Точка невозврата

Поделиться
На пороге сидит старуха, а перед нею разбитое корыто…

Когда в конце 90-х прошлого столетия автор этих строк впервые анализировал рынок табачных изделий, объем последнего (не путать с производством) оценивался приблизительно в 80 млрд. сигарет. Четвертушка рынка - 20 млрд. шт. - была под полным контролем контрабанды и контрафакта. Что-либо сделать с челночниками-контрабандистами и нелегальной продажей табачных изделий через оптовые рынки и сердобольных старушек никто не мог или… не хотел. Табачники на всех трибунах требовали от власти пресечь вакханалию нелегалов, но административные методы борьбы превращались скорее в ее имитацию. Лишь применение экономических стимулов смогло дать позитивные результаты. Выравнивание перекоса в акцизном налогообложении между Украиной и странами-соседями - Молдовой и Россией - вскоре свело на нет полноводные контрабандные реки. Уже с 2003-2004 г. г. исследования маркетинговых компаний фиксировали снижение контрабанды до малозначимых 2% - цифра сопоставимая с ситуацией на рынках европейских стран. Уход нелегалов с рынка позволил увеличить производство. Государство получило солидные налоговые поступления в казну. Казалось, найден рецепт благополучия: перманентное, но плановое наращивание налогового бремени с учетом фискальной нагрузки в соседних странах. Однако вскоре над логикой возобладали эмоции - захотелось получать от отрасли больше. Потом - еще и еще...

Если в 2007 году в госбюджет поступило от табачных акцизов 2,44 млрд. грн., то в 2008 г. - уже 3,58, в 2009-м - 9,06, а в 2010 г. - более 13,0 миллиардов. Ныне только продажи сигарет местного производства обеспечивают почти 70% всех акцизных поступлений в госбюджет (водочные и автомобильные акцизы в сторонке отдыхают). Доля всех налоговых поступлений отрасли в казну выросла до 11%. Фактически госбюджет попал в финансовую зависимость от состояния в отрасли. Поэтому вряд ли для него хорошая новость, что в результате фискальной атаки 2008-2010 г. г. производство сигарет сократилось на 21,4% и продолжает сокращаться дальше. Тем более что, хотя активные законодательные инициативы на повышение акцизного давления идут под старым лозунгом борьбы с табакокурением, нетрудно догадаться, чем заполняется освобождающаяся ниша.

По данным маркетинговой компании «Аснільсен Юкрейн», проводившей исследования в городах пяти областей страны, уровень потребления не предназначенных для Украины (контрабандных) табачных изделий только за период с июля по декабрь 2010 г. вырос с 1,3 до 7,2%, т.е. в 5,5 раз.

Негативную тенденцию подтверждают и успехи доблестных таможенников. Только за первый квартал нынешнего года ими «выявлено 379 случаев незаконного ввоза на таможенную территорию Украины табачных изделий, изъято 11 959 156 пачек сигарет на сумму 4 742 994 грн.».

Наращивают свое присутствие на рыке и подпольные производители. Ведь чем выше фискальный пресс на легальных производителей, тем выгодней торговать контрафактом как на внутреннем, так и на внешних рынках. По оценкам экспертов, доля контрафакта ныне поглотила 7-10% внутреннего рынка.

В 2011 г. падение легального производства ускорилось - в первом полугодии зафиксировано сокращение еще на 16%. Т.е. фактически возвращаемся по уровню легальности рынка в бурные 90-е со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Тем не менее кто-то упрямо пытается достичь точки невозврата, уничтожив руками государства легальную отрасль в одной отдельно взятой стране. Народным избранникам советуют не снижать темпы наращивания акцизного пресса. Неужели забыли сказку А.Пушкина о рыбаке и рыбке? Помните?

Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою…

В начале сентября в парламенте зарегистрирован очередной законопроект №9096 «О внесении изменений в Налоговый кодекс (касательно повышения ставок акцизного налога на сигареты без фильтра и другие табачные изделия)». В пояснительной записке первым делом ссылаются на Рамочную конвенцию ВООЗ по борьбе против табака (РКБТ), будто там записано, насколько и когда Украина должна увеличить свои акцизы. Согласитесь, это был бы явный перебор. А впрочем… разве не перебор, что в свойствах файла, содержащего текст пояснительной записки к законопроекту и размещенного на сайте Верховной Рады, записано в графе учреждение - WHO CO, а графе автор - Konstantin K. Выходит что, если не вся пояснительная записка готовилась, то как минимум ее редактирование проводилось неким Константином К. на компьютере, зарегистрированном на World health organization (т.е. Всемирная организация здравоохранения).

Не хочется верить, что суверенная Украина докатилась до того, что ей буквально диктуют логику налогового законопроекта извне. Тем более неприятно, что в самой пояснительной записке данные далеки от сегодняшних реалий. Сравните, к примеру, акцизную нагрузку в Украине и соседних странах по состоянию на 1.09.2011 г. (табл. 1 и 2).

Найдете ли вы хоть одну позицию, где нагрузка на украинского налогоплательщика не была бы значительно выше? Не найдете. Наверное, потому-то авторы законопроекта их и не приводят, отвлекая внимание законодателя собственными прогнозами аж на 2012 год.

И при таком акцизном раскладе они предлагают парламентариям сегодня еще повысить специфичную составляющую акциза на сигареты без фильтра сразу на 86% (с 43,03 до 80 грн. за 1000 шт. сигарет), на сигареты с фильтром - на 25% (с 96,21 грн. до 120 грн. за 1000 шт. сигарет). А адвалорную составляющую нарастить, соответственно, на 50% (с 20 до 30%) и на 20% (с 25 до 30%).

Таким образом, даже по скромным подсчетам авторов законопроекта, цена сигарет с фильтром вырастет еще на 13-20%, безфильтровых - в 1,5 раза. И то с оговоркой: если себестоимость продукции останется неизменной. Т.е. в условиях отечественной инфляции следует ожидать куда более высоких цен.

Украину подталкивают к европейским ценам. Для сигарет - это 5-10 евро/пачка. Сомни­тельная идея в условиях неевропейских зарплат (табл. 3).

Не случайно же после акцизных инициатив 2008-2010 г. г. на 25% упало потребление сигарет с фильтром (дорого), зато стали больше курить безфильт­ровые. Теперь, если законопроект будет принят, не исключена, к примеру, переориентация на молдавский ассортимент. Ничего удивительного - по данным Счетной палаты, более четверти населения Украины живут на сумму меньше, чем прожиточный минимум - 960 гривен, или 88 евро, в месяц. Чтобы равняться на Европу, нужно сначала ею стать.

Вот и выходит, что страну пытаются отучить от курения, а заодно пополнить бюджет только через запреты и быстрое наращивание фискальной нагрузки. А может, не доводить до разбитого корыта, а (если мы, конечно, цивилизованная страна) вес­ти еще и воспитательную работу среди молодежи, организовывать досуг, сделать доступными посещения бассейнов, спортивных секций… Чтобы рука курильщика в условиях перманентного кризиса не тянулась к сигарете, а имела хоть какую-то доступную альтернативу…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме