Термомодернизация как неизбежность

10 сентября, 2010, 17:15 Распечатать Выпуск №33, 10 сентября-17 сентября

В ближайшие годы миллионы потребителей коммунальных услуг будут вовлечены в процесс реформирования, что предполагает финансовое участие каждой семьи в общегосударственных проектах по снижению энергопотребления...

В ближайшие годы миллионы потребителей коммунальных услуг будут вовлечены в процесс реформирования, что предполагает финансовое участие каждой семьи в общегосударственных проектах по снижению энергопотребления.

Так же, как мы привыкли к мировым ценам на бензин, в достаточно близкой перспективе нам придется адаптироваться к повышению тарифов на все остальные энергоресурсы. Процесс этот крайне болезненный, но другого пути просто нет: дешевые энергоресурсы закончились. Хотя нынешний уровень энергопотребления в Украине превышает все европейские нормы.

Существует острая необходимость в модернизации системы отопления и горячего водоснабжения на всех уровнях — от теплогенерирующих устройств до каждой квартиры.

Проведение столь масштабной реформы невозможно исключительно за «казенный счет», придется искать механизмы привлечения негосударственного сектора, включая население. При этом велосипед изобретать не стоит, можно изучить и адаптировать опыт ближайших соседей. К примеру, Польша за последние годы добилась серьезного прогресса в вопросах экономии в энергопотреблении. Катализатором процесса стало резкое повышение тарифов на тепловую энергию для населения до среднеевропейского уровня.

Возникла проблема, как с пользой и наименее болезненно вовлечь население в процесс эффективного использования энергии. Модернизация в Польше активно идет вот уже более десяти лет. В то же время закон о термомодернизации в масштабах страны был принят около 15 лет назад. То есть на раскачку потребителей ушло около пяти лет. Это объясняется в том числе и инертностью населения, ожидавшего от государства стопроцентного финансирования проектов.

Реформаторы понимали, что у большей части потребителей не хватает средств на подготовку своих квартир к новым требованиям, а те, у кого они были, хотели избежать дополнительных расходов на «свой» дом.

В этой ситуации польское правительство проявило принципиальность и резко подняло тарифы на тепловую энергию до европейских расценок. Эта мера была крайне непопулярной, но неизбежной — достичь значительного сокращения потребления энергоресурсов можно только после установления стоимости энергии на конкурентном уровне. Дешевую энергию никто экономить не будет.

Были предприняты и меры по обеспечению обязательности своевременной оплаты. Теперь при неуплате в течение полугода потребителей по решению суда переселяют в социальное жилье, которое оплачивает государство. Причем оказалось достаточно показательно выселить несколько семей, чтобы отношение к процессу кардинально поменялось. Пришло и понимание того, что к прежнему уровню тарифы уже не вернутся. И для того, чтобы расходы на коммунальные услуги были менее накладными для семейного бюджета, пришлось переходить на экономный режим потребления. Люди перестали ждать стопроцентной помощи от государства и стали активно поддерживать проекты по термомодернизации.

Со своей стороны, правительство предложило населению законодательно закрепленную финансовую поддержку мероприятий по снижению энергопотребления. Другими словами, часть финансовых средств предоставило государство, а часть — население. Из средств госбюджета можно было получить кредиты на энергоэффективные мероприятия: утепление жилья, модернизацию теплового пункта, модернизацию системы отопления и горячего водоснабжения. Кроме того, государство возвращало населению до 25% расходов на указанные мероприятия.

Выигрыш государства состоял в почти двукратном снижении энергопотребления, что, в свою очередь, значительно уменьшило зависимость от импорта энергоресурсов.

В итоге при повышении цен на энергоносители более чем на 60% и одновременном уменьшении потребления энергии за счет термомодернизации зданий уровень платы для населения за отопление снизился на 13—17%, а на горячее водоснабжение остался примерно на прежнем уровне.

Опыт Польши показывает, что каждый злотый, вложенный государством, привлек 4—5 злотых от населения. К тому же в ряде польских городов осуществлению энергосберегающих мероприятий способствовали и муниципальные программы финансовой поддержки населения — населению возвращали 50% стоимости замены окон.

Если говорить о наружной теплоизоляции стен и крыш жилых зданий при термомодернизации, то в Польше еще несколько лет назад ее толщина составляла 12 см, а сегодня уже доходит до 20 см. К слову, даже первый этап — утепление окон — дает существенный эффект в экономии энергии (около 10—15%); еще 15—25% обеспечивают утепление стен и крыш. При этом срок окупаемости полной термомодернизации зданий в Польше составляет четыре-пять лет.

В Украине, безусловно, этот период будет более длительным, так как теплоэнергия обходится населению очень дешево. Однако уже сейчас проекты по утеплению становятся экономически выгодными. Правда, происходит все в основном стихийно и хаотично. Сплошь и рядом можно видеть кустарно выполненную наружную теплоизоляцию отдельных квартир слоем материала около 5 см, что не соответствует ни строительным нормам, ни Гражданскому кодексу. Согласно кодексу собственник квартиры имеет право осуществлять ремонт только внутри своей квартиры, а не снаружи, что нарушает права собственности соседей и запрещено строительными нормами. Более того, никто не имеет права даже в приватизированной квартире менять систему отопления и ее элементы (трубы, радиаторы и пр.), поскольку они принадлежат всем собственникам квартир жилого дома на правах общей собственности. Соблюдение этих статей на практике — вопрос, к сожалению, риторический. Украинское государство пока не слишком активно контролирует этот процесс, а соседи не научились отстаивать свои права. Между тем, несмотря на запущенность этой проблемы, имеет смысл начать с первоочередного проведения малозатратных мероприятий, которые сразу позволят получить ощутимую экономию.

К примеру, в крупных городах необходимо модернизировать индивидуальные тепловые пункты зданий. Там нужно установить современные насосы, а также клапаны, позволяющие регулировать подачу тепла в каждый многоквартирный дом в соответствии с реальными потребностями, с учетом погодных условий. Это дает возможность получить экономический эффект на уровне 5—15%. При этом обустройство индивидуального теплопункта обойдется в 7—15 тыс. евро, однако его окупаемость для большого здания составляет, как правило, один-два отопительных периода.

Возможность получения столь быстрого эффекта заключается в том, что при использовании современного теплового пункта обязательно устанавливается прибор учета тепловой энергии. При этом происходит переход от оплаты за отопление квадратного метра на оплату за реально потребленную тепловую энергию по теплосчетчику. На следующих этапах в ходе установки регуляторов на радиаторы и автоматических балансировочных клапанов на стояки системы отопления достигается еще до 25% экономии тепловой энергии. Чем быстрее удастся сделать систему отопления чувствительной к температурной динамике среды (тепло от солнца, бытовых приборов и пр.), тем больший экономический эффект достигается и тем быстрее окупаются энергосберегающие мероприятия.

Очевиден экономический эффект и для государства — термомодернизация выгодна даже из тех соображений, что каждая вложенная гривня многократно окупается. Не говоря уж о том, что реализация термомодернизации в Украине — это еще и выполнение взятых на себя государством обязательств по проведению первого после приватизации жилья капитального ремонта зданий.

Кроме технических и финансовых мероприятий, для системного вовлечения миллионов граждан необходима и организационная перестройка — изменение отношений между потребителем и государством. В Польше и других европейских странах жильцы уже объединены в сообщества собственников квартир. У нас эта задача поставлена, но решается очень медленно. Пока в тех или иных формах в сообщества объединены чуть более одной восьмой жителей страны. Сейчас эти объединения необходимо «связать» между собой в более крупные структуры. Без подобных объединений мы не сможем провести реформу в Украине.

Министерство ЖКХ и негосударственные организации решают задачу по активизации процесса объединения жильцов. Для этого корректируется и законодательная база. Предусматривается государственная финансовая поддержка энергоэффективных мероприятий только объединений совладельцев жилья.

Пока же поставлена задача к 2015 году выйти хотя бы на 70-процентный уровень охвата  энергосберегающими мероприятиями. И в помощь этим объединениям необходимо уже в ближайшее время принять закон об энергоэффективности зданий, что активизирует процесс рачительного потребления энергоресурсов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно