Украинская классика инвестиционного жанра

10 июня, 2005, 00:00 Распечатать

Успех вызывает внимание. Особенно, если это успех в бизнесе. Особенно в украинском. Неудивительно, что проект «Еврокар» сегодня на слуху...

Успех вызывает внимание. Особенно, если это успех в бизнесе. Особенно в украинском. Неудивительно, что проект «Еврокар» сегодня на слуху. Классический пример венчурных инвестиций, несколько амбициозный, вместе с тем просчитанный и реалистичный проект создания автомобилестроительного завода «с нуля» получает надлежащую финансовую поддержку отечественного банка. К сожалению, подобных примеров в Украине не так много — большинство успешных предприятий работают либо на базе советских мощностей, либо были созданы при участии западного капитала. О подробностях реализации и финансирования проекта, а также о сегодняшних перспективах украинских бизнесменов привлечь инвестиции для собственных смелых проектов рассказывают председатель правления «Укргазбанка» Вадим Ляшко, генеральный директор ЗАО «Еврокар» Олег Боярин и член наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Дмитрий Чернобай.

— Как родилась идея создания «Еврокара»?

Олег Боярин: В 1997 году Верховной Радой был принят специальный закон о поддержке национальной автомобильной промышленности, в стране начали активно обсуждаться вопросы стимулирования автомобильного производства. Проанализировав ситуацию, мы отдавали себе отчет, что идея создания отечественного автомобиля утопична. В мире происходят процессы интеграции мировых производителей. На сегодняшний день девять мировых производителей контролируют 90% мирового рынка. Остальные пытаются конкурировать, но я думаю, что в ближайшие 10—15 лет их также ожидает перспектива поглощения. Для запуска производства автомобилей в Украине мы начали подыскивать тот брэнд, который бы соответствовал потребностям отечественных потребителей и вместе с тем имел сильные позиции на мировом рынке. Этим критериям наиболее соответствовала компания «Шкода Авто».

На тот момент уже была создана компания «Автотрейдинг», достаточно активно работавшая на автомобильном рынке около шести лет. Мы пытались завоевать новые позиции и чувствовали в себе силы предложить партнерство чешскому гиганту.

— На какой стадии этого амбициозного проекта к его реализации подключился «Укргазбанк»?

Дмитрий Чернобай: С того момента, когда гениальная, на мой взгляд, идея создания «с нуля» автомобильного завода по производству автомобилей «Шкода» в Украине, которую высказали менеджеры группы компаний «Автотрейдинг», вступила в стадию «материализации».

С 1995 года существовали прекрасные человеческие и деловые отношения между «Автотрейдингом» и «Укргазбанком», так что естественно, что проект был презентован банку. Концепция оказалась здравомыслящей и перспективной, а главное, реалистичной.

Олег Боярин: Мы обращались и в другие банки, но отозвался и решил участвовать в этом проекте именно «Укргазбанк».

Вадим Ляшко: Участие в реализации проекта «Еврокар» действительно имеет для банка большое значение, ведь 2001 год для нас был особенным. В тот период банк менял стратегию своего развития — от отраслевой специализации к универсализации деятельности, шел активный поиск новых ниш для дальнейшего развития. И то, что в этот момент появились перспективные, опытные и убедительные менеджеры, которые сумели привлечь банк в этот проект, думаю, это была удача для обеих сторон.

Наш статус в проекте был очень ответственным — организовать рациональную систему финансирования, обеспечить проект ресурсами, необходимыми по объемам, качеству и срокам.

— Насколько сложно было осуществить строительство завода практически «с нуля»?

Дмитрий Чернобай: Еще до «нуля» в строительстве принципиально важной и весьма нелегкой задачей было получение согласия «Шкода Авто», а также концерна «Фольксваген Груп», которому принадлежит марка.

Олег Боярин: Поясню. Практика таких огромных компаний, у которых бюджет раз в 10 больше, чем бюджет Украины, следующая: разработка любого проекта до того момента, когда будет потрачен один цент, занимает восемь лет и около 10 млн. евро затрат на подготовительные работы.

Дмитрий Чернобай: Мы знали априори, что для полномасштабного выхода на национальный рынок крупного автопроизводителя потребуется нереально большой период времени. Начинать переговоры, чтобы через восемь лет построить завод — невероятно сложная с экономической точки зрения задача.

Поэтому с самого начала у нас был принцип — работать быстро и оперативно. Не только руководство «Еврокара», но и менеджеры «Укргазбанка» посетили «Шкоду». Чехи подтвердили: да, такая идея может быть реализована. Вопрос стал ребром: если мы, с украинской стороны, продемонстрируем весь арсенал средств, необходимый для запуска — квалифицированный менеджмент, наличие площадки и разрешений местной власти, финансирование и так далее, — то перспектива проведения соответствующего решения на уровне правления «Шкода Авто» и «Фольксваген Груп» в относительно короткие сроки вполне реальна.

Все зависело от нас — украинская сторона осуществляет инвестиции, строит завод. От чехов требовалась лишь добрая (политическая) воля и лицензионное соглашение.

Олег Боярин: «Еврокар» стал самым быстрореализуемым проектом в истории «Шкоды» и концерна «Фольксваген». Летом 2001 года мы привезли одного из членов правления «Шкоды Авто» на объект строительства, показали разрывающие землю тракторы и сказали, что через полгода здесь будет стоять новый завод. Реакцией опытного менеджера, проработавшего в «Фольксваген Груп» более 30 лет, стали слова: «Я участвовал во многих проектах, в том числе развития «Шкоды», но на мой взгляд, это нереально». В конце октября я отправил ему поздравительную открытку с изображением уже построенного корпуса завода, а 19 декабря состоялся технический запуск производства. Немногим ранее, 12 декабря, со «Шкода Авто» было подписано генеральное соглашение о производстве автомобилей этой марки в Украине.

Это исключительное соглашение, оно давало компании, которая не принадлежит концерну «Фольксваген Груп», все права на производство моделей «Шкоды». Подобное соглашение стало вторым случаем в истории концерна после 1946 года.

Дмитрий Чернобай: Подобные «стахановские» сроки стали возможными во многом благодаря тому, что финансовым менеджментом проекта с самых первых дней активно занимался «Укргазбанк». Большинство статей расходов требовали 100% предоплаты, нужно было подтягивать значительные ресурсы. Тем не менее это было необходимо для запуска процесса производства. Подгоняло желание доказать самим себе, что осуществить такой масштабный проект в столь сжатые сроки реально.

— Как на сегодняшний день развивается партнерство «Укргазбанка» и «Еврокара»?

Вадим Ляшко: На сегодняшний день «Еврокар» для «Укргазбанка» является визитной карточкой, об этом смело можно заявлять по истечении четырех лет сотрудничества. Независимо от того, что сегодня «Еврокар» является клиентом не одного банка, на рынке есть устойчивая ассоциация «Укргазбанка» и «Еврокара».

Любой банк, который пытается работать на рынке корпоративных VIP-клиентов, должен понимать, что качество продуктов, стоимость и качество ресурсов для финансирования этих компаний должны быть на порядок оптимальнее существующих на рынке. Поэтому «Еврокар» для нас — клиент, который поднимает планку качества нашей работы на принципиально иной уровень.

Сегодня работа с «Еврокаром» осуществляется не просто в каком-то одном направлении — нам уже не достаточно организовывать или искать соответствующие источники финансирования производства. Мы пытаемся работать комплексно, начиная с организации финансирования поставок комплектующих, заканчивая поддержкой спроса на продукцию, которую реализует эта компания. С помощью розничного кредитования мы формируем рынок сбыта автомобилей «Еврокара» и хотим присутствовать в их точках продаж с нашей продукцией.

Олег Боярин: Растет компания — растет и банк. И, не в последнюю очередь, благодаря взаимовыгодному сотрудничеству. Жизнь не стоит на месте — финансовые потребности компании за годы активной работы выросли в 10 раз. Думаю, это не предел. Так, реализация второй очереди по выпуску автомобилей подразумевает инвестиции только в создание средств производства порядка 200 млн. долл. Поэтому, безусловно, мы должны активно выходить на рынок западного капитала по привлечению ресурсов.

Сегодня «Еврокар» совместно с «Укргазбанком» работает над вопросом привлечения экспортного финансирования с одним из чешских экспортных агентств. Таким образом, мы получим доступ к намного более дешевым ресурсам.

— Планирует ли «Укргазбанк» реализацию других масштабных инвестиционных проектов?

Вадим Ляшко: Сегодня мы работаем над несколькими действительно интересными проектами в области строительства, переработки сельскохозяйственной продукции и машиностроения. С учетом сохранения необходимого уровня ликвидности, планируем в текущем году инвестировать в эти долгосрочные проекты порядка 100 млн. грн.

— Каким образом «Укргазбанк» планирует усилить свои позиции на весьма конкурентном рынке VIP-клиентов?

Вадим Ляшко: Для любого банка имеет определенный соблазн борьба за крупного клиента, за масштабный бизнес. Это тот масштаб, который предопределяет рост валовых показателей банка, а также возможность реализации и продвижения перекрестной продажи дополнительных банковских продуктов.

Чтобы соответствовать требованиям клиентов класса «Еврокара», мы обязаны развивать альтернативные банковскому кредитованию формы финансирования бизнеса. Под альтернативными формами я подразумеваю привлечение средств через облигационные займы, выход на международные рынки с депозитарными расписками, синдицированными заимствованиями, организацию финансирования через фонды совместного инвестирования, фонды финансирования строительства и операций с недвижимостью.

Внедрение новых финансово-кредитных схем, гибкий подход к управлению активов и пассивов — это то, чем мы пытаемся выгодно отличаться на рынке от других банков.

Второе приоритетное направление — это, безусловно, выход банка на международные рынки. Данное направление подразумевает не просто формирование дополнительного источника нашей ресурсной базы. Это организация новых для банка инструментов, которые бы позволили обслуживать экспортно-импортные операции наших клиентов — как предпринимателей малого и среднего бизнеса, так и VIP-клиентов.

Говоря о работе с VIP-клиентами, надо отметить, что руководители подобных предприятий, имея абсолютное право и возможность выбора, диктуют свои условия. Банки в работе с такими корпорациями являются ведомыми.

Олег Боярин: Корпорации также пытаются быть конкурентоспособными. Это наша основная задача, ведь мы тоже имеем конкурентов. Для успешной работы нужно постоянно оптимизировать себестоимость продукции, которая состоит из многих составляющих, в том числе стоимости финансирования. Подобные условия работы, диктуемые рынком, позволяют развиваться как нам, так и банку, так как он расширяет спектр услуг и работает по привлечению более дешевых ресурсов.

— Как работа с VIP-клиентами коррелирует со стратегией специализации на средний и малый бизнес, которую задекларировал «Укргазбанк»?

Вадим Ляшко: Роль, отводимая VIP-клиентам, чрезвычайно важна с точки зрения обслуживания других, более мелких компаний. Именно VIP-клиенты за счет требовательности поднимают за собой качество обслуживания остальных клиентов.

Что касается стратегии, ориентированной на малый и средний бизнес, — это скорее отображение ситуации, которая сложилась в банке. Несмотря на то что мы успешно сотрудничаем с такими компаниями, как «Еврокар», доминирующая часть наших клиентов — средние предприятия. Это иная емкость, иной темп бизнеса. Нужно уметь адаптировать традиционные банковские продукты к потребностям малого и среднего бизнеса.

— Например?

Вадим Ляшко: Прежде всего, кредитование. На сегодня мы предлагаем оперативное, ускоренное принятие решений и гибкие ставки по овердрафту. Важна также гибкая политика управления начислениями процентов на остатки на текущих счетах.

Хотел бы добавить, что ориентация на небольшие компании — это осознанный выбор. В любом случае вторичный промышленный капитал нашей страны еще зарождается, и формируется он как раз в малом и среднем бизнесе. Завтра именно небольшие, но динамичные предприятия станут лидерами на тех или иных сегментах рынка.

Олег Боярин: «Еврокар» начинался как достаточно средний по масштабам проект, однако со временем стал одним из ведущих автопроизводителей Украины. Несмотря на то что наша компания развивается и стала почти самодостаточной, мы прекрасно понимаем, что именно «Укргазбанк» стоял у истоков, и считаем необходимым постоянно развивать сотрудничество.

На мой взгляд, стратегия банка правильная. Помогая стать на ноги новым клиентам, банк укрепляет лояльное отношение к себе.

— Какие, на ваш взгляд, главные выводы можно сделать после четырех лет сотрудничества?

Вадим Ляшко: Очень важно, что сложились личные отношения. Второе — на сегодня сотрудничество не ограничивается исключительно банковским бизнесом. Мы являемся партнерами и сотрудничаем в страховом бизнесе, банк является генеральным спонсором команды «Еврокар-спорт», выступающей в чемпионате Украины по автокроссу. Хороший дебют предполагает более широкий спектр взаимоотношений.

Олег Боярин: В любом случае мы помогаем друг другу, усиливая взаимоприсутствие на новых рынках. Сферы деятельности обоих компаний настолько широки, что расширять сотрудничество можно бесконечно. Работает зарплатный проект, сейчас мы развиваем социальные программы для сотрудников, в том числе предоставление кредитов на жилье.

Дмитрий Чернобай: На самом деле такое развитие событий, в том числе выход за рамки формальных отношений банк—клиент, абсолютно нормальный процесс. Общаясь с менеджерами одной крупной международной финансовой компании, я обнаружил, что в их практике, начиная с определенного этапа сотрудничества, на первый план выходят именно доверительные взаимоотношения. Чтобы ссужать значительные суммы денег, финансисты должны доверять руководству компаний, с которыми они работают, и очень хорошо знать людей, с которыми реализуют совместные проекты.

— Если бы сегодня «Укргазбанку» предложили амбициозный, но и рискованный проект, как в свое время сделал «Еврокар», какова была бы ваша реакция?

Вадим Ляшко: Если бы на один миллион капиталовложений собралось такое количество талантливых, амбициозных, успешных менеджеров, мы обязательно бы их поддержали.

Справка:

ЗАО «Еврокар», эксклюзивный производитель автомобилей VW Group и импортер Skoda Auto a.s. в Украине, начал свою деятельность в конце 2001 года. Первым этапом стало крупноузловое производство автомобилей Skoda. 3 октября 2003 года на заводе в Закарпатье запущена производственная линия Volkswagen. 16 ноября 2004 г. между Skoda Auto a.s. и ЗАО «Еврокар» подписан Меморандум о сотрудничестве по организации полномасштабного производства автомобилей Skoda. С развитием второй очереди проекта, строительство которой начато в сентябре прошлого года, «Еврокар» планирует перейти к полному циклу конвейерной сборки с мощностью производства до 45 000 автомобилей в год. На сегодняшний день на предприятии выпускаются все модели Skoda — Fabia, Octavia, Superb; Volkswagen — Passat, Bora, Golf V; Audi — A4, A6.

Производство автомобилей Skоda на заводе «Еврокар» в первом квартале 2005 г. составило 1294 единиц. Всего с начала производства на предприятии было выпущено более 18 тыс. автомобилей Skoda.

Справка:

ОАО «АБ «Укргазбанк» работает на рынке финансовых услуг Украины с 1993 года, входит в группу больших банков согласно классификации НБУ. По состоянию на 01.05.2005 размер чистых активов банка составил 1,727 млрд. грн., кредитно-инвестиционный портфель — более чем 1,373 млрд. гривен. Регулятивный капитал банка — 202 млн. грн. По итогам 2004 года была получена прибыль 12,16 млн. гривен.

«Укргазбанк» обслуживает 220 тыс. клиентов — как юридических, так и физических лиц. Среди клиентов банка ЗАО «Еврокар», АОЗТ «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Наша ряба»), ЗАО «Дружба Народов Новая», ООО «РосУкрЭнерго», ООО «АРГО торговая сеть», «Туристическая компания MIBS». На территории Украины работает 20 филиалов и 84 отделений банка.

«Укргазбанк», являясь принципиальным членом платежных систем Visa и MasterCard, обеспечивает участие девяти украинских банков в системе MasterCard и семи банков в системе VISA. Укргазбанк обслуживает порядка 200 тыс. карточных счетов, более 600 предприятий и организаций используют карточки банка для расчетов. Для обслуживания платежных карточек установлено 260 банкоматов и 63 POS-терминала. (Лицензия НБУ №123 от 19.11.2001 г.)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно