Терминал и терминаторы - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Терминал и терминаторы

12 сентября, 2008, 15:27 Распечатать

На 1 октября 2008 года планировалось значительное для украинской экономики событие. В этот день на т...

На 1 октября 2008 года планировалось значительное для украинской экономики событие. В этот день на территории Малого Аджалыкского лимана (Коминтерновский район Одесской области) должен был открыться перевалочный комплекс «Бориваж» производительностью до 2 млн. тонн зерна в год.

Глубоководный терминал, способный принимать суда водоизмещением до 80 тыс. тонн, — один из пяти крупнейших в Украине. Построен он за средства отечественных инвесторов и оснащен новейшим американским оборудованием. Компании-поставщики CHIEF и MATHEWS выразили желание принять участие в пуске объекта. Они также намеревались пригласить на торжество председателя американской Торгово-промышленной палаты и Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Украине. Но за семь недель до пуска, 6 августа, когда готовность комплекса составляла 96%, директор морского порта «Южный» неожиданно издал распоряжение о запрете прохода дноуглубительной флотилии к месту работ. Сдача объекта к запланированному сроку была сорвана.

— Генподрядчик — строитель­ная компания «Эталон» — из-за простоя кранов, понтонов, бук­сиров ежедневно теряла 134 тыс. грн., субподрядчик, ОАО «Черномор­техфлот», выполнявший дноуглубительные работы, — 545 тыс. грн., — рассказывает руководитель проекта Сергей Фролов. — С учетом неполученной плановой прибыли, процентов по банковским кредитам ущерб от чиновничьего запрета достигал миллиона гривен в сутки!

Самое интересное, что в запретном распоряжении ничего не говорилось о причинах внезапной остановки строительства. Правда, в порту туманно ссылались на письмо министра транспорта и связи Иосифа Винского. Копия этого письма, адресованного директору ООО «Бориваж» Николаю Непейводе, попала к адресату только в августе, да и то по неофициальным каналам. Каково же было удивление директора, когда он увидел, что послание датировано… 22 января 2008 года.

Письмом длиной в три строчки министр отменял согласование проекта строительства терминала, подписанное его заместителем Валентином Касапчуком 20 ноября 2007 года. При этом — ни малейшего намека на причины такого, мягко говоря, странного решения.

А ведь ООО «Бориваж» еще до начала строительства получило все разрешения, предусмотренные дейст­вующим законодательством. 21 марта 2006 года тогдашний министр транспорта Виктор Бондарь уведомил руководство компании о включении будущего терминала в схему перспективного развития пор­та «Юж­ный». Правда, при Ни­колае Рудь­ковском последовала первая немотивированная остановка строи­тельных работ. Но тогда бизнесмены расценили демарш чинов­ников, как попытку вымогательства, пригрозили взыскать убытки через суд и сняли таки блокаду.

И вот уже «бело-сердечный» министр из непонятных побуждений отменил согласование проекта, выданное его замом двумя месяцами раньше. При этом — заметьте — не отослал письмо в «Бориваж», а положил его под сукно. Всплыл запретительный документ лишь через полгода, когда строительство терминала вышло на финишную прямую.

Впрочем, Сергей Фролов близок к разгадке этой почти детективной истории:

— Узнав о блокаде терминала, мы попытались вникнуть в подоплеку такого решения и вскоре выяснили, что инициаторов запрета следует искать не в Южном, а в Киеве. В Минтрансе нам четко дали понять, что руководство порта лишь исполняет просьбу министра. Дескать, строительство будет тотчас же возобновлено, как только мы подпишем обязательство передать причал — еще не законченный! — на баланс порта.

Мириться с шантажом в «Бориваже» не стали, а обратились в суд. Тем паче что прямой ущерб подрядчиков к тому времени уже приблизился к 3 млн. грн. И 22 августа Одесский окружной административный суд ввиду явной противоправности действий руководителей порта и министерства приостановил блокаду терминала, что позволило возобновить дноуглубительные работы.

Еще более важное событие произошло днем позже. На совещании в Кабмине, где, в частности, встал вопрос о хранении и перевалке зерна нового урожая, премьер Юлия Тимошенко поинтересовалась у представителей «Бори­важа», как скоро они достроят новый терминал. И премного удивилась, узнав о препонах на пути к сдаче столь нужного стране объекта. Тут же последовало поручение министру Винскому — подготовить к 15 октября визит премьера в порт «Южный», в ходе которого Юлия Владимировна намерена лично осмотреть терминал.

Казалось бы, конфликт наконец разрешился. Но уже 27 августа, невзирая на поручение премьера и определение суда, Иосиф Винский направил в «Бориваж» письмо о повторном отзыве разрешения на строительство. Вслед полетела устная «сопроводиловка» — мол, от своих претензий на причал министр не отступится, чего бы там ни наобещала инвесторам Тимошенко. Якобы уже и оправдательный ход придуман: «Бориваж» собираются обвинить в отсутствии отвода так называемых земель водного фонда. И что с того, что подобного отвода из-за коллизий в действующем законодательстве нет даже у порта «Южный»?

«Земноводная» казуистика — прекрасный повод, чтобы оправдать вполне земную страсть к наживе. Ибо совсем несложно понять, зачем чиновникам причал. Это — ключ ко всему терминалу и прямой доступ к управлению финансовыми потоками. Только действуют они очень уж избирательно, двойные стандарты — налицо.

Например, базируется на территории того же Малого Аджалыкского лимана некое ООО «Трансинвестсервис». Так у этой структуры ни начальник порта, ни сам министр ничего отобрать даже и не мечтают. Больше того, ходят слухи, что коммерсанты сами исхитрились приватизировать государственный причал, за «улучшение» которого теперь намереваются отсудить у порта 150 млн. грн. А еще «Трансинвестсервис» грузит на одном терминале зерно вкупе с селитрой и серой. Такая себе пороховая бочка под боком у города Южного…

Но государственные мужи смотрят на все это сквозь пальцы. Уж не заодно ли они с «правильными» бизнесменами? А «неправильных» — читай, отвергающих коррупционные схемы — можно и поприжать?

Кстати, с пуском терминала «Бориваж» «Трансинвестсервис», занимавший ранее в порту монопольное положение по приему крупнотоннажных судов типа PANAMAX, может реально потерять часть клиентов. На то и конкуренция. Похоже, такая перспектива вчерашних монополистов категорически не устраивает. И вот при негласной поддержке министерства горе-терминаторы готовы лечь поперек нового терминала. Как вам такая версия?

А пока вокруг строительства плетутся интриги, руководство ООО «Бориваж» ломает голову, что ответить американцам. Пере­несешь приглашение с 1 на 15 октября, а вдруг Иосиф Винский и эту дату провалит? Может, у Юлии Владимировны совета спросить?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно