ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС?

1 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 1 декабря-8 декабря

Уже больше недели улицы Симферополя бурлят в буквальном смысле: сначала планы горожан спутали го...

Уже больше недели улицы Симферополя бурлят в буквальном смысле: сначала планы горожан спутали горсовет и троллейбусное управление, неожиданно изменив несколько маршрутов, из-за чего пассажиры не могли доехать привычным способом, потом начался спор вокруг маршрутных таксивладельцы машин повысили стоимость проезда с 60 до 75 копеек. Но когда горсовет начал изымать у водителей паспорта и запретил им работать по новой цене, начались забастовки, публичное наказание «штрейкбрехеров», было даже блокирование здания горсовета…

Общепризнанно, что рынок городских пассажирских перевозок — желанная сфера, если не сказать «лакомый кусок» для предпринимателей. При любом экономическом положении люди не могут не ездить, так же, как не могут не есть и не одеваться. В Симферополе на 120 городских маршрутах работают, по данным начальника управления транспорта и связи городского совета Светланы Поправко, 110 коммерческих фирм-перевозчиков и частных предпринимателей; ежедневно на улицы города выходит больше 1100 «маршруток» разных модификаций.

Инициатором повышения цены на проезд стала самая крупная фирма-перевозчик — ЗАО «Крымтаксосервис». Городской голова Симферополя Валерий Ермак сказал, что при этом фирма нарушила договор, заключенный между перевозчиками и горсоветом о том, что изменение цены должно быть согласовано с городскими властями, и потребовал вернуть прежнюю плату за проезд. Начался экономический спор: крупные фирмы доказывали, что городские перевозки стали убыточными, и приводили массу аргументов. Фирмы помельче, владеющие двумя-тремя «маршрутками» (кстати, многие из них еще стоят в горсовете на очереди за разрешением работать на маршрутах), брались перевозить пассажиров и за 60 копеек. Но им работать не дали: после нескольких «ездок» они также встали если не с пробитыми шинами, то под грубым давлением коллег-водителей, вернее сказать, конкурентов.

До последнего времени Симферополь оставался городом с более дешевым транспортом, чем другие: даже в Севастополе проезд на «маршрутке» давно стоит 1 гривню. Это, правда, еще ни о чем не говорит — в каждом городе свои потоки пассажиров, свои расстояния, свои условия эксплуатации. Ожидалось повышение цены на проезд и в Симферополе: в случае скачка цены на бензин группа фирм- перевозчиков обратилась с письмом в горсовет, в котором просили разрешения поднять цену. Тогда в результате переговоров пришли к соглашению, что поскольку резкого повышения цены на бензин не произошло, то и стоимость проезда поднимать не следует. Во всяком случае, до 20 ноября. Но если в горсовете об этой дате забыли, то перевозчики ее хорошо помнили. Однако решились повысить тариф пока не на 20, а только на 15 копеек.

С одной стороны, аргументы перевозчиков заслуживают внимания: хотя резкого подорожания бензина и не произошло, но подорожало все остальное — ГАИ берет за обследование маршрута не 90, как раньше, а 150 гривен, за экспертизу транспорта — не 27, а 48 гривен, сертификация стоит уже не 260, а 1000 гривен, стоимость запчастей осталась неизменной в долларовом выражении, но в гривнях, например, колесо для автобуса подорожало с 400 до 550 гривен, аккумулятор — с 320 до 450... Экономисты «Крымтаксосервиса» берутся, как говорят, на пальцах доказать, что при тарифе в 60 копеек перевозки будут убыточны, если не укрывать доходы от налогов. К тому же, спрашивают перевозчики, почему горсовет вмешивается в наши экономические дела и диктует нам цены? Этим он превышает свои законные полномочия…

С другой стороны, аргументы горсовета также кое-что весят: если у нас в конкурсном комитете очередь фирм, желающих возить за 60 копеек, то значит, они могут? Почему же другие не могут? Во- вторых, в убыток себе никто фактически не работает: как минимум, затраты и выручка совпадают. Как показало обследование маршрутов, многие «фирмачи» показывают свою выручку необъективно. Выявлены факты, когда водители работают без трудовых книжек, не выдают билетов пассажирам и так далее. Кроме того, следует ориентироваться не только на рост цен, но и на благосостояние пассажиров, а зарплаты и пенсии не повышались. По мнению Симферопольского горсовета, стоимость проезда может быть повышена не ранее, чем с нового года…

На самом деле за транспортным кризисом в Симферополе кроется глубокое неблагополучие отрасли. Повышение цен на запчасти и энергию, в том числе электрическую, довели троллейбусное и автобусное управления города до ручки. Парк машин уже несколько лет не пополняется, автобусы и троллейбусы ремонтируются некачественно, большое количество льготников снижает выручку, а горсовет стоимость их проезда не возмещает. Именно из-за нехватки машин Симферопольское троллейбусное управление вынуждено снимать их с линии, пересматривать маршруты, а отдельные из них закрывать вообще. Особенно много проблем у транспортников в канун зимы — по горным дорогам на лысой резине не поездишь…

Перевозка пассажиров в микроавтобусах по установленным маршрутам действительно выручала и выручает город до сих пор. Однако качество этих перевозок в последнее время стало ухудшаться: на многих маршрутах не выдерживается график движения, некоторые машины подаются на линию неисправными до такой степени, что ломаются в пути. Иногда поездка в «маршрутке» по уровню комфортности уже практически не отличается от поездки в городском автобусе. Это касается в основном маршрутов, на которых работают частные мелкие предприниматели. Они выводят на дороги не «Азии» или «Соболя», и не «Мерседесы», а старые-престарые «Рафики». Они не тратят деньги на оформление салонов, а потому и себестоимость здесь меньше. Работая по фиксированному налогу, при оформлении которого стоимость проезда жестко оговорена с налоговой инспекцией, они и не могут повышать тариф, поскольку это увеличит сумму налога с них.

Крупные предприятия, например «Крымтаксосервис», несут затраты побольше, лучше ухаживают за машинами, однако и выручка у них выше. Кроме того, многие собственники «маршруток» смогли подзаработать летом на высокорентабельных курортных маршрутах, и за счет этих «сверхприбылей» поправить состояние автопарка. ОАО «Крымавтотранс», например, считает возможным сегодня еще тарифы не повышать…

За неделю эмоциональных споров разрешение конфликта найдено не было. К субботе, когда всем надоело спорить, решили пока восстановить статус-кво, сесть за стол переговоров и все обсчитать. Это значит только одно: если тарифы не были повышены с 20 ноября, то будут повышены с 15 декабря, а в лучшем случае — с нового года. Это теперь неминуемо…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно