ТОРГОВЫЙ ФЛОТ. «...ВІН РЕСПУБЛІКУ ПІДНОСИТЬ ДО НОВИХ ВИСОТ»

19 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 19 декабря-26 декабря

Николай Славов, уроженец Терновки, что на окраине Николаева, упрямо верит в то, что Украину к новым высотам поднимет именно мирный, торговый флот...

Николай Славов
Николай Славов

Николай Славов, уроженец Терновки, что на окраине Николаева, упрямо верит в то, что Украину к новым высотам поднимет именно мирный, торговый флот. И во многом это зависит от него, президента акционерной судоходной компании «Укрречфлот». В минувший вторник он приезжал в свой родной город — украинскую столицу судостроения — дабы подтвердить: «Отечественному флоту — отечественные суда». В этот день, 16 декабря, на николаевском заводе «Океан» (ныне он носит название Damen Shipyards Ocean) было заложено первое судно типа «Буг» дедвейтом 6300 тонн. В течение ближайших трех лет компания задумала построить в Николаеве по заказу «Укрречфлота» десять судов для своих нужд.

Строительство судов для своей страны еще при советской власти было в Николаеве обычным явлением. Скажем, фотожурналисты Николаева Александр Кремко, Илья Кальницкий, Борис Рыбаков могли точно прогнозировать появление своих снимков в недосягаемых тогда для жителей периферии «Правде» и «Известиях»: сход со стапеля гигантского сухогруза или рудовоза обязательно отображался на первых страницах этих главных газет Союза (авианосцы, ясное дело, в прессе не фигурировали). А известный прозаик Иван Григурко после того, как пару недель покачался в Черном море на ходовых испытаниях супертраулера «Маршал Якубовский», спросил у руководства завода «Океан»: «Когда будут следующие ходовые? Хотел бы детальнее постичь работу корабелов». Ему спокойно ответили: «Приходите через месяц, из дока выйдет очередное судно». И долго еще после того, уже написав роман «Ватерлиния», Иван гордо показывал пропуск, где типографским шрифтом было напечатано: «Завод «Океан». Цех — Союз писателей».

Но это было четверть века назад. В 1990-х «Океан» пять лет стоял без работы. Наконец в 2000 году завод выкупила голландская фирма Damen Shipyards Group. Он ожил, за три последних года построил тридцать судов. Но — не для нас, не для Украины. В государстве не было никого, кто мог бы заказать постройку судна у голландско-николаевских корабелов. Разумеется, имеются в виду крупные проекты.

Получается, что гигантские корабельные заводы, где когда-то рождались китобойные базы, авианосцы, балкеры водоизмещением 200 тыс. тонн, так и будут удовлетворять аппетиты греческих, норвежских, шведских судоходных компаний, а для Украины станут клепать самое большее катера?

Но к солидности намерений и действий «Укрречфлота» уже привыкли не только в Украине. Суда компании — постоянные гости портов почти сорока стран. «Речфлот» — едва ли не первая в государстве крупная компания, ставшая акционерной. Сегодня она активно доказывает свою правоту относительно избранной концепции и стратегии приватизации водного транспорта: объем только внешнеторговых грузов удвоился, валютные доходы возросли на 90%, курсовая стоимость акций увеличилась в пять раз. Имея 200 грузовых и пассажирских судов, «Укрречфлот» ныне осуществляет 55% от общего объема перевозок всего морского и речного транспорта Украины. Расширяя сферу деятельности, компания открыла регулярную круизную линию сперва на порты Болгарии, а затем Румынии и России.

Если добавить, что 70 тыс. акционеров компании регулярно получают дивиденды, средняя зарплата ее работников превысила полторы тысячи гривен, а ведомственные больницы и поликлиники, базы отдыха, оздоровительные лагеря для взрослых и детей — одни из лучших в стране, то нетрудно догадаться: сюда может прийти инвестор.

Уже восемь лет, как в солидность «Укрречфлота» поверил Европейский банк реконструкции и развития. Прежде всего ЕБРР существенно помог в не очень освоенных тогда лабиринтах корпоратизации и приватизации речного транспорта. Затем предоставил кредиты на строительство семи универсальных сухогрузов серии «Десна». Основное финансирование взял на себя банк и в реализации планов «Речфлота» по постройке десяти теплоходов серии «Буг». Правда, с Damen Shipyards Ocean контракт подписан пока лишь на четыре судна. Но ни заказчик, ни исполнитель не сомневаются в том, что соглашение будет пролонгировано. Президент Евробанка Жан Лемьер вторит корабелам и речникам: «С акционерной судоходной компанией «Укрречфлот» приятно работать. Она вовремя возвращает кредиты, она прозрачна и привлекательна для инвесторов. «Укрречфлот» весомо влияет на положительный международный имидж независимой Украины».

Полагаю, стоит отметить, что несмотря на всю значимость поддержки ЕБРР развития нашего флота, и сам «Укрречфлот» отнюдь не выглядит бедным просителем: 70% стоимости постройки судов в Николаеве будет оплачивать банк и 30% — «Укрречфлот». Кредит европейцев — на десять лет.

Если уж вести речь о европейских проектах «Укрречфлота», то сотрудничеством с ЕБРР они не ограничиваются. Контракт с владельцем «Океана» компанией Damen Shipyards Group — тоже из их числа. Председатель наблюдательного совета голландской компании Херман Кваст, разговорчивый и остроумный, публично заявляет: «Я горжусь сотрудничеством с «Укрречфлотом».

Конечно, в этот день, 16 декабря, на «Океане» был праздник. На митинге в секционно-сборочном цехе вице-премьер Андрей Клюев отметил, какая это общая радость: наконец-то в Украине для Украины строится флот. Директор завода Николай Романчук, подчеркивая, что в тендере на выполнение заказа «Укрречфлота» участвовали шесть фирм, заметил: победа в нем вдохновляет на честный труд. А постройка десяти новейших многоцелевых судов положительно повлияет на благосостояние не только заводчан, но и всего города.

Кстати, Николай Славов в городе, носящем имя святого Николая, сообщил, что АСК «Укрречфлот» на свои средства строит в Киеве храм Николая Чудотворца. Закладывание капсулы в фундамент с посланием к потомкам — 19 декабря, то есть в день «зимнего» Николая, а первое богослужение должно состояться 22 мая следующего года, в день «летнего» Николая. Совпало? Почаще бы так...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно