 24 февраля-3 марта

В минувшем году и начале нынешнего отечественный авторынок демонстрирует впечатляющий рост. По его размеру наша страна уже занимает 12-е место в Европе...

В минувшем году и начале нынешнего отечественный авторынок демонстрирует впечатляющий рост. По его размеру наша страна уже занимает 12-е место в Европе. Если темпы роста сохранятся и в текущем году, то страна войдет в первую десятку крупнейших рынков Старого Света.

Подорожание — стимул к покупке

За весь 2005 год в Украине продано более 265 тысяч новых легковых автомобилей (по данным Auto-Consulting). Это на 25% больше, чем год назад, и вдвое больше, чем три года назад. Результат довольно неожиданный, ведь в течение года на рынке происходило много событий, из-за которых новые автомобили существенно дорожали. Так, уже в марте 2005 года депутаты приняли изменения в госбюджет, в которых льготы для автопроизводителей были отменены, а ввозные пошлины на иномарки — повышены. В результате автомобили, производимые в стране или собираемые крупноузловым методом, стали дороже на 7—20%. Некоторые авто и вовсе перестали собираться в Украине (ГАЗ, УАЗ).

В то же время легковушки, импортированные в нашу страну, подорожали в среднем всего лишь на 5%. А высокие пошлины и акцизы на ввоз подержанных автомобилей сделали «бэушный» импорт фактически убыточным. В итоге ввоз в Украину из Европы 2—7-летней машины и ее законная растаможка сейчас обходится дороже, чем покупка аналогичной на отечественном вторичном авторынке. Полулегальные схемы (без оплаты таможенных платежей), которые процветали еще полгода назад, из-за большой шумихи вокруг программы «Контрабанда-Стоп!» приостановились. Теперь большинство 2—7-летних автомобилей в нашей стране продается из числа купленных несколько лет назад у отечественных автодилеров. Причем постоянный рост цен на новые автомобили позволяет продавать машину, купленную в салоне несколько лет назад, практически за те же деньги, что она стоила новой.

На рынке ажиотаж и дефицит

Перед майским массовым подорожанием новых автомашин (связанным с отменой льгот для местного автопрома и повышением ставок импортных пошлин) в стране был создан огромный ажиотаж — в апреле украинцы массово скупали автомобили.

Впрочем, это был лишь первый пик продаж в году. Ведь после всех законодательных изменений владельцы автозаводов не смогли смириться с тем, что собираемые в нашей стране автомобили стали стоить практически столько же, сколько завезенные в нашу страну. Они инициировали очередное повышение ввозных пошлин на иномарки еще на 5—25% от таможенной стоимости автомашины. А сами занялись защитой инвестиционных программ, которые дают возможность беспошлинно ввозить комплектующие для сборки машин в Украине. (Надо заметить, что на российские автомобили пошлины не распространяются, из-за чего именно ВАЗы в течение года покупали в полтора раза лучше, чем год назад.) Повышение пошлин на ввозимые легковушки вступило в силу 17 августа. Накануне этой даты на рынке опять наблюдалась массовая скупка легковушек. На некоторые иномарки образовался дефицит, который продолжался еще несколько месяцев. Осенью украинцы покупали автомобили уже по новым, более высоким по сравнению с весенними, ценам. Причем так активно, что в ГАИ закончились бланки постоянных техпаспортов для регистрации автотранспорта. Такие бланки выписывались в основном для автомобилей, купленных с помощью банковского кредита. Именно в это время продажи в кредит становились все более популярными. Банки начали предоставлять кредиты на покупку легковушек сроком шесть—семь лет, разработали программы, благодаря которым покупатель автомобиля мог в течение этого срока платить постоянную сумму в несколько сот долларов. Многие кредитные программы позволяли вначале вообще не вносить первоначальный взнос (только регистрационные платежи плюс страховка). Перед Новым годом автодилеры традиционно объявили привлекательные условия для покупателей, и те не заставили себя ждать. В итоге во втором полугодии 2005-го украинцы покупали около 25 тысяч новых легковушек в месяц, обеспечив в сумме за 12 месяцев на четверть больший рост рынка, чем в предыдущем году.

Рост продолжается

В первые месяцы 2006 года, судя по рапортам автоимпортеров, тенденция роста продаж сохранилась — некоторые марки улучшили свои показатели по сравнению с прошлым годом на 30%, другие — в несколько раз. Исходя из того, что в первой половине года законодателям, скорее всего, будет не до автомобилей, а у многих людей благодаря избирательной гонке появятся деньги и желание купить автомобиль, текущий год у автопродавцов будет не менее удачным. Тем более что они подготовились и намерены вывести на рынок ряд новых марок, в том числе недорогих китайских. Да и отечественные автопроизводители намерены существенно увеличить объемы выпуска автомобилей, расширить их номенклатуру и часть из них поставить на экспорт.

Догнали, теперь перегоним?

Если темпы роста авторынка в Украине сохранятся в 2006 году на том же уровне, что и в прошлом, то объем рынка продаж может вырасти до 300 тысяч машин. С учетом сегодняшней стабилизации, а скорее, даже небольшого спада автопродаж в большинстве стран Европы, у Украины есть все шансы войти в первую десятку стран с наибольшим объемом реализации новых авто. Уже в 2005 году Украина опередила Польшу, Швейцарию и Португалию. При объемах рынка в 300 тысяч машин наша страна сможет опередить Грецию и Швецию, или даже Австрию, заняв 9—10-е места в Старом Свете. В таком случае наша страна вплотную приблизится к крупнейшим автомобильным странам Европы, которые владеют собственной крупной автопромышленностью.

P.S. Судя по всему, в этом году рынок тоже будет подвержен ценовой лихорадке. В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект №8664 от 27.12.2005 г. под авторством народного депутата Корчинского «О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» (в отношении таможенных ставок на транспортные средства)». В данном документе предлагается увеличить ввозную пошлину на легковые автомобили до 35%, а на грузовики до 30% от их таможенной стоимости. В то же время в парламенте обсуждался вопрос о снижении пошлин до 10% в связи с вхождением нашей страны во Всемирную торговую организацию. Знать бы, чья возьмет…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно