ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ. БИТВА ЗА ПЯТЫЙ ОКЕАН

12 мая, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 12 мая-19 мая

Торговая война между Европейским союзом и США грозит вспыхнуть с новой силой. В начале мая америк...

Торговая война между Европейским союзом и США грозит вспыхнуть с новой силой. В начале мая американцы начали очередное наступление на этом фронте, передав во Всемирную торговую организацию (ВТО) сразу шесть исков на различные страны мира, нарушающие, по их мнению, условия, определенные этим международным органом. В число их «целей» попали румынские куры, филиппинские мотоциклы, бразильский текстиль, а также индийское законодательство, ставящие в неравные условия внешние и внутренние инвестиции. Однако все это выглядит мелочью по сравнению с колоссальным торговым сражением, грозящим вспыхнуть в связи с началом внедрения в жизнь корпорацией Airbus Industrie проекта по созданию двухэтажного супераэробуса, известного миру под условной маркировкой А3ХХ.

Соединенным Штатам удалось одержать победы в нескольких прошлых торговых битвах, которые они вели преимущественно с Европой, — за бананы и генетически модифицированную говядину. Однако европейцы до сих пор отказываются подчиниться вердиктам, вынесенным ВТО, и изменить свое законодательство в этих вопросах. С другой стороны, Всемирная торговая организация недавно постановила признать незаконной деятельность американских так называемых «зарубежных торговых корпораций» — оффшорных компаний, позволяющих транснациональным корпорациям экономить ежегодно до 3,9 млрд. долларов на уплате налогов. На днях США представили Европейскому союзу свой план воплощения в жизнь этого решения ВТО.

Одним из основных жертв этого нововведения является корпорация Boeing Commercial Aircraft Group: в 1998 году за счет «зарубежных торговых корпораций» она смогла сохранить 150 млн. долларов, не доплатив их бюджету страны. Однако Boeing очень скоро может представиться возможность для мести. На прошлой неделе торговый представитель США Шарлин Барщевски заявила о том, что в скором времени в список переданных в ВТО обвинений против ЕС может войти и дело о дотациях, выделяемых правительствами европейских стран корпорации Airbus Industrie — главному конкуренту Boeing на мировом рынке гражданских авиалайнеров.

За последние несколько лет Airbus вытеснил Boeing с его лидирующих позиций, и сейчас эти две корпорации делят рынок гражданских самолетов практически поровну. Однако американская компания продолжает удерживать лидерство в области производства крупнейших аэробусов — ни один из пассажирских самолетов в мире не способен брать на борт столько пассажиров, сколько «Боинг-747». Среди руководства Airbus бытует мнение о том, что его американский конкурент может использовать монополию на производство авиалайнеров повышенной вместимости для сбивания цен на самолеты меньших размеров, подорвав тем самым нынешние торговые позиции европейского авиапроизводителя. Boeing, разумеется, все подозрения отметает, выдвигая со своей стороны встречные подозрения, что в разрабатываемом Airbus супераэробусе нуждается не столько мировой рынок авиаперевозок, сколько сама европейская авиакорпорация.

В связи с этим, Boeing выражает свое растущее беспокойство по поводу государственных дотаций, получаемых его конкурентом. В этом вопросе правительства стран ЕС используют свой старый аргумент о том, что Airbus является молодой корпорацией и нуждается в поддержке для того, чтобы иметь возможность противостоять монополии Boeing на гражданские авиалайнеры. Однако сейчас, когда европейский авиапроизводитель давно уже вырос из «коротких штанишек» и демонстрирует стремительный рост, это утверждение выглядит весьма неубедительно.

Американцы долго выбирали удобный объект для нападения, и вот, наконец, дождались появления подходящего. Новый супераэробус А3ХХ, способный брать на борт 550—650 человек, может стать первой серьезной угрозой монополии «Боинга» на мировом рынке крупнейших пассажирских самолетов с того времени, когда его 747-я машина тридцать лет назад впервые поднялась в воздух. Аналитики американской авиакорпорации подсчитали, что объем дотаций для пилотного проекта А3ХХ, выделяемых правительствами входящих в программу Airbus стран, может достичь 4 млрд. долларов. Это треть суммы, необходимой для создания самолета. Вложенные деньги бюджеты государств получат назад в виде роялти (лицензионных платежей) после того, как новый самолет будет запущен в серийное производство. Таким образом правительства могут сделать неплохой бизнес, если новые аэробусы будут хорошо продаваться — та же Великобритания получает сейчас 2 фунта за каждый вложенный в разработку и производство самолетов A320.

Согласно расчетам Airbus, до 2018 года мировая потребность в самолетах, имеющих более 400 пассажирских мест (таких, как нынешний «Боинг-747» и больших) оценивается в 358 млрд. долларов (в нынешних ценах) и составляет 1200 самолетов. Эти цифры включают и грузовые варианты машин, так как компании, перевозящие грузы по воздуху, без сомнения захотят приобрести именно их. Аналитики европейского авиапроизводителя полагают, что А3ХХ оправдает себя даже в том случае, если он сумеет завоевать всего лишь половину рынка лайнеров такого класса. Такой оптимизм Airbus основывается на оценках, подтверждающих, что число людей, предпочитающих путешествовать по воздуху, неуклонно растет с темпами до 5% в год, а возможности крупных аэропортов, особенно в странах Азии, уже не позволяют увеличивать число обслуживаемых самолетов. Таким образом, потребность в лайнерах, способных брать на борт большее количество пассажиров, объективно увеличивается.

Со своей стороны, представители Boeing утверждают, что появление А3ХХ станет настоящим бедствием и приведет к появлению излишков производственных мощностей, потерям авиакомпаний и возникновению многих других неприятностей. Они полагают, что современные тенденции развития гражданской авиации связаны с дальнемагистральными прямыми перелетами с использованием широкофюзеляжных самолетов типа их 777-й модели или европейского А340, которые перевозят немного меньше пассажиров, чем 747-й самолет. К тому же они уверены, что сегодня мировая потребность в самолетах, больших по размерам «Боинга-747», не превышает 400 машин. Для того чтобы ее удовлетворить, легче всего было бы модернизировать имеющийся аэробус за счет удлинения его фюзеляжа. Эти утверждения обосновываются тем, что их самолет продолжает пользоваться неизменным спросом, несмотря на то, что в основе его создания лежат технологии, которым уже тридцать и более лет.

Тем не менее, после лет неопределенности и отсрочек, проект А3ХХ, похоже, будет запущен. Emirates airlines — авиакомпания, демонстрирующая наиболее стремительный рост среди своих конкурентов в регионе Персидского залива — в конце апреля официально заявила о готовности приобрести до десяти новых супераэробусов; не менее 16 штук рассчитывают закупить Virgin Atlantic и Singapore Airlines, близки к решению о приобретении А3ХХ Cathay Pacific и Japan Airways. Окончательное решение о начале производства нового самолета Airbus должен принять на совете директоров 26 мая. Если это произойдет, Boeing может перестать церемониться и начнет решительное наступление.

Президент корпорации Boeing Гарри Стоунсипер подтвердил недавно представителям прессы, что его компания будет инициировать обращение американского правительства в ВТО. А там опыт разбирательства по аналогичным вопросам уже имеется. Недавно Всемирная торговая организация закончила рассмотрение спора между канадской компанией Bombardier и бразильской Embraer, занимающих соответственно третье и четвертое места в мировой табели о рангах производителей пассажирских реактивных самолетов после Boeing и Airbus. Обе выпускают лайнеры для местных авиалиний вместимостью до 100 пассажиров, обе получают дотации от государства и обе жестоко между собой конкурируют. Вердикт ВТО был неумолим: оба производителя должны отказаться от экспортных дотаций; должны быть также серьезно ограничены некоторые формы помощи, используемые на первых этапах разработок новых моделей самолетов. Исходя из такого решения, Boeing имеет основание надеяться, что ему удастся добиться подобного результата в отношении своего европейского конкурента.

Чем же может закончиться новая торговая война? Во время последнего противостояния США и ЕС по поводу дотаций концерну Airbus восемь лет назад американцы спустили все на тормозах исключительно по инициативе... самого Boeing: руководство концерна опасалось, что европейские страны в качестве ответного шага могут заставить свои авиакомпании отказаться от приобретения американских самолетов. Нынешняя же торговая война за пятый океан может окончиться весьма плачевно для обоих ее участников — европейский и американский авиаконцерны ежегодно тратят до 5 млрд. долларов каждый на приобретение товаров и услуг друг у друга. Каждый из них обеспечивает занятость до 100 тыс. человек на другом континенте.

Любопытно, что после окончания предыдущей торговой войны партнеры Boeing и Airbus (сами по себе, без участия концернов как таковых) обсуждали совместный проект создания супераэробуса. Эта перспектива тогда казалась настолько заманчивой, что Airbus даже отказался от собственных планов создания подобного самолета. Однако проект оказался нереализованным — тогда стороны заявили о неперспективности мирового рынка подобных самолетов.

По мнению же руководителя британской компании BAe Systems, партнера Airbus, принимавшего активное участие в разработке того проекта, настоящей причиной его провала стали технические вопросы. Сегодня рынок авиалайнеров-гигантов выглядит намного заманчивее, а BAe Systems имеет довольно прочные связи с Boeing в производстве вооружений. Это порождает предположения по обе стороны океана о том, что после некоторой борьбы, когда ВТО примет решение об ограничении европейских дотаций для Airbus, американский авиаконцерн может сам включиться в проект А3ХХ. Такой ход поможет урегулировать торговый спор между США и ЕС, однако не все его последствия будут благоприятными — чего, например, стоит появление в мире еще одной супермонополии…

(По материалам журнала The Economist)
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно