УКРАИНА — «ЛУКОЙЛ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

22 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 22 декабря-29 декабря

Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» — крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире — в особом представлении не нуждается...

Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» — крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире — в особом представлении не нуждается. Ежегодная добыча нефти этой компанией превышает 80 млн. тонн, что раз в 30 больше, чем годовая нефтедобыча всей Украины.

Последние годы «ЛУКОЙЛ» интенсивно расширяет сферу деятельности. Компания стремится оправдывать свой амбициозный девиз «Впереди планеты всей». В этих планах Украине отводится не последняя роль.

Исторически сложилось, что большая часть отправляемой компанией нефти проходит через Одесскую нефтегавань. С апреля прошлого года ее присутствие на украинском рынке еще более укрепилось — компания приобрела контрольный пакет Одесского НПЗ. Сейчас ей принадлежит уже 96% акций завода.

Ежегодно «ЛУКОЙЛ» будет перерабатывать на заводе 2,4 млн. тонн нефти, и это делает российскую НК одним из ключевых игроков на украинском нефтерынке. Правда, сам завод не новый, требуются значительные средства для его модернизации и реорганизации производства. Компания пошла на дополнительные расходы, что позволило уже в этом году организовать производство на Одесском НПЗ высокооктановых марок бензина А-95 и А-98 для потребностей украинского рынка.

Одновременно с изменением номенклатуры нефтепродуктов производства произошла и структурная реорганизация. Отныне завод — теперь он называется ОАО «ЛУКОЙЛ — Одесский НПЗ» — будет заниматься только производством нефтепродуктов. Все же функции по реализации произведенных нефтепродуктов в Украине возьмет на себя ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина».

Исключение составит только Крым, с которым компанию давно связывают особые отношения. Там реализацией занимается ЗАО «ЛУКОЙЛ-Крым».

В ноябре были окончательно урегулированы и вопросы выполнения инвестобязательств по Одесскому НПЗ. Российское и украинское законодательство по-разному трактуют термин «переработка нефти». В итоге часть нефти, которую «ЛУКОЙЛ» поставил на Одесский НПЗ, очистил, обессолил и отправил потребителям, согласно украинскому законодательству, переработанной не считалась. Однако, до конфликта дело не дошло — стороны нашли взаимоприемлемое решение. Согласно подписанному соглашению с Фондом государственного имущества Украины, начиная с апреля будущего года «ЛУКОЙЛ» в течение трех лет будет ежегодно поставлять дополнительно 400 тыс. тонн нефти для переработки на заводе. Это сверх тех 200 тыс. тонн, которые завод будет перерабатывать ежемесячно. Уже с октября этого года завод вышел на этот уровень переработки.

Впрочем, потребителя мало волнуют организационные проблемы или объемы поставок нефти. Его куда больше интересует, сможет ли он купить на заправке качественное топливо и нормальный комплекс услуг. Ведь ни для кого не секрет: нередко то, что заливают в баки наших автомобилей, не лезет ни в какие стандарты. Особенно этим грешат маленькие компании с одной- двумя заправками. Низкооктановый бензин тут сплошь и рядом выдают за высокооктановый, тут же предлагают масло более чем сомнительного качества и прочее.

Чтобы гарантированно сохранить и довести до потребителя высокое качество бензина, нужны собственные автозаправки. В свое время в России «ЛУКОЙЛу» потребовалось несколько лет на развертывание такой сети АЗС. Зато сейчас обслуживание на бело-красных «лукойловских» заправках стало эталонным как по качеству нефтепродуктов, так и по сервису.

Теперь подобная сеть АЗС разворачивается и в Украине. В Крыму уже функционирует два десятка фирменных заправок. Интенсивно разворачивает свою сеть и «ЛУКОЙЛ-Украина». Недавно эта компания приобрела и арендовала 20 автозаправочных станций в Одессе. Эффект сказался почти тут же — качество обслуживания на этих заправках резко выросло, а вместе с ним и количество клиентов. По словам генерального директора компании «ЛУКОЙЛ-Украина» Николая Каденюка, «после того, как компания приобрела эти заправки, только за ноябрь-декабрь реализация топлива увеличилась на 30%».

Естественно, что одесскими заправками компания не ограничилась — намерена расширять сеть АЗС в южных и центральных областях Украины, в том же Крыму, Одесской, Днепропетровской, Запорожской областях. Хотя не будет обделен и запад Украины — первые «лукойловские» заправки уже появились в Ивано-Франковской, Черновицкой областях.

Естественно, компания не могла обойти вниманием Киев и Киевскую область. Еще в прошлом году во время встречи президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Аликперова с Президентом Украины Леонидом Кучмой стороны договорились о том, что компания откроет в Киеве 10 своих автозаправочных комплексов. Впрочем, у проекта возникли проблемы. И реально Киевская область обогнала столицу. А уже на следующей неделе заработают первые АЗС в Белой Церкви.

На прошлой неделе в окрестностях столицы заработали еще три новых АЗС. Одна из них расположена на двенадцатом километре одесского шоссе. Ее изюминкой является то, что здесь впервые в Украине, помимо традиционного для «ЛУКОЙЛа» сервиса (заправка бензином, дизтопливом, смена масла, техобслуживание и проч.), станция может работать с автомобилями на газовом топливе.

Сейчас «ЛУКОЙЛ-Украина» контролирует порядка 35 АЗС. Но, по словам Николая Каденюка, в ближайшие три года компания намерена довести число своих автозаправок (включая арендованные) до 150. По его мнению, число мелких фирм-владельцев автозаправок (сейчас их около 3,5 тысяч) сильно сократится. Те, что не смогут обеспечить полный набор услуг, уйдут, а их место займут более крупные компании.

Впрочем, «ЛУКОЙЛ» не стремится стать монополистом. По оценкам специалистов компании, в перспективе она может претендовать на 20% украинского рынка нефтепродуктов. Это не приведет к его монополизаци и оставит широкое поле для конкуренции. А от этого в итоге выиграют все, и в первую очередь потребители…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно