У нас на районе. Экономический кризис — это время шансов и новых возможностей, считают участники дискуссии по проблемам регионального развития

Поделиться
Трудное вхождение в отопительный сезон, жесткая нехватка денег в бюджетах, проблемы с занятостью и серьезное недофинансирование социалки — так живут сегодня и города-миллионники, и украинская глубинка.

Трудное вхождение в отопительный сезон, жесткая нехватка денег в бюджетах, проблемы с занятостью и серьезное недофинансирование социалки — так живут сегодня и города-миллионники, и украинская глубинка. Но кризисная действительность не избавляет нас от необходимости верить в лучшее и думать о завтрашнем дне. Что еще раз подтвердили в фонде «Эффективное Управление», инициировав серию национальных дискуссий о региональной политике в Украине.

Уже первое обсуждение, на которое в конце ноября собрались свыше ста участников из числа лидеров местного самоуправления, представителей министерств и ведомств, авторитетных зарубежных экспертов, журналистов, показало, что региональное развитие как путь к повышению конкурентоспособности страны воспринимается вполне адекватно. А значит, из привлекательного лозунга имеет все шансы превратиться в направление поисков и результативных шагов.

На повестке дня

— Тема регионального развития, с нашей точки зрения, является на сегодняшний день приоритетной, — говорит Наталья Изосимова, директор фонда «Эффектив­ное Управление». — Мы убеждены, что от успеха регионального развития напрямую зависит социально-экономическое развитие всей страны, а значит, и благосостояние всех ее граждан. Сегодня Украине очень трудно. Мировой финансовый кризис затронул экономику, сказался на состоянии ведущих отраслей, целого ряда товарных рынков. Однако в этих условиях мало выжить. Надо думать о том, как выйти из кризиса более конкурентоспособными. А для этого необходимо определиться, на чем сосредоточить усилия, как лучше распределить местные ресурсы и средства господдержки.

Тема первой секции – «Главные препятствия для развития регионов»
Кризис стал своеобразной лак­мусовой бумажкой, сделав более чувствительными многие болевые точки и нетерпимыми — наши недостатки. Но вряд ли кто-то рискнет назвать полным откровением те проблемы, которые возникли на повестке дня в последние месяцы.

— Главные риски для Украины не внешние, а внутренние, — выразил мнение подавляющего большинства участников дискуссии Анатолий Кинах, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей. — К сожалению, все предпосылки для углубления системного социально-экономического кризиса, включая кризис системы государственного управления, сформировались до того, как мир ощутил на себе влияние нынешних финансовых проблем. Украина так и не перешла к завершающему этапу институциональных и структурных реформ. Исходя из личного опыта (а я в свое время был губернатором одной из областей Украины), могу утверждать, что наличие такого дуализма на местном уровне, как гос­администрации и органы местного самоуправления, очень резко ухудшает эффективность власти в целом и возможность консолидировать ресурсы для выполнения конкретных задач. И эту проблему надо решать — в первую очередь путем передачи полномочий местному самоуправлению.

Безусловно, один из важнейших приоритетов — это децентрализация. Но децентрализация, которая осуществляется в рамках при­о­ритетов страны. Если в качестве приоритетов страна выдвигает евроинтеграционные устремления, преодоление бедности, повышение энер­гоэффективности — это должно стать приоритетом для всей верти­кали органов исполнительной власти.

Рабочие моменты дискуссии
Крайне важна децентрализация бюджетной политики. Бюджетный кодекс давно устарел, его надо существенно усовершенствовать. Например, в 2001—2002 годах доля трансфертов в местных бюджетах составляла 22—23—27%, а в последние годы этот показатель составляет 40% и выше, что абсолютно недопустимо. Таким образом создаются серьезные предпосылки к коррупции, политизации решений, связанных с развитием регионов.

— Когда трансферты составляют 40—50% доходной части бюджета, регионы лишаются возможности долгосрочного планирования, внедрения долгосрочных проектов. В Российской Федерации и США, с их разными бюджетными система­ми, этот разрыв между расходами и доходами местного самоуправления составляет 15—20%, — подтвердил остроту украинских проблем эксперт Игорь Шленский (Россия).

Государство должно поделиться с регионами частью налогов — вот уже несколько лет звучит рефреном на каждом совещании при участии представителей местных органов власти. По словам городского головы Львова Андрея Садового, было бы правильно, чтобы 50% налога на прибыль оставались на местах, то есть там, где они собраны.

О цифрах, конечно, можно спорить. Печально, однако, что в условиях неработоспособной Верхов­ной Рады положительное решение этой и других проблем опять откладывается. И бюджеты 2009 года вновь формируются по лекалам устаревшего Бюджетного кодекса, причем 90% из них, как и прежде, будут ориентироваться на финансовые инъекции из центра.

Между тем в мире накоплен немалый опыт эффективного взаимодействия между регионами и центром; есть немало наработок и в сфере налогообложения. Одной из них в ходе дискуссии поделился с украинскими участниками Хосе Лопес Гарридо, руководитель налоговой администрации провинции Аликанте (Испания).

«Эффективность региона — это эффективность администрирования. Управляя эффективно, мы создаем почву для повышения конкурентоспособности региона», — заявляет г-н Гарридо. Он не понаслышке знает, о чем говорит.

Как известно, система налогообложения в Испании, долгие десятилетия жившей в условиях диктатуры, создавалась практически с ноля, методом проб и ошибок. И в каждой провинции имела свои особенности. Помаявшись с администрированием налогов, делом чересчур сложным и дорогостоящим для десятков мелких административных единиц с населением 1—2 тыс. человек, в провинции Аликанте решили, что наиболее оптимальный путь — делегировать эти полномочия от городков и поселков правительству провинции.

С тех пор в Аликанте создана собственная система сбора налогов — не только экономичная (стоимость администрирования — 4—5% общего объема собранных налогов), но и эффективная, способствующая экономическому развитию. Достаточно сказать, что доходы провинциальной казны от налогов за последнее десятилетие вырос­ли почти вдвое — с 230 до 422 млн. евро.

Много ли подобных успешных инициатив на счету наших регионов? По правде сказать, немало. О них в ходе дискуссии рассказывали и председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк, и городской голова Славутича Владимир Удовиченко, и другие участники. Однако если поставить вопрос в другой плоскости — а не слишком ли часто руководство среднестатистического украинского города или района уповает на решения извне (неважно чьи, президента, правительства, депутатов), не используя предоставленные ему, пусть даже недостаточные, права и полномочия?

«Украина — лидер по нерациональному использованию энергоресурсов в Европе, — убежден Евгений Сухин, недавний руководитель Национального агентства по эффективному использованию энергоресурсов и соучредитель «СКБ Сухина». — Тепловая энергия в Украине может быть вдвое дешевле, но здесь нужны усилия местных властей».

И впрямь, наверное, только очень богатая страна может себе позволить транжирить ресурсы, как это делаем мы. По словам г-на Сухина, 18 млн. тонн технологической древесины просто пропадает, 41 млн. тонн соломы сожгли на полях. Это ли не вопрос к региональной власти, которой вполне по силам поставить эти ресурсы на службу энергетике?

Евгений Ильич призвал участ­ников дискуссии не замахиваться на суперпроекты: дескать, за один день законов не напринимаешь, местное самоуправление не переделаешь. Использовать надо то, что мы имеем. Как это делают, к примеру, на Ивано-Франковщине, где в эти дни запускается в эксплуатацию котельная «Юность» на синтетическом газе...

Бывший руководитель Госком­предпринимательства, президент центра «Академия» Александра Кужель коснулась другого аспекта проблемы. В стране создан 671 разрешительный центр по методу единого окна, работают — максимум 10%. Хотя упрощение согласований, снижение стоимости админуслуг, наряду со снижением арендной платы и платы за землю, могут дать для экономики, по крайней мере, не меньше, нежели зарубежные кредиты.

А когда нет настоящей дерегуляции, буйным цветом расцветает тенизация. В разных секторах и разных регионах Украины от 30 до 80% экономической активности происходит в тени, что приводит к оттоку из страны ресурсов и ставит в невыгодное положение предприятия, работающие на свету.

Теневая экономика является одним из ключевых факторов, которые следует учитывать при разработке региональной стратегии, неоднократно подчеркивали иностранные эксперты. А по большому счету, ее необходимо выводить на свет Божий. Понятно, что проблема — общенационального масштаба, но в условиях политической раздробленности борьба с тенизацией на региональном уровне становится важной как никогда. С таким, как в Украине, уровнем теневой экономики инвестор не в состоянии увидеть реальный рост, реальные перспективы.

— Если попытаться сегодня составить формулу украинской государственности, то она будет выглядеть так: теневая экономика плюс коррупция. Невозможно начать ни одну стройку, ни один проект, не пойдя в разрешительные органы с дипломатом денег, — с горечью констатировал городской голова Славутича Владимир Удовиченко. — Что делает в таких условиях инвестор? Он говорит: разбирайтесь между собой, а я найду лучшее применение своим средствам. Наша страна получила статус государства с рыночной экономикой, но мы продолжаем работать по шаблонам административно-командной системы. Так дальше нельзя. Украине нужна децентрализация, потому что в децентрализованных моделях люди живут лучше.

Советы на будущее

— Кризис рано или поздно закончится, и очень важно, чтобы Украина использовала это время для укрепления фундамента своей экономической конкурентоспособности, — считает Аветик Чалабян, партнер московского офиса компании McKinsey. — Что же под силу регионам, какие проблемы они могут решить?

Во-первых, улучшить систему образования. Школьное образование — это региональная задача, считает г-н Чалабян. Опыт показывает, что культура, гражданское самосознание, система ценностей формируются именно в школе, и местные власти очень сильно могут на это влиять...

Каждый регион имеет определенные преимущества. В одном — богатое историческое и культурное наследие, в другом — мощная промышленная инфраструктура, в третьем — хорошо развито сельское хозяйство. Очень важно, чтобы власть понимала, в чем основной источник этого своеобразного профицита и как его можно приумножить. Во многом этот профицит приумножается активными и последовательными действиями власти совместно с бизнесом. Для этого власти нужно работать напрямую с бизнесом, вырабатывать стратегию развития совместно с бизнесом, опираться не только на местный бизнес, но и активно привлекать крупные инвестиционные, консалтинговые компании, которые делают внешнюю экспертизу. Создается некий треугольник: местный бизнес, местная власть и носители международной экспертизы.

Вторая точка приложения региональных усилий — кадры. Если 15 лет не заниматься административной реформой, сохранив, по сути, постсоветский уровень управле­ния, то кадровый голод попросту неизбежен. Сегодня местная власть должна конкурировать с бизнесом, с другими странами за квалифицированные кадры. И думать над тем, каким образом можно обеспечить региональный прорыв.

Этот прорыв должен быть очень продуманным. Ведь в Украине будет происходить дальнейшая поляризация между регионами. Богатые регионы станут еще богаче, бедные — беднее, если только не начать активно действовать уже сегодня.

А как это — активно действовать? При всей видимой простоте вопрос не праздный. Вопросами конкурентоспособности регионов сегодня задаются не только в Украине — они на слуху в США и России, Бразилии и Китае…

Некоторыми рецептами диагностики и развития регионов с участниками дискуссии поделились Аллан Скотт, почетный профессор Калифорнийского университета (США), и Грехэм Медоуз, бывший генеральный директор по вопросам управления региональной политикой ЕС (Бельгия). Мы сгибридизировали тезисы двух видных специалистов, и вот что получилось:

— Было бы слишком упрощенно представлять себе регион как точку на карте или сеть промышленных (вариант — сельскохозяйственных) предприятий. Это также региональный рынок труда как резерв навыков и человеческого капитала; творческая среда, включая обучение и инновации; социальная инфраструктура и коммуникации.

— Базовый принцип любой жизнеспособной политики — начинайте с того, что имеете. Делайте ставку на то, что умеете лучше всего. Нельзя сделать (да и нет в этом нужды) сталелитейный регион финансовым или финансовый — промышленным.

— Как показывает опыт, наиболее успешные проекты регионального развития — это проекты с опорой на коллективные усилия, партнерство (капитала, предприятий, рынков труда). Однако не менее важно и партнерство с нуждающимися. Их голос также должен быть услышан.

— Экспериментируйте, не зацикливайтесь на лидерах, решайте проблемы отстающих отраслей. Если о них забывают, регион никогда не станет конкурентоспособным.

— Негосударственные организации, профсоюзы, наука… Разделите ношу на как можно большее количество плечей.

— Большие шансы на успех имеют не моноструктурные, а полиструктурные регионы. Наиболее успешные из них смогли найти свою нишу в глобальном разделении труда.

— Не забывайте, что стратегическими для развития новой экономики в ХХІ веке являются: высокотехнологические отрасли, экологическое производство, неоремесленные производства (модная одежда, мебель, ювелирные изделия), культурные продукты (кино, музыка), СМИ, дизайн (графический, индустриальный), бизнесовые и финансовые услуги.

— Наберитесь терпения. Вы не сможете одним движением руки вынуть кролика из цилиндра: региональное развитие — процесс очень длительный.

Но больше всего мне понравился такой тезис г-на Медоуза: «Адек­ватное развитие экономики — это не манна небесная. Надо организовать экономический рост, а для этого надо организовать себя».

Очень дельная рекомендация для нас, украинцев...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме