Сверхглубокое вНЕДРение

Поделиться
Парламент Украины основательно поправил Закон «О соглашениях о разделе продукции».

В последнюю минуту «нашелся» 226-й депутатский голос, и таким образом получилось, что парламентарии согласились изменить в действующем Законе Украины «О соглашениях о разделе продукции» (СРП) всего-то одну фразу - убрали ссылку на «Перечень участков недр, которые могут предоставляться в пользование на условиях, определенных соглашениями о разделе продукции». А то и правда, как возмущался автор законопроекта №8712 «регионал» В.Келестин (член комитета ВР по вопросам правосудия, член спецкомиссии ВР по вопросам приватизации), с 2006 года свыше 30 участков разведанных недр «заморожены». Мол, ни себе ни людям. И все якобы потому, что мешает перечень и сама процедура включения в этот перечень. А теперь вот поступим благородно: «упростим» доступ к недрам. Как - молчок.

Всего-то одна фраза, а как она аукнется… Если и дальше так пойдет, то недрами, похоже, смогут «разбрасываться направо и налево».

Не остановило депутатов и взвешенное предупреждение Глав­ного научно-экспертного управления ВР: «Такий підхід до оцінки Переліку ділянок надр виглядає дещо поверховим. …якщо вказані недоліки мають місце, першочерго­вої уваги заслуговує вдосконалення правових меха­нізмів надання у користування надр, ділянки яких включені до відповід­ного Переліку, спрямування цих механізмів на сприяння залученню інвестицій у відповідну сферу.

Невдалою, на нашу думку, є механічна заміна… формулювання про «включення певної ділянки надр до Переліку» на слова «проведення конкурсу на укладення угоди про розподіл продукції щодо окремої ділянки надр». Річ у тому, що критерії (відсутність держ­фінансування і технічних засобів для освоєння нових великих родовищ корисних копалин тощо), якими… слід керуватися при включенні певної ділянки до відповідного пере­ліку, не можуть бути крите­ріями при проведенні конкурсу на укладення угоди про розподіл продукції щодо окремої ділянки надр (тобто при виборі конкретного надрокористувача). Що ж стосується критеріїв, які застосовують безпосередньо при проведен­ні відповідного конкурсу, вибору його переможця, то вони визначені у абзаці 2 частини 10 статті 7 Зако­ну України «Про угоди про розпо­діл продукції» (технологічні рі­шен­ня ведення робіт є найефек­тивнішими; забезпечуються опти­мальні заходи з охорони довкілля тощо)…

Узагальнюючий висновок: за результатами розгляду у першому читанні проект доцільно направити на доопрацювання».

Но кого интересует ТАКОЙ вывод экспертов?

Как заметил по этому поводу мой коллега Андрей Старостин, «на первый взгляд, этот законопроект просто обещает упростить процедуру получения лицензий на пользование недрами, а на самом деле это тонкий слой позитива, нанесенный на гнилой тортик. Ведь в Украине не так много месторождений. Увы, мы не Кувейт. И гнилой торт, в данном случае, - это прежние решения нынешней влас­ти, которые этим законопроектом прикрываются от критики со стороны инвесторов».

Но это только одна сторона медали «За взятие недр Украины». И не суть важно, на чьей груди она будет красоваться…

Кто заслужил такую «медаль» за то, что в конце 2010 года - без всякого конкурса - были отданы на откуп три крупнейших месторождения украинского шельфа Черного моря (структуры Безы­мянная, Одесская и Субботино)? Якобы они будут разрабатываться не на условиях СРП, а в режиме до­говора о совместной деятельнос­ти (ДСД) между ГАО «Черномор­неф­те­газ» и российским «Лукой­лом». Взнос ГАО по указанному ДСД к началу осени 2011 года уже превысил 800 млн. долл. На эту сум­му украинская, далеко не самая богатая компания, купила за прив­леченные средства две платформы, два буксира-якореукладчика и два вахтенных катера. Что же тогда внесет «Лукойл»? Наличные средст­ва для выкупа ликвидных активов ук­ра­инскими чиновниками, причаст­ными к заключению этого ДСД?

Опасность ныне предпринимаемых попыток «либерализации СРП» - именно в таких нюансах. И инвесторы здесь… Словом, не о них речь.

Иностранные инвесторы в этой ситуации ведут себя крайне осторожно. В представительствах таких компаний, как Shell и ТNK-BP, предпочитают официально не комментировать законопроект, принятый за основу Верховной Радой 4 октября. Однако замечают, что если ЭТО упростит забюрократизированную донельзя процедуру получения лицензий на недропользование, то они будут приветствовать такой закон. Если поймут новый механизм. Но как раз о нем в «новом» законе - ни слова. Снова нужно ждать подзаконных актов?

Заодно с перечнем недр в законе о СРП «стерли» обязательную «публикацию в официальных печатных изданиях Украины и иностранных СМИ». Теперь обо всех раздачах недр узнавать будем постфактум…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме