ТРАНСБАЛКАНСКИЙ ПОХОД «ГАЗТРАНЗИТА» - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ТРАНСБАЛКАНСКИЙ ПОХОД «ГАЗТРАНЗИТА»

21 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

На фоне чуть ли не истерических выступлений и выпадов по поводу создания в обход Украины газотран...

На фоне чуть ли не истерических выступлений и выпадов по поводу создания в обход Украины газотранзитных магистралей для экспорта российского природного газа в Европу, на Балканы и Турцию, весьма примечательным является совместный газотранспортный проект, реализуемый компаниями из Российской Федерации, Украины и Турции при активном финансировании Европейского банка реконструкции и развития. Нет, речь идет не о газопроводах по территориях Польши, Словакии и тем более не о «Голубом потоке» по дну Черного моря в направлении Турции. Речь идет о проекте СП «Газтранзит», созданном в форме закрытого акционерного общества.

Если помните, несколько лет назад даже в украинском парламенте бушевали страсти по этому поводу, и народные избранники обвиняли инициаторов создания подобного СП чуть ли не в предательстве национальных интересов, дебаты устраивали, сломали массу копий. А СП «Газтранзит» так и не создали. Тогда.

Случилось это несколько позже, осенью 1997 года, и, что примечательно, участниками этого ЗАО стали не только нынешний НАК «Нефтегаз Украины» (а тогда еще «Укргазпром»), владеющий 37% акций уставного фонда ЗАО, и российский «Газпром» (которому также принадлежит 37%), а и турецкий консорциум “Трансбалкан” (8%), объединивший четыре компании из Турции, а также турецкая фирма «Турусгаз» (18%).

Насколько помнится, далеко не многие проекты в газотранспортной отрасли реализуются, а тем более успешно. Проект «Газтранзита» является, пожалуй, редким исключением. Секрет затеи прост. Есть продавец газа в лице российского «Газпрома», весьма заинтересованный в расширении рынков сбыта своего товара, а заодно, вероятно, и в материальной поддержке своих политических союзников на Балканах. Он же заинтересован в диверсификации путей доставки российского газа потребителям.

Кроме того, есть газотранспортные предприятия НАКа «Нефтегаз Украины» (и других транзитных государств), заинтересованные как минимум в сохранении и как максимум — в наращивании существующих объемов транзита газа через территорию Украины.

И, самое главное, существует весьма привлекательный по своим объемам рынок сбыта газа, особенно в Турции. Интересуюсь в НАКе «Нефтегаз Украины» и у украинского члена правления ЗАО «Газтранзит» Петра Белея, насколько соотносится идея строительства газотранспортной инфраструктуры силами «Газтранзита» и, например, тот же российско-турецкий проект «Голубой поток»? А также не противоречит ли проект «Газтранзита» интересам Украины? Оказывается, что нет. Более того, уверяют меня идеологи «Газтранзита», этот проект очень даже в интересах Украины, ведь при старании да политической воле, помимо прочего, можно попытаться хотя бы на время отговорить «Газпром» от строительства обходящих Украину газотранзитных магистралей. Впрочем, и без этой, весьма смелой, идеи украинские газотранспортники будут в выигрыше от «Газтранзита».

А почему «Газпром», который активно пропагандирует проект «Голубой поток» для экспорта своего газа в ту же Турцию, участвует и в «Газтранзите»? Тоже, как говорится, элементарно: россияне прокладывают новую магистраль в регион Турции, где весьма не развита газотранспортная и газораспределительная инфраструктура. Так что, помимо прочего, они еще могут обеспечить себе и немалый фронт работ в этой сфере деятельности.

Что же касается объектов «Газтранзита», созданных на территории Украины, то для их строительства были задействованы силы нескольких десятков отечественных предприятий, в частности тех, которые строили и многие объекты газовой отрасли страны.

До сих пор пропускная способность основного газопровода Ананьев—Тирасполь—Измаил (см. схему), по которому российский природный газ экспортировался в направлении Балканских государств, составляла не многим более 16 млрд. кубометров газа в год. ЗАО «Газтранзит» взялось реализовать проект, который позволит увеличить пропускную способность этого газопровода до 26,7 млрд. кубометров газа ежегодно.

Причем этот проект реализуется в несколько этапов, первый из которых — строительство компрессорной станции Тарутино в Одесской области на действующем уже газопроводе Ананьев—Тирасполь—Измаил. Введение в эксплуатацию этой компрессорной станции позволит почти на 4 млрд. кубометров газа увеличить пропускную способность газопровода на этом участке уже в ближайшее время.

Следующий этап проекта — строительство на территории Украины второй ветки магистрального газопровода Ананьев—Измаил протяженностью 389 км (эта часть проектируемой газомагистрали на схеме отмечена пунктиром). Это увеличит пропускную способность газомагистрали еще на 7,6 млрд. кубометров газа в год.

К слову сказать, на днях компрессорная станция Тарутино получила официальный старт. И вы можете увидеть на снимках, как она выглядит и как это происходило. Строительство же этой КС было начато в 1999 году, и, как говорят знающие люди, на сегодня это самая современная станция на территории СНГ.

Между тем, силами исключительно участников ЗАО «Газтранзит» строительство КС Тарутино было бы просто невозможно, ведь стоит этот объект 78 млн. долларов. Только 26 млн. из них — взнос акционеров ЗАО, а 52 млн. долларов — кредитные ресурсы. Причем 40 млн. долларов предоставил Европейский банк реконструкции и развития и 12 млн. долларов — Черноморский банк торговли и развития. Кредит предоставлен на девять лет, а в качестве его обеспечения не потребовалось никаких гарантий. Генеральным подрядчиком строительства является турецкая компания «Трансбалкан». Хотя при этом, по информации ЗАО «Газтранзит», большая часть средств осталась в Украине — у украинских подрядчиков и поставщиков оборудования.

К слову, насколько известно, 5 сентября совет директоров ЕБРР одобрил выделение еще 97 млн. долларов для ЗАО «Газтранзит». Эти деньги будут использованы для строительства участков вышеупомянутого газопровода Ананьев — Измаил протяженностью 70 км и новой нитки подводного перехода через реку Дунай. Так что, похоже, в недалеком будущем мы станем свидетелями реализации очередного этапа международного газотранспортного проекта под эгидой ЗАО «Газтранзит».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно