Супермаркет ЗН

15 марта, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 15 марта-22 марта

выпьем и закурим? В канун 15 марта - Дня защиты прав потребителя - наш парламент наконец-то разродился Законом о рекламе...

выпьем и закурим?

В канун 15 марта - Дня защиты прав потребителя - наш парламент наконец-то разродился Законом о рекламе. Согласно новоиспеченному шедевру законотворчества, в стране начинается борьба с организованным пьянством и курением посредством старого дедовского способа - табу на рекламу алкогольных и табачных изделий.

Председатель Комитета по защите прав потребителя Владислав Ермаков убежден, что каждый легально выпускаемый товар должен иметь право на рекламу, иначе ущемляются права потребителей. А в борьбе с пьянством и курением запреты такого рода не помогут. Ангел всенародного похмелья и сизый дым сигарет по-прежнему будут виться над городами и весями нашей родины. Однако в бюджете станет гулять маленький сквознячок от бреши, которую создадут последствия рекламного закона.

Процесс работы над законопроектом о рекламе был весьма затяжным и плюралистичным. В результате и законодатели, и исполнители пришли к разумному компромиссу, что реклама табака и «горячительного» отечественному производителю не помешает. Пивные и ликеро-водочные заводы, табачные фабрики находятся в таком же упадочном состоянии, как и вся украинская промышленность. По данным экономистов, в отечественной табачной индустрии больше приватизированных и уже получивших инвестиции предприятий, чем в любом другом секторе экономики. Среди иностранных инвесторов, которые санировали производственную сферу Украины, финансовый вклад международных табачных компаний составляет 34%. Ожидается, что всего в период с 1995 по 1999 гг. Запад инвестирует более 520 миллионов долларов в производство и распространение табачных изделий.

Однако такое солидное денежное вливание в эту отрасль возможно лишь при отсутствии запрета на рекламную деятельность. Иначе инвестиции сократятся на 100 млн. долларов, что негативно скажется на здоровье табачных фабрик.

Впрочем, при обсуждении рекламного закона верх взяла все-таки забота о человеке, о потребителе, а не о доходной части бюджета. Рекламистов и экономистов своими аргументами клинически умертвили медики. Секретарь парламентской комиссии по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Сергей Пасько, оппонировавший разработчикам данного закона, клеймил позором возможную легализацию рекламы алкоголя и табака, взывал к избранникам народа с требованием позаботиться о здоровье нации, генофонде и демографическом взрыве... Подействовало. Статья о рекламе табачных и алкогольных изделий не прошла.

- Экономический ущерб от такого запрета, несомненно, велик, - считает старший консультант секретариата Верховного Совета Украины, одна из разработчиков закона о рекламе, Зоя Шарикова. - Но нет таких весов, на которых можно было бы с аптечной точностью взвесить все аргументы «за» и «против». С одной стороны - мораль и здоровый образ жизни, с другой - деньги. Наверное, правы наши оппоненты, утверждающие, что от красивой рекламы увеличится спрос на этот вид продукции. Я думаю, что средства от рекламы табака и алкоголя можно было бы направить на лечение больных...

Британская компания «Дейлот и Туш» провела мониторинг украинского табачного рынка. По ее данным, экономические последствия от запрета рекламы сигарет исчисляются в 105 млн. долл. прямых доходов, которых не получит в течение пяти лет рекламная отрасль. Эта сумма эквивалентна потере валютных доходов от экспорта 1 млн. тонн зерна. К тому же, согласно исследованиям этой компании, госбюджету будут нанесены убытки вследствие потери налога на добавленную стоимость и налога на прибыль от рекламной деятельности. Вплоть до 1999 года государственная казна не получит примерно 27,9 млн. долларов. Макроэкономические последствия запрета такой рекламы и уменьшение иностранных инвестиций за это время составят примерно 0 млн.

Давно известен закон - информация правит миром. И за нее надо платить, тем более за рекламную. В вышеупомянутом законе ввели 15-процентный налог на рекламу плюс оставили 20% НДС. По мнению председателя Союза рекламистов Украины Валерия Рудакова, это юридический казус. Так как моменты, касающиеся финансов и бюджета, рассматриваются только в налоговых законах. Г-н Рудаков считает, если эту статью закона не отменят, неизбежна катастрофа отечественной рекламной индустрии: рекламисты и рекламодатели бросятся искать обходные пути, все уйдет в «наличку», и бюджет вообще останется с носом.

Впрочем, ввиду рьяной борьбы законников с вредными привычками народа, бюджет уже остался в проигрыше. В результате запрета любой рекламы алкоголя и табака мы оказали неоценимую услугу соседнему государству. Все украинские рекламные магнаты отныне крестовым походом пойдут в Россию. Согласно тамошнему законодательству тоже была запрещена реклама выпивки и сигарет на радио и телевидении. Однако Дума сняла это табу на год, срок которого истек 31 декабря 1995 года. Но «Смирнофф» и «Мальборо» доселе продолжают с голубого экрана радовать взгляд российского и нашего отечественного потребителя. Где логика запрещать отечественную рекламу вредных для здоровья товаров, теряя на этом значительные суммы, в то время как около 70% украинской телеаудитории лицезреют ее по ОРТ?

И у нас надувают на миллионы.

Но расплачиваются миллиардами

Лариса ГУТОРОВА

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. А начиналось это движение так...

В 1962 году, 15 марта американский президент Джон Кеннеди обратился к соотечественникам с посланием «О защите прав потребителей», в котором провозгласил четыре права потребителя: право на качество и безопасность продуктов; право на информацию о приобретенном товаре; право выбора; право быть услышанным.

В 1966 году никому не известный американец Ральф Нейдер выпустил книгу «Опасно при любой скорости», в которой рассказал всей Америке о злостном нарушении стандартов безопасности таким промышленным гигантом, как «Дженерал моторс». В погоне за прибылями корпорация выпускала автомобили без достаточного обеспечения их надежности. Нейдера тут же обвинили в клевете. Силы были явно неравными - одной из богатейших компаний в Соединенных Штатах противостоял человек, который жил в те годы в однокомнатной квартире на окраине Вашингтона, не имел ни средств, ни покровителей. Это казалось абсолютно невозможным - но Ральф Нейдер выиграл процесс! Он получил от корпорации компенсацию в 280 тыс. долларов и все эти деньги вложил в развитие движения защиты прав потребителей.

В наши дни в США ни одна компания не смеет открыто нарушать стандарты безопасности и требования, предъявляемые к качеству товаров. В том, что эти требования соблюдаются, - огромная личная заслуга Нейдера. Он создал исследовательский центр, который занимается анализом качества продукции различных фирм, стандартов уровня жизни, достоверностью рекламы, безопасности тех или иных конкретных производств для экологической обстановки вблизи них.

В Украине первый закон о защите прав потребителей был принят в 1992 году. Нам пока, конечно, не до ликования и празднования. Ибо обманывают, недовкладывают, обвешивают на каждом шагу. Порой кажется, что о защите не может быть и речи, до того часто покупатель бывает беспомощным. Вот лишь один пример: в 78,5 процента всех проверенных предприятий специалисты и ревизоры выявили разные нарушения наших с вами прав. Материалов, имеющих уголовный характер, передано в суд в два раза больше по сравнению с позапрошлым годом.

И тем не менее проблески, когда удается отстоять права отдельного потребителя, уже есть. В минувшем году сотрудники Госкомитета Украины по делам защиты прав потребителей рассмотрели около 10 тыс. жалоб. В пользу пострадавших решено 8,3 тыс.

В судебных инстанциях интересы потребителей обычно отстаивает Украинская ассоциация потребителей (Киев, ул. Коминтерна, 23). В своей практике она насчитывает около тысячи выигранных исков. Некоторым производителям пришлось выплачивать не только стоимость бракованных телевизоров, магнитофонов, одежды, но и компенсацию за моральный ущерб. Недавно в Минском районном суде столицы завершился процесс, решение которого для ответчика было явно непредвиденным. История эта началась два года назад, когда киевлянин Владимиров (по понятным причинам фамилия изменена) решил доверить свои сбережения доверительному обществу «Слид-траст» и передал ему несколько тысяч акций стоимостью 250 млн. карбованцев. Прошел год, истек срок действия договора, однако «Слид-траст» не только не выплатил дивиденды, но даже не возвратил акции. Оставалась одна надежда - на правосудие.

Не скроем, суд был долгий и изнуряющий и, тем не менее, вердикт справедлив: взыскать с доверительного общества курсовую стоимость акций, дивиденды на сумму 625 млн. крб. И кроме того, проценты от просроченной выплаты на 15 млн. 625 тыс. карбованцев.

О какой реальной защите покупателей можно говорить на сегодняшний день еще? Вот уже полтора года, как украинская ассоциация занимается потребительской экспертизой (сравнительным тестированием) товаров и услуг. Как правило, в таком тестировании проверяются все параметры, характерные для данного вида товаров, и совершенно не важно, что тестируется, будь это мощные компьютеры, видеокамеры, кофе или колбаса. Что очень важно, эксперты не знают, какие именно напитки, продукты и т. д. они на себе испытывают. Их впечатления записываются на анкетах, а затем подбиваются средние показатели.

Таким образом, только потребительская экспертиза может с полной достоверностью сказать, какой товар лучше всего подходит именно вам, и вы сможете по показателям выбрать «свой» товар, невзирая на все рекламные обещания.

Подделку выдает не только этикетка

Лариса ВИКТОРОВА

Мы уже писали, что каждая третья бутылка водочной продукции не соответствует нормативам. В основном, это продукция кустарного изготовления. Как себя обезопасить от подделки? Есть ряд внешних признаков, по которым можно отличить фальсифицированную водку от подлинной.

Во-первых, присмотритесь внимательно к пробке. Если она прокручивается, то перед вами подделка. Бутылки с винтовой пробкой в заводских условиях наполняются до середины горлышка, с простой - чуть выше «плечиков».

Во-вторых, обратите внимание на этикетку. Фирменные всегда наклеиваются ровно, без подтеков клея на стекле. Сам клей наносится мелкой «гребенкой» - аккуратными полосами (обычно их шесть), которые равноудалены друг от друга. С внутренней стороны этикетки наносится либо шифр, либо дата изготовления.

Что касается импортной водки, то на бутылках часто ставится лазерная маркировка. Она располагается прямо на стекле в виде цифр и букв, нанесенных мелкими черными точками. Фальшивая маркировка, как правило, без этих точек, к тому же легко стирается и смазывается.

В-третьих, распознать подделку можно и по такому признаку: переверните бутылку и взболтайте ее по кругу. В подлинной водке обычно образуются мелкие пузырьки. Крупные пузырьки указывают на то, что в бутылку добавлена вода. Беловатый налет на стекле указывает, что это спирт, разбавленный водой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно