ТРИ МИЛЛИАРДА ИЗ ВОЗДУХА? ЗАТО БЮДЖЕТ ОСТАЛСЯ БЕЗДЕФИЦИТНЫМ

22 сентября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №37, 22 сентября-29 сентября

В минувший понедельник министр финансов Игорь Митюков обнародовал предварительные параметры бюджета-2001, представленного 15 сентября в Верховную Раду...

В минувший понедельник министр финансов Игорь Митюков обнародовал предварительные параметры бюджета-2001, представленного 15 сентября в Верховную Раду. В результате выяснилось, что проект сводного бюджета Украины удалось сверстать с равными доходами и затратами, составляющими аж по 52,3 млрд. грн. И это вопреки тому, что лишь неделей ранее авторы законопроекта едва наскребли доходов на 49 млрд.

Как объяснил сам министр, на такой «подвиг» правительство вдохновили результаты выполнения бюджета-2000 за восемь месяцев текущего года. Пожалуй, оптимизма в словах министра было бы значительно меньше, если бы у него об этом же спросили в минувшую среду, после отчета перед парламентом о выполнении бюджета 1999 года. Последний не удалось выполнить ни в доходной, ни в расходной части, и теперь он станет предметом детального изучения прокуратуры. Не попасть бы в подобный переплет и с бюджетом-2001, который народные депутаты будут рассматривать в первом чтении уже 4 октября.

СНОВА НА СТАРОЙ НАЛОГОВОЙ БАЗЕ...

Еще не стерлись в памяти жаркие июльские дни, когда парламентариев, рвавшихся в отпуск, исполнительная власть буквально прижала к стенке 400-страничным кабминовским проектом Налогового кодекса. От народных избранников требовали еще до летних каникул принять этот документ в первом чтении. «До 15 сентября бюджет-2001 должен оказаться в Верховной Раде. Чтобы работать над ним, нам необходим Налоговый кодекс: бюджет, составленный на старой налоговой базе, Президент уже не подпишет. Иначе в соответствии с Конституцией парламенту угрожает роспуск», — взывали члены правительства. Встречные аргументы о том, что бюджет может верстаться лишь на основе действующего законодательства, но отнюдь не на кодексе, принятом в первом чтении, действия не возымели. Как не согласились члены правительства и на компромиссный вариант — принятие переходного малого Налогового кодекса, позволяющего быстро подкорректировать существующее законодательство (с учетом хотя бы самых необходимых новшеств) и на его основе составить бюджет на следующий год.

Справка «ЗН»

Основные макроэкономические показатели, предложенные в проекте бюджета-2001

Рост ВВП — на 4% против 2000 года

Среднегодовой курс гривни — 6,3 грн./

Уровень инфляции:

среднегодовой — 19%

декабрь к декабрю — 15%

Доходы и расходы:

сводного бюджета — 52,1 млрд. грн., или 28,2% ВВП

государственного бюджета — 41,3 млрд. грн.

Результат летних баталий превзошел все ожидания. Оказывается, правительство даже и не думало заглядывать в принятый в первом чтении документ, который, по идее, должен был вступить в действие до конца текущего года. Взяло и составило себе бюджет на старом налоговом законодательстве. Впрочем, иначе быть и не могло, и об этом предупреждали оппоненты поспешного принятия Налогового кодекса, который, как выяснилось, теперь может вступить в силу лишь с 2002 года. Да и то при условии, что парламенту удастся принять его еще до нового года.

Посвященные могут спросить: «А что же Президент?» И будут абсолютно правы, ибо даже если бюджетный закон написан идеально и Верховная Рада оперативно его примет (ей сегодня не приходится капризничать — при любом бюджете выбор у нее не слишком велик), то неизвестно, согласится ли с таким бюджетом Президент. Иными словами, обнаружит ли глава государства в новом бюджете те революционные изменения, на которых он так настаивал? Едва ли. Если, конечно, не считать таковыми, к примеру, отсутствие в бюджете поступлений от Государственного инновационного фонда, столь ненавистного для предприятий. Ибо новацией это можно назвать лишь с большой натяжкой: решение о ликвидации указанного фонда было принято еще в 1999 году.

Настоящим нововведением могло быть разве что обещанное и инициированное Минфином изменение действующей системы межбюджетных отношений, если бы его в последний момент не изъяли из проекта бюджета. Сначала предусматривалось резко усилить самостоятельность бюджетов городов со статусом областных и районных. Как следствие, должно было быть создано 682 полноценных бюджета вместо обычных 27 областных (включая Киев и Севастополь). Соответственно правительство должно было напрямую выплачивать бюджетам таких городов трансферты, а закон — закрепить за ними фиксированный размер поступлений от 13 общегосударственных налогов и сборов, а также распространить на них практику сохранения у себя половины сверхплановых поступлений. «Но не вышло. Ситуация сложилась таким образом, что теоретически абсолютно правильная идея Минфина (как для унитарного государства) вызвала недовольство областной элиты, которая не привыкла придерживаться правил межбюджетных отношений. Местные «божки» привыкли получать «гранты» от правительства, а возвращать деньги не слишком-то любят», — объяснил Сергей Терехин, заместитель председателя парламентского комитета по финансам и банковской деятельности.

За счет базовых налогов и приватизации

Требовать идеальности от бюджета, который верстается, а потом сразу переверстывается в авральном режиме, едва ли целесообразно. Чего стоят лишь те дополнительные без малого 3 млрд. грн., которые за последнюю неделю перед представлением бюджета в Верховную Раду появились в расходной, а затем, конечно, в доходной части (бюджет ведь должен быть бездефицитным!). Как объяснил сам Игорь Митюков, дополнительные деньги найдены в основном за счет дополнительных поступлений от НДС, налога на прибыль предприятий, подоходного налога с граждан. Поскольку авторы законопроекта руководствовались тем, что ставки налогообложения в следующем году остаются неизменными, очевидно, что правительство рассчитывает на расширение базы налогообложения. Но соберет ли ожидаемое, сказать трудно. По крайней мере, немало депутатов выражают определенные сомнения по этому поводу. Да и само правительство, очевидно, перестраховалось. Недаром же в последней редакции проекта бюджета запланирован 15-процентный уровень инфляции, вместо 10—12%, о которых ранее сообщал премьер-министр Виктор Ющенко.

Еще одна существенная особенность проекта бюджета. Ожидается, что 25% доходов в нем будут составлять поступления от топливно-энергетического комплекса (в виде текущих платежей) и средства от приватизации. В частности, ожидается 9,1 млрд. грн. (или около ,44 млрд. при запланированном среднегодовом курсе гривни 6,3 грн./$) приватизационных поступлений, четвертая часть которых будет направлена на инвестиции и поддержку структурных изменений в приоритетных отраслях экономики. Цифра, конечно, поражает. Сравните: еще в начале лета при разработке госбюджета-2001 правительство прогнозировало приватизационные поступления в объеме 4,5 млрд. грн., в августе подняло планку до 6,5 млрд. В то же время за весь 1999 год Фонд госимущества перечислил в бюджет лишь 0,68 млрд. грн., а за восемь месяцев текущего — 1,2 млрд. грн. Похоже на то, что в случае чего в срыве хода бюджетного процесса будет «виновата» Государственная программа приватизации, где черным по белому написано выручить в 2001 году ни много ни мало — ,5 млрд. При этом в госбюджет перечисляется 93% общей суммы, вырученной от приватизационной продажи объектов.

Ау, инвесторы!

Авторы законопроекта уверяют, что проект госбюджета на 2001 год по своим показателям является реальным при условии «продолжения экономических реформ и скоординированных и согласованных действий всех ветвей власти при их осуществлении». Вот бы еще эти надежды да разделял заместитель председателя Верховной Рады, предрекающий указанному проекту нелегкую судьбу в стенах парламента. И не только из-за того, что предложенный правительством документ не включает в себя налоговых новелл, а еще и потому, например, что существуют серьезные сомнения относительно реальности объемов запланированных приватизационных поступлений. Степан Гавриш говорит прямо: «Мне неизвестны сегодня такие привлекательные приватизационные объекты, чтобы иностранные инвесторы загорелись желанием приватизировать их на конкурсной основе. Приватизация же в гривневом секторе денег может привести к увеличению уровня инфляции, существенным изменениям в балансе между национальной валютой и долларом. То есть может увеличиться давление на гривню и начаться процесс девальвации более стремительный, чем планируется правительством».

Едва ли такой прогноз обрадует бюджетников, хотя правительство в Законе «О Государственном бюджете Украины на 2001 год» и обещает им повысить зарплату на 25% (для этого за- планировано израсходовать дополнительно 1,76 млрд. грн.; плюс на разграничение пенсионных выплат выделено 1,3 млрд. грн.). Ибо, как сказал председатель Верховной Рады Иван Плющ: «То, что мы планируем повысить заработную плату на четверть, люди почувствуют только в том случае, если удастся удержать на надлежащем уровне инфляцию».

Впрочем, все точки над «і» ставить еще слишком рано — до окончательной редакции закона о госбюджете-2001 далеко. Реалии жизни подтверждают, что изменения не заставят себя долго ждать. Еще не успели сам законопроект размножить и раздать депутатам, как в среду Президент дал поручение Минфину все же рассмотреть предложения комитета по финансам и банковской деятельности, сформулированные в малом Налоговом кодексе. Вот и получается — «наша пісня гарна, нова, починаймо її знову».

Сергей СЛЕДЗЬ

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно