Сухопутное пароходство. От флотилии Черноморского морского пароходства осталось только два судна. Одно из них арестовано в турецких водах

25 августа, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №32, 25 августа-1 сентября

В начале 90-х годов Черноморское морское пароходство (ЧМП) было крупнейшим судоходным предприятием в мире, его годовой доход составлял 1 млрд...

В начале 90-х годов Черноморское морское пароходство (ЧМП) было крупнейшим судоходным предприятием в мире, его годовой доход составлял 1 млрд. долл., а чистая прибыль 160 млн. На балансе предприятия числилось 295 единиц грузовых и насосных суден, 1,1 тыс. единиц вспомогательного флота. На свою беду, крупнейшая государственная судоходная компания (ГСК) попала в поле зрения, мягко говоря, не совсем честных и добросовестных персонажей. В результате деятельности нескольких сменявших друг друга горе-руководителей на сегодняшний день на балансе пароходства числится два судна, да и то одно из них находится под арестом — его задержали за долги власти Турции.

И хотя на протяжении последнего десятилетия были предприняты несколько попыток спасти пароходство (вопрос о его судьбе несколько раз выносился на рассмотрение парламента), активное разворовывание старейшего и крупнейшего судоходного предприятия Европы не прекращалось ни на один день. В результате предприятие, считавшееся гордостью советского и украинского флота, пребывает в крайне плачевном состоянии.

Не оправдались надежды на улучшение ситуации с приходом в 2004 году на предприятие нового президента — Евгения Кожевина. Похоже, наоборот, скатывание ЧМП в пропасть только ускорилось. Цифры рисуют картину более чем печальную. Доходы компании сократились с миллиарда до 2,6 млн. долл., то есть в 384 раза. Задолженность компании перед кредиторами возросла до 56 млн. грн. (11,1 млн. долл.). Прошлый год пароходство завершило с убытками в 4 млн. грн. Задолженность по выплате заработной платы на сегодняшний день достигла 2,3 млн. грн. При этом г-н Кожевин утверждает, что он, дескать, и рад бы выплатить долги по зарплате, да вот незадача: работники пароходства не приходят за своими деньгами. Именно это Евгений Кожевин считает причиной задолженности. Такое циничное заявление он сделал в мае на пресс-конференции, которая состоялась в Одесском региональном пресс-центре. Что и говорить, на широкую ногу, по версии Кожевина, живут одесские рабочие, моряки и готовы трудиться бесплатно.

Но основной долг — это задолженность перед кредиторами. Евгений Кожевин заявляет, что вернуть 56 млн. грн. пароходство сейчас не в состоянии, поскольку находится в тяжелом финансовом положении. В свою очередь кредиторы, а их у предприятия в общей сложности 17, предложили план реанимации пароходства — санацию, предусматривающую систему мер, направленных на финансовое оздоровление компании. Казалось бы, руководителю предприятия только радоваться — компания, получает шанс выйти из кризиса. Увы, нынешний президент ЧМП категорически против предложенной помощи.

Более того, в одном из своих интервью одесской газете «Юг» от 03.03.2006 г. Евгений Кожевин договорился до того, что, мол, санация на ЧМП чревата утечкой государственной тайны и что это — удар по имиджу президента Украины и всей страны… Впрочем, ни одного аргумента в доказательство этого он не привел. Между тем, по мнению экспертов, у нынешнего руководства ГСК есть веские причины любой ценой избежать санации. Ведь санация предусматривает проведение полной инвентаризации активов должника. Такие операции не проводились на пароходстве уже много лет. Естественно, что очень многие не заинтересованы в том, чтобы на поверхность всплыли документы, свидетельствующие о деталях грандиозной распродажи суден. Тем более что эта информация заинтересовала бы не только общественность, но и правоохранительные органы.

Между тем финансовое состояние компании, как оказалось, не такое плачевное, как его пытается представить нынешнее руководство. В убыточности предприятия есть серьезные сомнения. Дело в том, что в активах пароходства числятся также акции на предъявителя оффшорных компаний, созданных ЧМП еще в 1993—1996 годах. В ведении компании имеется 54 объекта: земельные участки, детские сады, складские комплексы, два мясо-молочных комплекса, межрейсовая база моряков, доли в совместных предприятиях, СТО, таможенно-лицензионный склад и т.п. Все это неплохо работает и приносит немалые деньги. Пароходство вполне платежеспособно. Почему же оно не хочет рассчитываться с кредиторами? Одно из двух — или Евгений Кожевин не может этого сделать в силу своей некомпетентности, или же не хочет.

Скорее всего, причина как раз в нежелании. Дело в том, что по информации представителя фирмы, которая входит в Комитет кредиторов ЧМП, объединившего 17 компаний, только за последнее время со счетов ЧМП выведено более 24 млн. долл., а этой суммы вполне достаточно не только для возврата кредитов и выплаты задолженности по зарплате, но также и для развития предприятия.

Тем временем Евгений Кожевин пытается втянуть ЧМП в сомнительные прожекты, не имеющие отношения к специализации компании. Так, пароходство занялось изготовлением изделий из драгоценных металлов, о чем не без гордости сообщил г-н Кожевин. В мае он также заявил, что добился кредита на сумму 2,2 млрд. грн. для... строительства недвижимости. Г-н Кожевин считает, что прибыль от строительства можно будет использовать для погашения задолженности по зарплатам. Непонятно, как это заявление вяжется с его же словами о том, что сотрудники предприятия не приходят за деньгами?

Розовые мечты о доходах от строительства не разделяют специалисты. По их мнению, проект крайне рискован и приведет к полному развалу предприятия. «На такую большую сумму в Одессе можно построить 663 тыс. кв. м жилья, — говорит консультант по маркетингу девелоперской компании Castle Development Ирина Богуш, — что значительно превышает потребности города: в Одессе в 2005—2006 годах введено в эксплуатацию 560 тыс. кв. м». Ведущий менеджер отдела проектного менеджмента компании «МС-Инвест» Валерий Вьюн считает, что проект Кожевина завершится полным провалом.

Радужным перспективам, обещанным Евгением Кожевиным, не поверили и в комитете кредиторов. Принимая во внимание его отказ начать процедуру санации, инвесторы обратились в суд. В феврале нынешнего года Хозяйственный суд Одесской области все же объявил начало процедуры санации. Суд пришел к выводу, что Кожевин не способен восстановить платежеспособность предприятия, и отстранил его от обязанностей руководителя компании. Санатором назначил Владислава Иванова.

Но не тут-то было. Реакция на санацию, столь нежелательную для всех фигурантов дела о разбазаривании национальной гордости – Черноморского морского пароходства, последовала незамедлительно. В апреле Апелляционный хозяйственный суд Одесской области вынес определение, согласно которому г-н Иванов был отстранен от выполнения обязанностей санатора ЧМП. Произошла рокировка, в результате которой управляющим санацией стал Кожевин.

Таким решением Апелляционный хозяйственный суд Одесской области превысил свои полномочия. В его компетенции — только признать или не признать решение суда низшей инстанции. Согласно законодательству, суд не имел права отстранять Иванова от обязанностей арбитражного управляющего. Тем более назначать нового управляющего. А то, что на эту должность был определен ранее отстраненный руководитель пароходства, только обострило и так непростую ситуацию и вызвало разнообразные слухи.

Несколько слов о личности председателя областного суда Валерии Балухе. Во времена Боделана он занимал должность вице-губернатора и отличился в 1998—1999 годах отключением оппозиционных ТВ-каналов. Председателем апелляционного суда г-н Балух стал после скандала, возникшего в связи с передачей земельных участков в Одессе нескольким нефтеперерабатывающим компаниям и убийством председателя областного арбитражного суда Бориса Вихрова, который вел это дело. После начала расследования прокуратурой этого дела (о его результатах до сих пор ничего не слышно) скандального вице-губернатора назначили главой суда. Во время его работы в этом качестве суд принимал достаточно много оригинальных решений. Так, недавно суд назначил санатором на одно из сельскохозяйственных предприятий области руководителя, который не только довел это предприятие до состояния банкротства, но и сам объявлен в уголовный розыск.

Ранее, занимая должность заместителя начальника Одесской железной дороги, г-н Кожевин тоже имел определенные трудности с законом. Тогда им интересовались правоохранительные органы, в частности по «делу о светофорах». Это дело многие одесситы помнят до сих пор. Коалиция «Сила народа» требовала в этой связи его увольнения. Однако после разгоревшегося в 2004 году скандала тогдашний министр транспорта Георгий Кирпа перевел Кожевина на должность руководителя ЧМП.

Нельзя не вспомнить и о влиятельных покровителях в Министерстве транспорта и связи, где есть заместитель, отвечающий за вопросы, связанные с морским и речным транспортом, в том числе и контролирующий вопрос банкротства ЧМП. Замминистра транспорта Павел Рябикин неоднократно фигурировал в СМИ в связи с деятельностью печальноизвестной фирмы под названием акционерная холдинговая компания «Си Трайдент» со столичной пропиской. Именно ей были переданы еще в 1999 году остатки судов ЧМП, стоимость которых специалисты оценивали в полмиллиарда долларов. Намерения декларировались благие: тут тебе и повышение эффективности использования судов, и погашение долговых обязательств, а главное — сохранение флота для государства.

К чему привела такая сделка и сколько в результате судов осталось у ГСК, нам уже известно. Планомерная распродажа флота нужна отдельным господам, но никак не государству. На такой процедуре наживаются чиновники, и это ни для кого уже не секрет. На сегодняшний день в компании «Си Трайдент» и ее коммерческих структурах переданных ей судов почти не осталось. Согласно письму ГКРУ от 29 декабря 2003 года № 06-11/648, за четыре года эта компания продала более 35 судов (большую часть полученного флота) и вроде бы заплатила свыше 150 млн. долл. по долговым обязательствам ЧМП.

Мутной и печальной истории пока не видно конца. Некогда крепкое морское пароходство превратилось в банальное сухопутное предприятие, активы которого продолжают таять на глазах. Государству, похоже, оно уже неинтересно. Посмотрим, хватит ли оптимизма и сил у кредиторов, призывающих к немедленному оздоровлению пароходства. Разбирательство по этому делу перенесено в киевские суды, и, быть может, для ЧМП еще не все потеряно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно