СЮРПРИЗ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА ОПЯТЬ СКЛОНИЛИ К АЛКОГОЛЬНО-ТАБАЧНОЙ «МОНОПОЛИИ»

17 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 17 января-24 января

Кто склонил и почему, на момент написания статьи оставалось загадкой. Настораживало и то, что доку...

Кто склонил и почему, на момент написания статьи оставалось загадкой. Настораживало и то, что документ, озаглавленный «О мероприятиях по введению государственной монополии в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий» и подписанный Президентом 27.12.02 г., долго не был официально опубликован. При этом ни обычно хорошо осведомленные операторы рынка, ни их объединения, в том числе наперед знавшие о готовящемся указе, так и не смогли точно сказать, зачем, собственно, он потребовался. Почему под елочку положили документ, состряпанный явно в спешке, без надлежащих консультаций со специалистами-рыночниками, без юридической шлифовки? К тому же в нем, во-первых, просматривается дублирование действующего законодательства, а во-вторых, что более всего неприятно, допущены банальные ошибки. И потом, причем тут монополия, если для ее реализации потребуется приватизация предприятий спиртовой и алкогольной отраслей?..

Но при всей этой неопределенности обольщаться не стоит. Опубликован не опубликован, нужен не нужен… — это не те вопросы, которые задает сегодня Кабмин. Он получил задание сверху: «Ввести государственную монополию…». Теперь будет выполнять — сроки по отдельным мероприятиям ограничены двумя–тремя месяцами. А контроль за исполнением возложен ни больше ни меньше на Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). Вполне можно рассчитывать на сюрпризы — чиновники любят это делать, особо не разбираясь в нюансах.

Монополия на монополию

«Чтобы создать единую систему государственного контроля за предпринимательской деятельностью, указом Президента был учрежден Государственный комитет по монополии на производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Отдельным постановлением Кабмин определил граничное количество работников Госспецмонополии: 508 человек (из них 130 — центрального аппарата, остальные — территориальных управлений) и расходы на их содержание в сумме 664 тыс. грн., в том числе фонд оплаты труда — 168 тыс. грн.»

Нет, это не новая атака исполнительной власти на операторов алкогольно-табачного рынка. Это всего лишь «новейшая» история Украинского государства — реалии 1998 года. Тогда автор имел честь интервьюировать главу вновь созданного госкомитета Владимира Гончарука, который был уверен: «Госмонополию следовало вводить сразу после провозглашения независимости». А какие планы тогда вынашивались! Отдельно закон по монополии производства и оборота табачных изделий, отдельно — для алкогольных напитков, тотальная регистрация и лицензирование предприятий, ревизия и чистка всех реализаторов, конкурсы для экспортеров и импортеров. Уверенность в полной и окончательной победе над контрабандой, фальсификатом. При этом ожидаемые дополнительные поступления в бюджет государства оценивались сотнями миллионов евро. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

Жизнь внесла свои коррективы. «Энтузиазизм» иссяк, и сегодня от грозной машины Госспецмонополии остался разве что винтик в виде одного из департаментов ГНА — по администрированию акцизного сбора. Стоит ли повторять что-то похожее теперь? Тем более что и в том виде, как это делалось в 1998 году, и как предлагают реализовывать авторы президентского указа сейчас, все это далеко от настоящей монополии. Вот если бы держава набралась смелости взять да национализировать все предприятия по производству хмельного и сигарет и таким образом подмяла весь этот рынок под себя, установив монопольные цены, тогда было бы не стыдно говорить о госмонополии. А так, чего огород городить, вводя «государственную монополию в сфере контроля за производством…». Разве государство и так не контролирует все и вся в стране, тем более в сфере предпринимательства и бизнеса? Другое дело, если речь идет просто о наведении порядка и ужесточении контроля над производством и реализацией в первую очередь спирта. Кстати, тут-то госмонополия существовала всегда и в полной мере. И очень странно, что только сейчас указом вменяется Кабмину утвердить порядок определения производителей и потребителей спирта с обязательной их регистрацией. Во-первых, потому что это не дело Президента издавать экономические указы, ведь время соответствующих пунктов Переходных положений Конституции давно вышло. Во-вторых, если порядка и регистрации до сих пор нет, то чем занимались все это время полномочные государственные органы, например та же Госспецмонополия образца 1998 года?

Впрочем, не исключено, что новый порядок понадобился для «бархатного» передела прибыльных рынков. И уж точно, инициаторы появления документа намерены вернуть нас к плановой государственной экономике. Тут вам и заблаговременная подача заявок (за год вперед) на приобретение спирта, и полный отчет по его использованию — никаких шансов на самостоятельный маневр. А что если завтра государство поднимет акцизы (а это процесс перманентный) и производство сократится (прецеденты были) или учредители, предварительно перессорившись, надумают банкротить родное предприятие, как потом откажешься от заказанного? Зато, будьте уверены, расход спирта будет находиться под скрупулезным контролем. И не только спирта, и не только расход. Благо, на то существует и уже действует закон «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», а в нем — пресловутые непрямые методы определения суммы налоговых обязательств. Так вот, вряд ли стоит расслабляться, если Президент поручил Кабмину доработать непрямые методы в отношении производителей спиртного и сигарет. Как вариант предложено узаконить «стукачество» со стороны их смежников — поставщиков сырья, оборудования, тары, этикеток, пробок… Можно себе представить, что еще понапридумывают в Кабмине за отведенных на это два месяца. Правда, не факт, что чиновникам таким образом удастся «достать» воротил черного рынка — до 60% алкогольного рынка по сей день остается в тени. Зато легальным участникам кровь попортят.

Очередное «маркобесие»?

Как тут не удивляться легальным производителям спиртных напитков и табачных изделий! Ведь только 24 октября 2002 года Президент собственноручно подписал закон «О внесении изменений к некоторым законам Украины о налогообложении, производстве и обороте подакцизных товаров», которым, казалось бы, окончательно разрешилась эпопея с акцизными марками, как вопрос снова всплывает в декабрьском указе. Ну ладно, авторы обязуют правительство побеспокоиться о сквозной нумерации акцизных марок, хотя этот вопрос давно решен в комплексе с дизайном марок, который теперь зависит от вида продукции (алкогольная или табачная), ее происхождения (отечественного ли импортного производства) и даже от емкости тары. Более того, законом однозначно определена цена, по которой акцизная «филателия» покупается производителями. Тысяча алкогольных марок обходится в 25,88 грн., сигаретных — 9,12 грн.

Цифры приведены не случайно. Указ предполагает марочки, которым по степени защиты от подделок могут позавидовать валюты некоторых стран, обязательно усилить голографическими защитными элементами. И не каким-нибудь, а производства столичного предприятия «Голография». Логично возникает вопрос, кто заплатит за прихоти государства, если цена акцизной марки уже определена законом? В бюджете такие деньги не предусмотрены. Может быть, голограммы будут поставляться на благотворительной основе? Даже если так, то кто и где их соединит с самой акцизной маркой?

Не избежать проблем и с реализацией идеи акцизных складов, через которые должна осуществляться вся оптовая торговля алкоголем. Очень уж «удобно» возить туда-сюда высоколиквидную продукцию. Сразу же напрашивается предложение создать для этого специализированное транспортное агентство, не помешает — и экспедиционно-охранную фирму, а в идеале — акцизные пути сообщения. Все это пригодится и для контроля перемещения продукции, приобретенной для экспорта, стало быть, без уплаты акцизного сбора.

Тотальный учет остограммившихся

В выполнении одного из пунктов указа можно точно не сомневаться. В нем идет речь о совершенствовании выдачи лицензий на производство, оптовую и розничную торговлю и повышении требований к легальным производителям. Выходит как-то наоборот: хочешь бороться с тенью — начни со света.

Всех сюрпризов, которые нас ждут после конкретизации положений указа в законопроектах правительства, не предусмотреть. В том, что они будут, можно не сомневаться. Но хочется верить, что хоть нам, потребителям, все же не придется участвовать в создании «автоматизированной системы декларирования… потребления подакцизных товаров». Иначе каждую выпитую бутылку хмельного и выкуренную пачку сигарет тут же придется заносить в статистическую отчетность. Возмутительно? Но попробуй уклонись — контроль на СНБО.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно