Точка дна? Пока эксперты спорят о стратегии дальнейшего разгосударствления, ФГИ озабочен цифрами поступлений в бюджет

Поделиться
Возможно, это покажется удивительным, но с месяц назад мне довелось общаться с людьми, не критиковавшими украинскую приватизацию, а говорившими о ней тепло, даже с некой толикой ностальгии...

Возможно, это покажется удивительным, но с месяц назад мне довелось общаться с людьми, не критиковавшими украинскую приватизацию, а говорившими о ней тепло, даже с некой толикой ностальгии. На приеме в киевском офисе Американского агентства по международному развитию (USAID), организованном в преддверии предстоящего в мае нынешнего года 15летия деятельности этой организации в Украине, собрались многие из тех, кто помнит первые шаги. И поездку на открытие первого в стране центра сертификатных аукционов в Житомире в январе 1995го, и появление на свет наивного, но светлого слогана «Надежда, рожденная собственностью»...

Все это в прошлом? С радужными надеждами покончено, это правда. А в остальном…

Тени из прошлого

Признаться, даже автор этих строк испытала некоторое замешательство, узнав, что и по сей день, через восемь полных лет после завершения последнего сертификатного аукциона, очень занятые чиновники не удосужились «умертвить» сертификаты и очистить от них счета финансовых посредников и других учреждений.

Это можно было бы сделать, внеся соответствующую запись в Государственную программу приватизации. Но последняя программа — на 2000—2002 годы — была принята в далеком мае 2000-го. В стране сменилось семь премьеров, однако идеология современного этапа приватизации и по сей день не выработана.

Обстоятельный проект программы на следующее шестилетие — 2003—2008-й, подготовленный рабочей группой под руководством Александра Пасхавера, оказался никому не нужен и не интересен. Со временем его заменили на документ попроще, опять трехлетний. Однако и в таком куцем, безликом виде программа годами не может пройти сессионный зал парламента.

Наступил март 2007-го, и приватизационная общественность снова будирует вопрос о законодательном обеспечении приватизации. Круглый стол, организованный в минувший вторник специальной контрольной комиссией ВР по вопросам приватизации, был хорош уже по причине своего проведения. Потому что канули в Лету времена, когда по вопросам разгосударствления дискутировали если не раз в неделю, то раз в месяц. В последние годы в приватизации будто мор прошел...

Но вернемся к круглому столу. Из недр фондовских компьютеров приватизаторы добывают и редактируют (в основном путем урезания) прошлогодний проект программы приватизации, попутно меняя цифры 2006—2008 на 2007—2009. Желающие могут сличить два документа и убедиться, что это действительно так.

Проблема в том, что круглый стол с парламентскими комиссионерами — это только пристрелка. Ожидается, что на будущей неделе проект Государственной программы приватизации на 2007—2009 годы в его нынешнем, безликом виде будет внесен Кабмином на рассмотрение Верховной Рады.

Если итоги усилий ФГИ будут вознаграждены так же, как и в прежние годы, то в юридическом смысле приватизационным сертификатам (а также сертификатам компенсационным и жилищным чекам) суждено в Украине жить вечно…

Только деньги, господа!

Приватизация у нас для чего? По этому поводу даже в профессиональной среде нет единства.

Заместитель председателя ФГИ Дмитрий Парфененко доложил участникам круглого стола о перспективах выполнения заданий по поступлению средств в бюджет в первом квартале нынешнего года. Из сказанного следовало, что из 1,1 млрд. грн., запланированных на январь—март, пока получено 470 млн. грн., но до конца месяца ФГИ планирует завершить конкурс по продаже 76% акций ОАО «Лугансктепловоз», который приостанавливался по решению суда (это порядка 400 млн.), а также 80 млн. грн. выручить за продажу 0,3% «Криворожстали».

В общем, во главу угла фондовцы ставят деньги, деньги и еще раз деньги. Именно тот показатель, по которому оценивается их деятельность. И совсем другие проблемы волнуют экспертов.

Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер в который раз напомнил, что приватизацию невозможно осуществлять, если она не является частью индустриальной стратегии — «не имея стратегии реформирования отраслей-монополистов, без определения объема госинвестиций». С другой стороны, подчеркивал ученый, мы не можем не осознавать, что приватизация как экстраординарное состояние экономики не может продолжаться вечно. Необходимо разработать план на три-четыре года, завершить ординарный процесс и сосредоточиться наконец на индивидуальных продажах.

Директор Института экономики и прогнозирования, академик НАН Украины Валерий Геец говорил, по сути, о том же — о необходимости стратегии приватизации в отдельных отраслях и четкого видения целей и задач процесса в целом. «Программу приватизации необходимо вмонтировать в общую экономическую стратегию… К большому сожалению, нынешняя программа поддерживает модель потребительского развития экономики Украины. Деньги (через бюджет) идут на потребление, в результате в Украине наиболее динамичными темпами развиваются отрасли, связанные с оборотом товаров и услуг».

Из уст академика прозвучал призыв к проведению приватизации таким образом, чтобы она не препятствовала, а «создавала предпосылки для формирования национальных структур, которые со временем станут основной для создания национальных ТНК».

Еще одного аспекта проблемы коснулся вице-президент ОАО «Кинто», известный теоретик фондового рынка Анатолий Федоренко. «Мы стоим на пороге пенсионной реформы. С 2008 года в стране может быть запущена новая профессиональная система пенсионного обеспечения (по спискам №1 и №2), где уровень накоплений может составить порядка 4 млрд. грн. в год, с 2009-го — обязательная накопительная (при разных процентах отчислений — от 3 до 10 млрд. грн. в год). Если пенсионная система — это источник средств, то приватизационная система — источник товара. Эти два потока должны найти друг друга. То есть от продажи объектов стратегическому инвестору необходимо переходить к продаже небольших, но ликвидных пакетов акций на фондовом рынке».

Наверно, нет нужды говорить, что никаких проработанных идей на сей счет в проекте программы на 2007—2009 годы не содержится. Нет и многого другого, причем элементарного — количества приватизируемых объектов, к примеру. Не прописана даже «фишка» нынешнего руководства ФГИ — приватизация объектов с землей, ее объемы. Зато по сравнению с прошлогодним текстом появились точечные, но красноречивые изменения.

Например, в списки предприятий, подлежащих приватизации, уполномоченным органам управления (читай — отраслевым министерствам) теперь предлагается включать «высоколиквидные объекты для обеспечения выполнения бюджетных заданий» (выделено мной. — Н.Я.).

А проведение конкурсов (открытых торгов), несмотря на шквальную критику в течение ряда лет, по-прежнему обставляется дополнительными условиями для покупателей. Теперь они, правда, названы «квалификационными условиями». Но дело не в названии. Украинские чиновники дают сигнал о том, что им интересен инвестор не столько денежный, сколько особенный — с высокой квалификацией по части достижения договоренностей.

Найдется ли такой на «Укртелеком», с президентской подачи заявленный к продаже в 2007 году? Сегодня явно выраженного претендента на данный актив не наблюдается. А если вспомнить, что наш телекоммуникационный монополист перманентно продается с 2001 года и его состояние за это время отнюдь не улучшилось, к реальной продаже объекта наше правительство сможет подтолкнуть лишь банальная нехватка денег в бюджете. Как ни парадоксально, Николай Азаров — главный (если не единственный) интересант такой продажи.

«Ни одного процента акций продавать на фондовом рынке не станут, пока на предприятие не будет заведен иностранный инвестор и не сделает инвестицию, вследствие чего акции поднимутся в цене», — сделал свой прогноз директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко.

Что касается еще одного нашумевшего объекта — Одесского припортового, то, по мнению г-на Рябченко, «года два его никто продавать не будет». Поскольку никто не захочет взять на себя сложнейшие технологические проблемы, связанные с продажей. И вообще, «приватизация в Украине свелась к разговорам»...

Предсказуемый итог?

Еще в апреле 2005-го «ЗН» написало, что ФГИ во главе с социалисткой Валентиной Семенюк при президенте Ющенко — это модель неприватизации. Так вот, докладываем: неприватизация ширится и развивается. Возможно, в нынешнем году будет достигнута точка дна. А там — либо возрождение процесса на новой идеологической основе, либо окончательное разложение приватизационных структур, которого хотелось бы избежать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме