УГРОЗА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

4 декабря, 1998, 00:00 Распечатать

Еще не поступив в продажу, новое устройство «Рио» для прослушивания аудиозаписей уже «поставило на уши» всю звукозаписывающую индустрию США...

Еще не поступив в продажу, новое устройство «Рио» для прослушивания аудиозаписей уже «поставило на уши» всю звукозаписывающую индустрию США. Дело в том, что новинка способна воспроизводить музыку, записанную в цифровом формате «Mp3», который используется для сжатия звуковой информации. Это позволяет хранить музыкальные произведения на диске компьютера или пересылать их через Интернет. Именно название формата компьютерных файлов, содержащих музыкальные произведения, и дало жаргонное имя новому проигрывателю - «эмпимэн».

Согласно данным Международной федерации фонографической индустрии, которая отстаивает интересы компаний, занимающихся торговлей продукцией музыкального бизнеса, через Интернет в компьютеры пользователей ежедневно загружается около

3 миллионов музыкальных произведений. Некоторые из них являются вполне легальными и «скачиваются» с фирменных «сайтов» звукозаписывающих компаний, однако подавляющее большинство - пиратские.

Подобная технология дала толчок развитию многих сайтов (сети взаимосвязанных электронных страниц), которые стали заниматься бесплатным распространением не лицензированных произведений.

Компьютерное распространение музыки несет в себе как новые возможности, так и угрозу для музыкальной индустрии. Возможности состоят в значительном росте объемов розничной реализации записей - от 20% в Гонконге до 80% в Скандинавии и 60% в среднем в мире. Получив возможность продавать свою продукцию непосредственно в дома потребителей, звукозаписывающие компании могли бы экономить для себя средства, которые обычно идут в карманы розничных торговцев, или, в крайнем случае, делятся между торговцами и клиентами музыкальных альбомов по более низким ценам, чем в магазинах, торгующих кассетами и компакт-дисками.

Однако звукозаписывающие фирмы больше встревожены той угрозой, которую им несет возможность использования Интернета для передачи музыкальных файлов. Новая технология стремительно раскручивается и уже вышла из-под их контроля. Фирмы отдают себе отчет в том, что не смогут предотвратить размножение своих записей пиратами через всемирную компьютерную сеть. В то же время они понимают: что бороться можно только «организовав и возглавив». Т.е. наладив распространение собственной продукции через Интернет.

Хотя большинство звукозаписывающих компаний уже сегодня продают компакт-диски по почте, индустрия не решается использовать Интернет для розничной торговли на полную мощность. Большие компании опасаются обратного эффекта: а вдруг «взбунтуются» оставшиеся не у дел.

Однако новые предприятия, такие как «CD Now» или «N2K», решительно захватывают новый рынок. Они объясняют это просто: уровень пиратства в Интернете настолько возрос, что отказ от каких-либо действий не является больше выходом из создавшегося положения. Поэтому и другие звукозаписывающие фирмы начали искать законные методы цифрового распространения музыки.

В Германии, например, «Дойче телеком» и ряд звукозаписывающих компаний испытывают систему, которая позволяет пересылать музыкальные произведения через телефонную линию прямо на жесткий диск клиента. При этом будут предприняты меры для недопущения переписывания этой программы на компакт-диск или на другой компьютер. Другое решение предлагает фирма «Руперт Мэрдокс ньюс корпорейшн» - она разработала систему, использующую платные телеканалы и смарт-карты, что позволит звукозаписывающим компаниям передавать музыку своим клиентам через спутник на специальные приставки, в которые программно заложено условие, не позволяющее размножать полученные файлы.

В США «Ай Би Эм» работает над так называемым «медисонским проектом», который даст возможность загружать цифровые образцы музыкальных произведений на обычные музыкальные центры. В таком устройстве заинтересованы все крупные американские звукозаписывающие компании, однако подробности этого проекта пока что держат в секрете.

Так что создание самой технологии передачи компьютерных музыкальных файлов - не проблема. Все дело в авторских правах. И даже не пираты вызывают главную озабоченность - проблемы существуют и с переписыванием музыки частными лицами. Люди, имеющие доступ к интернетовской музыке, неизбежно будут пересылать ее своим друзьям по электронной почте. Конечно, и раньше широко было распространено переписывание музыки на аудиокассеты, и это не похоронило звукозаписывающие компании. Но в случае с цифровыми файлами копии делать намного легче, и их качество не отличается от оригинала.

В любом случае, считается, что «интернетовские пираты» не составляют серьезной опасности для звукозаписывающих компаний - для прослушивания переписанной таким образом музыки большинству меломанов приходится сидеть около компьютера, поскольку дальнейшая запись на кассеты или компакт-диски сопряжена с неудобствами и хлопотами. Владельцы же «эмпимэнов», которые должны в скором времени поступить в продажу по цене приблизительно 200 долларов за штуку, смогут подсоединить «Рио» к компьютеру и наполнить его музыкой общей продолжительностью 1 час. Габариты этого приспособления настолько малы, что с ним можно свободно передвигаться. Дополнительные преимущества заключаются в том, что, в отличие от кассетных и дисковых плейеров, «Рио» не будет искажать звук или перескакивать с дорожки на дорожку при встряске, а также потребует меньше электроэнергии.

Новинка настолько встревожила музыкальную отрасль, что Американская ассоциация звукозаписывающих компаний подала в суд на фирму «Даймонд малтаймедиа системс», разработавшую «Рио». По мнению истцов, устройство способно уничтожить музыкальную индустрию. До этого речь о развале шла лишь в 70-х годах, когда в продаже появились двухкассетные магнитофоны...

Теперь же музыку можно передавать на большие расстояния без потери качества. Следует также учитывать, что пропускная способность Интернета увеличивается с каждым днем, и это облегчает обмен данными между людьми.

Ассоциация подавала в суд на «Даймонд» и прежде, обвиняя компанию в нарушении закона от 1992 года, который обязывает всех создателей цифрового записывающего оборудования разрабатывать методы предотвращения нелегального копирования. Однако это дело было проиграно, поскольку «Рио» не предназначен для копирования - в нем можно лишь хранить данные и воспроизводить их.

(По материалам

зарубежной печати)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно