УКРАИНА НА ПУТИ К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ РЫНКУ СВЯЗИ В КОНЦЕ МИНУВШЕЙ СЕССИИ ВЕРХОВНАЯ РАДА НАКОНЕЦ ПРИНЯЛА ДОЛГОЖДАННЫЙ ЗАКОН «О ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ»

Поделиться
О необходимости нового телекоммуникационного законодательства и о многолетних попытках его введ...

О необходимости нового телекоммуникационного законодательства и о многолетних попытках его введения в действие говорилось столько, что сам факт принятия Верховной Радой 9 июля Закона Украины «О телекоммуникациях» воспринимался не как праздник, а как заурядное событие. Тем не менее недооценить его трудно: после подписания закона Президентом один из наиболее перспективных для страны сегментов рынка получит мощный инструмент для развития и процветания.

На последних перед принятием этапах работа над законом была очень напряженной: чтобы сохранить баланс интересов участников рынка, выверялось едва ли не каждое определение и понятие. Так, Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) — одно из главных новшеств, вводимых на рынок законом, — по сравнению с первым чтением вновь обрела функцию лицензирования операторов, однако функционировать начнет после тщательной подготовки, с 2005 года. Внесены существенные изменения в определения операторов рынка, некоторые технические термины. Результат всех этих усилий налицо: за принятие закона в целом проголосовали 333 депутата. Впереди — работа по внедрению документа.

Сегодня можно оглянуться на многострадальную историю принятия Закона Украины «О телекоммуникациях». Напомним — о необходимости замены принятого в 1995 году, латанного-перелатанного и основанного на «совковом» понимании функционирования отрасли закона «О связи» на современный, европейский и рыночный закон говорилось еще «с прошлого созыва». Тогда проект закона, основанный на европейском модельном законодательстве, был подан нардепом Анатолием Хмелевым, однако не был поддержан депутатами. Уже в начале лета минувшего года аналогичный законопроект зарегистрировал народный депутат-социалист Юрий Луценко. В ноябре свой законопроект, наиболее «радикально рыночно ориентированный», внес председатель парламентского комитета по вопросам строительства, транспорта и связи Валерий Пустовойтенко. В ходе прошедших в конце года парламентских слушаний по законопроектам оба депутата решили объединить их в один и добиться его принятия. Что им в конце концов и удалось.

Действительно, законопроекты не были конкурентами друг другу, ибо преследовали одну и ту же цель — создание прозрачных условий игры на рынке телекоммуникационных услуг. Главным их конкурентом виделся другой законопроект, который так почему-то и не увидел свет. Он был рожден в юридическом управлении Госкомсвязи и был направлен как раз на сохранение status quo — жесткого государственного управления отраслью. Именно отраслью, а не рынком, ибо параллельно в управлении Госкомсвязи находится 92% пакет акций монополиста рынка — ОАО «Укртелеком». Один из идеологов того законопроекта — ныне нардеп Станислав Довгий — не скрывал, что понимает интересы государства как сохранение подобного положения вещей: «Укртелеком» является одним из основных плательщиков в госбюджет.

Спорить с этой позицией не входит в задачи этой статьи. Отметим лишь, что «государственный» законопроект так и не был не то что вынесен на рассмотрение парламентариев, но даже внесен в ВР. Если не считать, конечно, законопроекта Кармазина—Едина, зарегистрированного перед одним из последних рассмотрений ныне принятого закона и набравшего тогда целых 67 голосов. Этот законопроект во многом схож с «госкомсвязевским», однако вместо сложной процедуры внесения через Кабмин (как хотели его авторы) был выдвинут в виде законодательной инициативы нового и неожиданного союзника Довгого — депутата Кармазина.

Как бы там ни было, можно констатировать, что группа, почти три года управлявшая «Укртелекомом» и Госкомсвязи, не смогла подвести под свои интересы собственную законодательную базу. Хотя мешала принятию законопроекта Луценко—Пустовойтенко весьма конкретно.

Не зря многие наблюдатели сходятся во мнении, что принятие закона во многом произошло благодаря поддержке нового руководства Госкомсвязи и «Укртелекома». Сегодня их возглавили молодые, перспективные и талантливые люди, имеющие опыт работы в бизнесе и прекрасно знающие проблемы отрасли. Для них этот закон — новый механизм управления в новых условиях. Ведь не секрет, что сегодня Госкомсвязи даны большие полномочия в преддверии приватизации «Укртелекома». Однако предыдущее руководство ведомства не спешило ими пользоваться. Выполняя задачу повышения инвестиционной привлекательности госоператора перед приватизацией, оно, видимо, пришло к выводу, что незачем продавать «корову, несущую золотые яйца», а лучше спокойно кормиться от нее и поддерживать ее в рабочем состоянии.

Сегодня новые руководители Госкомсвязи и «Укртелекома» взяли курс на работу в рыночных условиях и содействовали принятию ориентированного на это закона. Это может говорить и о том, что реальная приватизация «Укртелекома» уже не за горами, и этот оператор будет бороться за место на рынке не административными, а конкурентными методами.

Итак, закон принят. Участники рынка телекоммуникаций, уставшие годами ждать от депутатов модернизации нормативной базы, получили в конце концов нормальные условия для работы и развития. По мнению президента компании «Киевстар» Игоря Литовченко, этот закон «не только полезен, он выгоден Украине». Он сумел привести к единому знаменателю интересы всех заинтересованных сторон — операторов (мобильных, фиксированных, интернет-сервис-провайдеров), Госкомсвязи и «Укртелекома». «При его создании был использован опыт европейских стран и действующего там законодательства в сфере телекоммуникаций, — говорит г-н Литовченко. — А работающий с 1995 года старый закон о связи на данный момент настолько устарел, что участники рынка постоянно наталкивались на несоответствие между развитием новых технологий и регулирующим эту отрасль законодательством».

Одним из главных следствий нового закона является отмена скандально известной поправки к старому законодательству «О связи» — запрета операторам брать плату за входящие звонки («закон о бесплатных входящих»). Поскольку действие старого закона отменено, вступает в силу новая формулировка — потребитель имеет право не оплачивать услугу, которую он не заказывал (ст.32 п.14). Однако если оплата входящих вызовов прямо предусмотрена договором на оказание услуг, потребитель должен ее своевременно осуществлять (ст.33 п.5). Таким образом, вопрос бесплатности входящих вызовов вернулся в рыночное русло. И принцип СРР (calling party pays — «оплачивает вызывающая сторона») будет вводиться операторами не из-под палки, а в качестве маркетингового хода для привлечения новых абонентов, как это происходило во всем цивилизованном мире. Кстати, сегодня можно констатировать, что принятие в начале года поправки «о бесплатных входящих» сыграло положительную роль, ибо послужило своеобразным стимулом для консолидации усилий по принятию нового закона — прежде всего со стороны операторов связи. Не это ли задумывал г-н Беспалый, активно продвигавший ее тогда?

Другим крайне важным следствием закона является то, что в нем четко обозначено понятие оператора телекоммуникаций, а также провайдера телекоммуникаций. Согласно ст.1 закона, оператор отличается от провайдера тем, что имеет право на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей, а также на передачу в пользование каналов электросвязи. Часть 3 ст.37 закона четко делит операторов телекоммуникаций на операторов подвижной (мобильной) связи, фиксированной связи и фиксированной связи с использованием беспроводного доступа к сетям. Этот же раздел недвусмысленно определяет набор лицензий, которыми должны обладать эти операторы: «фиксированные» — на оказание услуг телефонной связи (как минимум местной, а также междугородной, международной), а «мобильные» и «беспроводные», ко всему, иметь лицензию на используемый диапазон частот. Лицензии операторам, согласно закону, должна выдавать НКРС — правда, лишь с 1 января 2005 года.

В новом законе предусмотрены довольно жесткие санкции против нарушителей, прежде всего финансовые. НКРС может приостановить деятельность такого оператора, а все претензии клиентов в этом случае незадачливые предприниматели должны удовлетворять за свой счет…

Принятый закон выгоден не только для рынка, но и заботится о потребителе. Слово Игорю Литовченко (возглавляемая им компания владеет также лицензией и на стационарную связь):

— Постоянно идут жалобы от населения по поводу того, что нет связи в отдаленных районах. Так вот, согласно новому закону, одним из обязательных условий выдачи лицензии на фиксированную связь, скажем, в крупном городе, будет строительство определенной номерной емкости, например, в области. И наша компания готова работать на благо не только тех, кто может позволить себе пользоваться мобильной связью, но и простых жителей регионов. Кстати, во многих отдаленных районах нам легче организовать беспроводной доступ к сетям общего пользования, используя наши антенно-мачтовые сооружения. Для этого можно применить радиоудлинители, работающие в диапазонах 900 и 1800 МГц, на которые у нас есть лицензия. Это дешевле, чем тянуть традиционные кабели.

Принятие закона о телекоммуникациях — это еще один позитивный шаг к прозрачному и независимому регулированию телекоммуникационного рынка, который с принятием закона будет более похож на телекоммуникационные отрасли стран Евросоюза. По словам наблюдателей, новый закон о телекоммуникациях станет хорошим стартом для позитивных изменений во всех сегментах рынка связи. Особенно позитивно оценивают эксперты создание независимого регулятора — Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС). Согласно принятому закону, НКРС является органом государственной власти со специальным статусом. Они считают, что это будет способствовать демонополизации рынка и откроет путь к приватизации «Укртелекома». К тому же создание независимого регулирующего органа, согласно оценкам зарубежных аналитиков, является обязательным условием для успешной продажи отечественного монополиста фиксированной связи и вступления Украины в ВТО.

Состав НКРС, согласно закону, будет формироваться на паритетных началах: по четыре представителя от Верховной Рады и Президента. В качестве примера разработчики законопроекта приводят опыт европейских стран, и в первую очередь Германии, где создание независимого регулирующего органа дало колоссальный толчок для развития конкуренции, чего на сегодня не хватает Украине.

Комиссия должна быть сформирована в течение 2004 года и заработать с 1 января 2005 года. Скорее всего, в нее войдут представители крупнейших телекоммуникационных операторов и провайдеров.

Напомним, что НКРС унаследует от Госкомсвязи функции лицензирования и регистрации в сфере предоставления телекоммуникационных услуг, надзора за рынком (например, за исполнением лицензионных требований — для этого в составе НКРС должна быть создана Государственная инспекция связи), разработки предельных тарифов, сбора статистической информации о рынке и выработки на ее основе стратегических рекомендаций в отношении государственной политики в отрасли. Например, комиссия будет регулировать тарифы на услуги монополистов и компаний, которые доминируют на рынке, — таких как «Укртелеком», UMC и «Киевстар», контролирующих до 95% рынка в своих сегментах. В случае создания НКРС они не смогут бесконтрольно, по своему усмотрению принимать решения о повышении или понижении тарифов, отмечают разработчики закона.

Интересно, что, несмотря на то что в некоторой степени закон направлен против «Киевстара» и UMC, они активно выступали за его принятие. Представители операторов готовы пойти на некоторые ограничения ради цивилизованных условий работы. Кстати, одной из самых насущных операторских проблем, решенных законом, является механизм взаиморасчетов операторов при взаимном подключении сетей.

Закон четко разделил функции НКРС и центрального органа исполнительной власти в отрасли — Госкомсвязи. Последний будет устанавливать стандарты, технические требования, издавать различные нормативные акты, осуществлять научно-техническое обеспечение отрасли и тому подобное. Правительству, согласно закону, остается почетная роль проведения государственной политики в сфере телекоммуникаций, управления объектами государственной собственности в отрасли, а также координации деятельности органов центральной исполнительной власти в ней.

Закон должен быть подписан Президентом и вступит в силу после опубликования, за исключением статей, касающихся НКРС. Некоторые его статьи вступают в силу с 2004 и 2005 годов. Так, до 1 января 2005-го функции НКРС осуществляет центральный орган исполнительный власти в сфере связи — Государственный комитет связи и информатизации Украины.

В связи с принятием закона необходима довольно значительная коррекция всего правового поля Украины — выработкой предложений относительно этого должен заняться Кабмин. Большие изменения должны быть внесены в закон Украины «О радиочастотном ресурсе» (первоначально положения о регулировании РЧР входили в новый закон, однако позже их оттуда вывели). По словам экспертов, фактически этот закон требует коренной переработки, чем депутаты и займутся на следующей сессии. Однако все это — нормальная законотворческая практика. Главное, что долгожданный закон «О телекоммуникациях» наконец принят. И у нашего самого высокотехнологичного рынка есть все шансы стать локомотивом, движущим Украину в информационное, постиндустриальное общество.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме