СВОЙ РИСК, СВОЙ СТРАХ?.. СВОЯ ИГРА

23 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 23 июня-30 июня

«Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде...» (Из к/ф «Золушка») Не берусь закладывать на спор последний гонорар, но по сведениям людей компетентных, на экспорт у нас идет 14% ВВП...

«Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде...»

(Из к/ф «Золушка»)

Не берусь закладывать на спор последний гонорар, но по сведениям людей компетентных, на экспорт у нас идет 14% ВВП. И, как оказалось, с этим нужно что-то делать...

Идея монополии внешней торговли потихонечку угасает, нетарифного регулирования экспорта с помощью квот и лицензий - тоже. Регистрация экспортных контрактов, несмотря на бурную негативную реакцию внешнеэкономического ведомства, отменена. Кстати, на отмене регистрации валютных контрактов фактически настояли МВФ и Всемирный банк. Но министерству внешнеэкономических связей заниматься чем-то все-таки нужно. Вот и приходится генерировать новые идеи по административному регулированию внешнеэкономических подробностей, тем более, что дефицит платежного баланса - объективная реальность, данная нам в не слишком приятных ощущениях. По этому поводу министерством подготовлены и отданы на рассмотрение Президенту проекты двух указов. Рассмотрим их и мы.

Проект указа о контингентировании импорта. Краткая характеристика: повод появления на свет проекта - дефицит торгового баланса. Как средство борьбы с дефицитом предлагается регулирование импорта. Для чего предусматривается введение импортных квот, так называемые импортные контингенты. Ограниченные, конечно. Квотами, соответственно, предполагается торговать. Купил квоту - вези. Все бы это было бы очень хорошо, если бы в Украине не действовала система импортных пошлин, которая с успехом заменяет всяческое контингентирование. Однако импортные пошлины - инструмент обезличенный. При такой системе не надо идти к чиновнику, просить его соизволения на импорт чего-нибудь. Обидно, да. Хочется устанавливать квоты на ввоз автомобилей, на металлопродукцию, на продукцию химической отрасли. Ну, металл и химия - дело тонкое, без всякой иронии.

Предполагается, что, регулируя импорт таким образом, удастся сократить платежный дефицит. А чтобы уж сбалансировать все и наверняка, нельзя забывать и про экспорт. Никто и не забывает.

Проект Указа Президента Украины «Об обязательном страховании внешнеэкономических операций» пленяет размахом. Он предусматривает обязательное страхование вышеупомянутых операций не только для госпредприятий, что было бы еще логично, но и для всех субъектов хозяйственной деятельности. Причем для госпредприятий страхование обязательно по всем видам операций, а для негосударственных - строго по экспорту высоколиквидных товаров. Опять-таки, по списку, составленному МВЭС. Заметим, что продукция, являющаяся высоколиквидной в Гонолулу, может и не быть таковой в Польше, - то есть поле деятельности для составителей списков предоставляется необозримое.

Предусмотренное проектом указа обязательное страхование будет производиться избранными страховыми компаниями. Кем избранными? Праздный вопрос. Конечно, теми, кто выдает специальные лицензии - Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью. От чего предполагается заботливо и обязательно страховать риски коммерческих фирм? Процитируем проект: «Во время проведения внешнеэкономических операций осуществляется обязательное страхование:

а) грузов (товаров); б) финансовых рисков; в) политических рисков (ждите украинских Ллойдов, господа!); г) кредитов и займов, в том числе товарных; д) ответственности (?); е) инвестиций, которые осуществляются за рубежом» (?!).

Помимо удивления, вызванного неожиданными способностями наших украинских компаний страховать такую прорву всяческих рисков, читатель проекта может заподозрить, что означенный проект не согласуется с действующим законодательством. И не ошибется. По крайней мере две статьи Закона «О внешнеэкономической деятельности» разработчики указа оставили без внимания. Закон и проект не стыкуются, во-первых, в той части, где страхование объявлено обязательным для всех субъектов, во-вторых, в том, что согласно проекту страховые услуги могут предоставляться только украинскими фирмами.

Стоит ли копья ломать о закон сразу после подписания Конституционного соглашения - вопрос политический, а потому мы на нем останавливаться не будем. С экономической же точки зрения получается следующее.

Страхование внешнеэкономических рисков в чистом виде - мера оправданная, если таково желание собственника, проводящего те или иные операции. Но в виде обязательном такая мера даст один очевидный экономический результат: эффективность экспорта уменьшится. Соответственно, снизится его объем, и увенчает картину увеличение дефицита платежного баланса, борьба с которым, как мы помним, явилась поводом к написанию проекта указа о контингентировании импорта.

Эксперименты в области административного регулирования внешнеэкономической деятельности показали, что кроме частной пользы, такое регулирование приносит вполне ощутимый (см. платежный баланс) общий вред. Продолжать в том же духе уже, очевидно, нельзя. Но... Очень хочется!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно