Ценовые реалии и индексные перспективы

Поделиться
Значительное повышение в последние месяцы года потребительских цен, особенно на продукты питания, усилило социальную напряженность в обществе...

Значительное повышение в последние месяцы года потребительских цен, особенно на продукты питания, усилило социальную напряженность в обществе. Впервые за последнее время эта проблематика серьезно обсуждалась с участием президента в Кабмине. Там же прозвучало утверждение, что у нас нет методики определения инфляции.

Если имелось в виду, что в Украине нет методики определения индекса потребительских цен, то это совершенно не соответствует действительности. Индекс в Украине рассчитывается в соответствии с международными рекомендациями. Эта методология постоянно совершенствуется, хотя остаются некоторые сложные не только для нас, но и для других стран аспекты его определения.

Если же данное утверждение касается других аспектов, например, пофакторного анализа и прогнозирования, то с такой трактовкой нельзя не согласиться.

Предварительные инфляционные итоги года

В предыдущем номере «ЗН» уже приводились основные циф­ры ноябрьской инфляции. Ноябрь­ский индекс дал прирост еще в 2,2%, а по отношению к декабрю прошлого года ИПЦ вырос на 14,2%. Основным фактором общего роста цен стало подорожание продовольствия — на 20,2%. Инфляционные «лидеры» роста цен в этой группе товаров — растительное масло (на 69,1% к декабрю прошлого года), капуста (на 59,7%), цитрусовые (44,3%), большинство овощей и фруктов. Без каких-либо видимых причин почти в 2,2 раза подскочили цены на бахчевые.

Почти стабильным (прирост лишь на 1,6%) остается индекс цен на одежду и обувь, предметы домашнего обихода и бытовую технику (всего плюс 2,5%). Даже несколько снизился— на 2,7% — индекс цен по услугам связи. А вот по ряду индексных позиций, связанных с услугами, за 11 месяцев произошел значительный рост. По финансовым услугам — почти на треть (на 32,8%), платным услугам образования — на 15,6%, туризму — на 16,1, ритуальным услугам — на 22,1%, в том числе в только в ноябре — на 18,9%. А вообще-то в этом году наибольшее индексное повышение цен пришлось на картофель — на 94,2% в июне к маю. Хотя по индексам цен на 300 городских рынках оно было пунктов на 20 ниже.

Почти нет сомнений, что за год общий рост ИПЦ превысит 15%. Для этого декабрьская инфляция должна составить не менее 0,7%. Но в декабре, как мы знаем, обычно наблюдается сезонное предновогоднее повышение цен на некоторые продукты питания. Так что первоначальные правительственные прогнозы годового роста инфляции будут превышены по крайней мере вдвое.

Впрочем, прогнозировать столь высокий рост цен в последние месяцы, особенно на продовольствие, особых оснований не было. Его причиной стали ценовые изменения в мире, неблагоприятные погодные условия и, наверное, сговоры монополистов. А значительный рост цен на большинство отечественных продуктов растениеводства и животноводства трудно как-то сдерживать. Большая часть этих продуктов производится в хозяйствах населения, и их реализация по более высоким ценам является основным источником увеличения их денежных доходов, отстающих от роста номинальной заработной платы наемных рабочих и служащих. Если, конечно, согласиться с тем, что цены повышались в самом начале производственной цепочки.

Что же касается правительственного инфляционного прогноза на следующий год, то первоначально он был определен на уровне 6,8%, а затем повышен до 9,6%. Но и эта цифра нам представляется заниженной. Ибо буквально в те же дни, когда пересматривался прогноз, министр экономики (ведомство которого и составляет прогноз инфляции), выступая по радио, сказал, что в течение ближайших трех-четырех лет, по оценкам международных организаций (видимо, ФАО), цены на продовольствие в мире вырастут вдвое и такое же повышение следует ожидать и в Украине.

Учитывая долю расходов на продукты питания в нашем ИПЦ (около 60%, включая питание вне дома) и вероятный ежегодный рост цен на продукты пусть даже на 20—25%, в 9,6% мы никак не уложимся. Хотя очень хотелось бы, чтобы этот пересмотренно-повышенный показатель не был превышен.

Новый базовый ИПЦ

Говоря об изменениях ИПЦ, хотелось бы остановиться на совместной разработке Госкомстатом и НБУ принципиально нового, так называемого базового ИПЦ — БИПЦ. Основная цель, с которой вводится этот индекс, — определить стабильную динамику цен, минимизировав неравномерные краткосрочные колебания, которые вызываются существенными изменениями предложения на потребительском рынке и административным изменением цен. Таким образом, БИПЦ будет характеризовать инфляцию, которая формируется давлением со стороны спроса, и, соответственно, наиболее полно отражает изменение реальных монетарных условий и позволяет более взвешенно оценить влияние монетарной политики на инфляционные процессы в стране. Если же говорить более просто и, с точки зрения макроэкономики, несколько грубовато, то БИПЦ — это те ценовые инфляционные изменения, за которые «ответственен» НБУ. А применительно к неохватываемой им остальной части общего ИПЦ, с Нацбанка «взятки гладки»: монетарная политики НБУ на них не влияет или же почти не влияет.

Учитывая новизну базовых ценовых индексов, следует подробнее осветить технику их построения.

Такие индексы уже достаточно давно рассчитываются в других странах, и нам тоже давно следовало бы принять их на вооружение. По-видимому, существенный рост цен этого года в определенной мере стимулировал и ускорил разработку методики построения БИПЦ. Каких-то четких, однозначных методических рекомендаций относительно определения базового индекса не существует. Они во многом зависят от конкретных условий каждой страны. Характерно, что в объемном 535-страничном руководстве по ИПЦ — Consumer Price Index Manual. Theory and Practice, совместно подготовленном шестью международными организациями, включая МВФ, который больше других «причастен» к этому индексу, БИПЦ уделено лишь три абзаца.

Вообще-то техника расчетов БИПЦ не слишком сложна. Она предполагает исключение из перечня товаров и услуг, составляющих «потребительскую корзину» общего ИРЦ, позиций, ценовые изменения по которым не оказывают или почти не оказывают влияния на изменение базового индекса. Первая группа — в основном отечественные сельскохозяйственные продовольственные товары (картофель, овощи, большая часть фруктов, мясо, молоко) и пищевые продукты, непосредственно получаемые при первичной переработке продуктов растениеводства и животноводства (сахар, растительное масло, большая часть мясных и молочных продуктов). Вторую группу составляют товары и услуги, ценовые изменения по которым определяются административными решениями центральных и региональных властей. Это — социальные сорта хлеба, большинство жилищно-коммунальных и транспортных тарифов.

В Украине, если предварительно согласованные позиции формирования БИПЦ не изменятся, из 296 товаров и услуг, включаемых сейчас в расчеты общего ИПЦ, предполагается исключить 72. Количественно они составляют немногим менее четверти (24,3%) общего числа позиций «корзинки» индекса потребительских цен. Но их удельный вес в общем ИПЦ значительно больше — около половины весовой структуры (а если точнее, 43,8%). То есть БИПЦ будет базироваться на 56,2% нынешнего ИПЦ.

В число «исключенных» товаров и услуг попадают позиции с наиболее высокими удельными весами в нашей структуре денежных потребительских расходов. Достаточно сказать, что из десяти позиций ИПЦ с наибольшими весами при расчете БИПЦ исключаются девять. По «весовому рейтингу» это — сахар (2,284%), свинина (2,268), центральное отопление (2,063), природный газ (1,973), картофель (1,857), подсолнечное масло (1,853), электроэнергия (1,610), куриные полуфабрикаты (1,595) и сало (1,587%). А вместе сумма этих девяти индексных позиций составляет 17,090%. Из десятки в БИПЦ попадает только вареная колбаса (1,604%). Скорее всего, в Украине вес товаров и услуг, которые исключаются из общего ИПЦ при построении БИПЦ, будет значительно выше, чем в других странах, рассчитывающих такие индексы.

Естественный интерес представляют не только общие рассуждения о новом индексе, но и то, какова сравнительная динамика изменений общего ИПЦ, БИПЦ и остающейся «вне БИПЦ» части ИПЦ.

Проведенные расчеты показывают, что за 11 месяцев текущего года прирост БИПЦ оказывается в 2,3 раза ниже, чем остальная часть общего ИПЦ, — 9,5 и 21,5% соответственно. По продуктам питания это различие также весьма существенно — почти в два раза (13,4 и 25,7%).

Остающаяся часть общего ИПЦ (за вычетом базового) представлена двумя группами продуктов и услуг. Первая — по которой используются механизмы административного регулирования и ограничений (социальные сорта хлеба и тарифы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи). Их доля в общей «индексной корзине» — 15,1%. Несмотря на все старания центральных и региональных органов по ограничению их роста, прирост индекса по этой группе составляет 11,3%. Удалось удержать лишь увеличение тарифов в связи.

Жилищно-коммунальные тарифы с декабря прошлого года выросли в цене на 10,7%, а транспорт­ные и того больше — на 15,5, превзойдя даже прирост общего ИПЦ. Что касается социальных сортов хлеба (в ИПЦ это батоны и ржаной хлеб), то увеличение цен по ним составило 16,6%, причем две трети этого прироста приходится на два последних месяца — октябрь и ноябрь.

Вторую группу этой части ИПЦ в основном формируют продаваемые на рынках и в супермаркетах картофель, овощи, фрукты, растительное масло, молочные продукты. На них приходится 16,8% весов индексной корзины, и именно они дают самое высокое увеличение цен — на 37,6%, обуславливая в значительной степени общий рост всего ИПЦ.

Региональные различия

Для потребительского рынка Украины характерны существенные межрегиональные различия в ценах на сельскохозяйственные продукты, производимые в основном в подсобных хозяйствах населения. Причина тому — несовершенство нашей организационной, транспортной и информационной инфраструктуры, несформированные продуктовые рынки, неразвитость кооперации. Для европейских стран, сходных с нашей по территории, подобные ценовые различия значительно меньше. Ведь овощи и фрукты из одного конца в другой можно доставлять автотранспортом менее чем за сутки.

Приводимые в табл. 2 данные показывают, что максимальные цены превышают минимальные по картофелю в 2,5 раза, другим овощам — в 2,1—3,2 раза, яблокам — в 3,6, мясу — в 1,6—1,8, яйцам — в 2,6 раза. Это явная ненормальность. И поскольку приведенные соотношения базируются на информации только по 70 из 458 городов Украины, фактически ценовые ножницы еще больше. Причем максимальные цены (кроме лука) — не в Киеве с его высокими средними доходами населения, а в небольших городках, лежащих в стороне от трансъевропейских и национальных автомагистралей.

Почти такая же ситуация и с минимальными ценами. Они невысоки там, где предложение на местных рынках превышает спрос, и запредельны — где спрос превышает предложение, где такие продукты не производятся. Эту довольно острую социальную проблему нельзя не учитывать в региональной политике.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме