ТОРГОВЛЯ С РОССИЕЙ: В МИЛЛЕНИУМ ПОРОЗНЬ

Поделиться
Общеизвестно, что главным торговым партнером нашей страны в течение всего времени существования Украины и России как независимых государств является Россия...

Общеизвестно, что главным торговым партнером нашей страны в течение всего времени существования Украины и России как независимых государств является Россия. Ее доля в украинском товарообороте традиционно составляет около 40 процентов.

С 1994 года между нашими странами на основании подписанного межправительственного соглашения действует режим свободной торговли, благодаря которому обеими сторонами не взимаются импортные пошлины при ввозе товаров другой стороны. И несмотря на это, уже третий год идет процесс постепенного уменьшения товарооборота с Россией. Если в 1997 году он (с услугами) составлял более 15 млрд. долл. США, то в 1998-м уменьшился на 17,1 процента. К сожалению, примерно тот же процент уменьшения товарооборота мы имеем по итогам десяти месяцев нынешнего года.

С одной стороны, это объективный процесс, связанный с диверсификацией украинского экспорта, т.е. расширением числа стран - торговых партнеров Украины, с другой - свидетельство того, что «не все ладно в датском королевстве».

Причины

Их немало по обе стороны границы. Но сначала о «лежащих на поверхности».

С российской стороны это:

- влияние последствий финансового кризиса августа прошлого года;

- к сожалению для Украины, во внешней торговле России наблюдается стойкая тенденция к сокращению доли стран СНГ. Так, в частности, в 1998 году 75 процентов российского импорта составляла продукция стран дальнего зарубежья, причем по отдельным товарным группам соотношение объема импорта из стран дальнего зарубежья к импорту из стран СНГ составляло от 4:1 (по продукции машиностроения) до 20:1 (по медикаментам). Практически этот же процент сохранился и в уходящем году;

- слабая платежеспособность причем как российских хозяйствующих субъектов (ввиду отсутствия оборотных средств), так и основной массы населения.

С нашей стороны:

- высокая себестоимость многих видов продукции и отсюда - низкая ее конкурентоспособность на российском рынке;

- уменьшение объемов производства;

- очень слабая активность украинских предприятий и фирм на российском рынке. Так, из более чем 100 выставок-ярмарок, прошедших в Москве в 1999 году, на которые приглашались украинские предприятия, наши товаропроизводители приняли участие только в 17. К примеру, в международной выставке «Мир продовольствия», в которой принимали участие более 900 фирм из 50 государств, Украину представляли лишь три фирмы - ЗАО «Европродукт» из Донецкой области, компания «Чумак» из Херсонской и ЗАО «Сандора» из Николаева. Даже на выставке-ярмарке продовольствия, организованной мэрией Москвы, в которой принимали участие более 200 фирм и предприятий из России и Беларуси, более 10 тыс. представителей торговых предприятий Москвы, украинских представителей не было, несмотря на приглашения;

- кроме всего прочего, причинами проигрыша на российском рынке нередко являются худшие качество, упаковка и оформление товаров, особенно широкого потребления, по сравнению с товарами, импортируемыми в Россию из стран дальнего зарубежья.

Но крайне усугубилось положение украинских экспортеров на российском рынке после прошлогоднего августовского кризиса ввиду разных темпов девальвации национальных валют и принятых российским правительством мер по сдерживанию уровня внутренних цен на энергоносители.

Кто виноват

К сожалению, следует констатировать, что с сентября 1996 года Россией в одностороннем порядке постоянно вводились меры именно против украинских товаров, игнорируя положения двустороннего соглашения о свободной торговле.

1996 год - только для украинских товаров введен импортный НДС с сохранением при этом экспортного НДС на российские товары; вследствие этого наши товары на российском рынке подорожали на 20 процентов.

1997 год - сахар в одностороннем порядке выведен из режима свободной торговли; Украина, традиционный поставщик сахара в Россию, теряет на этом ежегодно почти полмиллиарда долларов;

1998 год - введение дополнительной трехпроцентной импортной пошлины, увеличение в три-четыре раза ставок железнодорожных тарифов на экспортно-импортные перевозки;

1999 год - полный запрет импорта спирта, введение импортных пошлин на сахар, патоку, экспортных пошлин на целый ряд товаров, в т.ч. энергоносители, введение «драконовских» мер по фактически двойной предоплате импортных контрактов.

О жесткости подходов российской стороны говорит хотя бы такой факт: из 19 важнейших вопросов торгово-экономического сотрудничества, по которым с 1996 года на различных уровнях проводились переговоры с россиянами, только по трем торговым барьерам (импортный НДС, квота на сахар, дополнительная импортная пошлина) были достигнуты положительные договоренности, хотя в дальнейшем жизнь в очередной раз подтвердила правоту русской пословицы «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

А что же в Украине? Ведь торговля - это улица с двусторонним движением.

Только в 1999 году МВЭСторгом было инициировано более 40 предложений, направленных на восстановление и последующее наращивание торговли с Россией. Они касались вопросов производства, налогообложения, политики цено- и курсообразования, а также продвижения товаров на российском рынке. Спектр предложений был очень широк: от бесплатных информационных услуг для экспортеров относительно зарубежных стандартов и сертификации Госстандарта Украины (с компенсацией затрат за счет прибыли от сертификации) до изменения стратегии торгово-экономических отношений с Россией.

Все предложения МВЭСторга были одобрены Кабмином и направлены украинским министерствам и ведомствам для реализации. Однако следует со всей откровенностью сказать, что фактическое выполнение предложенного никак нельзя назвать удовлетворительным. Если обратиться к цифрам, то из более 40 предложений фактически, т.е. в полном объеме реализованными можно считать только шесть, еще десять - в состоянии частичного выполнения. Остальные медленно канули в Лету. Сам МВЭСторг в связи с административной реформой ликвидируется.

Неужели все так плохо?

Нет. Не так быстро, как хотелось бы, но принимаемые меры дают результаты, и свидетельством тому - положительные тенденции в динамике украинского экспорта в Россию за десять месяцев 1999 года.

Так, по сравнению с аналогичным периодом 1998 года объемы экспорта продовольствия и сельхозпродукции увеличились на 23,2 процента.

Из месяца в месяц происходит постепенное восстановление объемов экспорта прошлого года: так, если сокращение экспорта машиностроительной продукции за четыре месяца к такому же периоду прошлого года составляло 50,8 процента, то за десять месяцев - уже 24 процента, за те же периоды по продукции химической промышленности соотношение составляет 48,2 и 23,5 процента.

За февраль-октябрь среднемесячные темпы увеличения экспорта составили 7,7 процента. Отрицательное сальдо в торговле с Россией товарами и услугами за десять месяцев с.г. уменьшилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года с 1 млрд. 612,8 млн. долл. США до 917,4 млн., т.е. положительная разница - 695,4 млн. долл. США.

Да и вообще, говоря об уменьшении экспорта в Россию в 1999 году с экспортом Украины в другие страны СНГ, следует отметить, что лишь в торговле Украины с Таджикистаном, Киргизстаном и Арменией этот показатель лучше, хотя доля этих стран в общем экспорте Украины составляет всего лишь 0,7 процента и, конечно, не сравнима с российской.

Что мешает очень

С учетом вышесказанного, можно ли надеяться на увеличение товарооборота в 2000 году? Если правительством России не будут приняты новые серьезные ограничительные меры по отношению к украинским товарам, то с определенной долей уверенности можно было бы прогнозировать на 2000 год по меньшей мере стабилизацию показателей товарооборота, а то и некоторый рост.

Добиться существенного роста товарооборота можно в том случае, если бы декларативные заявления россиян вроде пресловутого «каждый чиновник должен утром задаваться вопросом: а что я сделал для Украины» реализовались хотя бы при решении четырех проблем, которые, как говорил классик, «архиважны» для Украины.

Первое: прекратить облагать экспортируемые в Украину из России товары экспортным НДС. За счет этого энергоносители, сырье, материалы, комплектующие для нас на 20 процентов дороже, чем для других стран, что, естественно, «ложится» потом в стоимость украинских товаров и уж никак не способствует повышению их конкурентоспособности.

Второе: отменить взимание экспортных пошлин с товаров, экспортируемых в Украину. Уже сейчас число таких товарных позиций с российской стороны превысило 70, причем 17 декабря была введена экспортная пошлина по самой для нас болезненной позиции - газу.

Третье: уменьшить нынешний огромный диспаритет в ценах на газ и нефть для своих товаропроизводителей и украинских. Ведь просто по-фарисейски звучат сетования россиян во время переговоров о чрезмерно дорогих украинских товарах при отпускной цене газа для нас в 50 долл. за тысячу кубометров, а для своих предприятий - чуть более 10 долл., при цене нефти для нас в 140 долл. за тонну, а для своих - 80-100 долл.

Четвертое: снизить российские железнодорожные тарифы на экспортно-импортные перевозки, которые с сентября 1998 года превышают внутренние в два-четыре раза и делают экспорт многих украинских товаров в Россию невыгодным.

Или российской стороне следует честно признать: все эти действия имеют целью задушить экономику Украины в братских объятиях.

К сожалению, практические действия россиян по созданию зоны свободной торговли стран СНГ также не дают повода надеяться на радикальное решение имеющихся двусторонних торговых проблем.

Что делать

Если действия второй стороны таковы, какими, к сожалению, они есть, то, может быть, имеет смысл относиться к этому как к природному явлению? Мы ведь можем обижаться на дождь, который намочил костюм, сделал грязь, которая испачкала обувь, но повлиять на природу мы не в силах.

Применительно к российско-украинским торговым отношениям этот вывод можно сформулировать так: не прекращая переговорный процесс по отмене существующих торговых барьеров, в то же время не ожидать «милостей от природы» и предпринимать радикальные меры по государственной поддержке украинских экспортеров.

Причем в этом вопросе, на мой взгляд, следует выделить самые ключевые моменты, которые реально могут повлиять на происходящее. Для того чтобы что-то продать, надо это «что-то» иметь или иметь возможность его произвести. Следовательно, проблемы внешней торговли лежат не только или сколько в области торгового режима, в первую очередь - непосредственно в области производства.

Первоочередными шагами собственно в экономике, как представляется, должны быть следующие:

1. Прежде всего, конечно же, - значительное уменьшение налогового пресса. Именно значительное, и уже сейчас следует признать, что уменьшение только ставки НДС, например, до 15 процентов не решает проблему кардинально.

2. Понимание того, что путь на «восток», на российский рынок, как, впрочем, и на любой другой, лежит через «запад» - через современное оборудование и технологии. Факторный анализ составляющих объема экспорта показывает, что даже при снижении цен на продукцию, с чем мы сейчас повсеместно сталкиваемся, возможно не только сохранение объемов экспорта, но даже их наращивание - за счет увеличения объемов поставок и расширения ассортимента (номенклатуры) экспортной продукции. Пример ряда немногих, но успешно работающих украинских производств, - тому подтверждение.

Анализ общемировых и европейских тенденций развития промышленности, выбор, с учетом проведенного анализа, наиболее перспективных в Украине отраслей, «точечная» помощь 10-15 предприятиям этих отраслей именно современными оборудованием и технологиями - вот возможный путь отрыва от неперспективного сегодня.

Если получилось у Германии, Японии, Кореи - чем мы хуже?

3. После изменения налогового законодательства принять на год-два мораторий на изменение в сторону ужесточения всех регламентирующих нормативно-правовых актов. Знание того, что, по крайней мере, хуже не будет, уже облегчение.

Относительно создания условий для экспорта.

1. Реалии конца 1999 года, последние манипуляции с курсами таких валют, как доллар США, японская иена, евро, корейская вона, убедительно показывают, что именно гибкая курсовая политика самым благотворным образом может повлиять (а в тех странах, где это понимают, - и влияет) на платежный баланс страны. Как говорится, «информация с мест»: не прошло и двух лет после прошлого кризиса, а южнокорейские экспортеры уже обращаются в свое правительство с просьбой снизить курс национальной валюты по отношению к доллару США.

2. При всем уважении к Гостаможслужбе - «что-то надо делать». Возможно, наш отечественный товаропроизводитель, стремящийся стать экспортером, еще не дорос до понимания безусловно правильных таможенных процедур и документов, наверное, соответствующих нормам и требованиям Старого или Нового Света. Но он-то не виноват. Может быть, хотя бы временно, стоит упростить этот процесс? Как сказал мой старый харьковский друг, ныне бизнесмен, «вы ничего не делайте, упростите только таможенное оформление, и больше ничего не надо».

Аналогичные нотки звучат и в ходе официальных встреч. Так, на недавних украинско-российских консультациях торговый представитель Республики Дагестан с присущей ему эмоциональностью жаловался, что таможни - как украинская, так и российская - «государства в государствах, практически не подчиняющиеся главному государству», и легче что-то провезти в Россию из Саудовской Аравии, чем из Запорожья.

3. Необходим перенос акцентов в работе экономических блоков посольств Украины с общей оценки макроэкономической ситуации в стране пребывания на помощь конкретным экспортерам в «продвижении» их товаров, на рекламу, поиск торговых партнеров, своевременное информирование о складывающейся ценовой конъюнктуре и т.д. Ведь каждое посольство - это «форпост» Украины на рынке страны, где можно и нужно найти нишу для украинских товаров.

Что будет

Не нами придумано, что «торговля - двигатель прогресса», и я уверен, что рано или поздно большая часть из предложенного выше будет реализована. Но будет обидно, если поздно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме