СУДОСТРОИТЕЛИ В «ВОЛЬНОМ ПЛАВАНИИ»

17 марта, 2000, 00:00 Распечатать

Надежды николаевцев на то, что к началу весны ситуация с судостроением прояснится, явно не оправдались...

Надежды николаевцев на то, что к началу весны ситуация с судостроением прояснится, явно не оправдались. Во-первых, сказалась явная нелюбовь нынешнего правительства и с недавних пор солидарной с ним Верховной Рады к специальным и свободным экономическим зонам, что привело к тому, что долго ожидающий второго чтения закон о создании специальной экономической зоны «Николаев» не получил поддержки парламента. Что же каасается недавней рабочей поездки премьер- министра Виктора Ющенко на Николаевщину, то она, вопреки ожиданиям, больше касалась проблем сельского хозяйства, нежели судостроения. Свое отношение к СЭЗ «Николаев» во время пребывания в корабельном крае Виктор Ющенко не высказал, хотя ни для кого не является секретом, что к этой поблеме премьер относится, как и к другим аналогичным, где речь идет о льготах, избирательном подходе, уменьшении налогового бремени и т. п.

Конечно, вообще не высказаться о судьбе судостроения, будучи в Николаеве, было сложно, особенно если учесть, что большинство журналистов местных СМИ жаждали услышать отношение премьера именно к этой проблеме. Отвечая на вопросы, В.Ющенко настаивал на том, что государство должно создавать условия для работы промышленных предприятий в виде стабильной денежной единицы и честных правил в макроэкономике, отвергая всякие поползновения на создание особых условий государственной поддержки и иных привилегий.

Премьер отверг обвинения в том, что государство должно судостроителям. По его мнению, так говорить некорректно, потому что предприятия, которые не платят налоги, задолжали государству. Впрочем, также была высказана готовность встретиться с директорами судостроительных заводов, но при условии, логически вытекающем из всей правительственной стратегии, — что директора заводов придут на такую встречу с единой концепцией развития предприятий, вхождения их в рынок.

Подобное условие скорее всего означает, что встреча премьера и директоров николаевских судостроительных заводов в ближайшее время практическим не имеет шансов состояться. И не в последнюю очередь потому, что единая концепция развития судостроения даже в городе, где расположены три судостроительных завода, судя по всему, не выработана. Каждое судостроительное предприятие нынче работает на свой страх и риск и имеет далеко не одинаковые как показатели сегодняшнего дня, так и перспективы развития.

Те, кто внимательно наблюдает за общественной жизнью в Николаеве, заметили, что наиболее спокойно ведут себя в последние месяцы работники, пожалуй, ранее самого требовательного к властям предприятия — Черноморского судостроительного завода. Причину такого спокойствия нельзя объяснить только более глубокой и удачной реструктуризацией, которая здесь произошла, разделив огромное предприятие на несколько структурных частей, которые имеют возможность вести собственную техническую политику, сами искать и выполнять заказы. Такой подход дал возможность сохранить цехи и производства, которые имеют заказы, средства и волю людей к действию. Среди таких производств отличается «Меридиан», со стапелей которого, хоть и реже, чем хотелось бы, продолжают сходить суда. Вот и нынче здесь готовится к сдаче очередное судно, изготовленное для России.

Но многие подразделения завода, не имея заказов, работают не на полную мощность, сроки сдачи ряда заказов срывались. Однако есть на ЧСЗ одна особенность, которая дает возможность удерживать предприятие «на плаву», а его работников — от участия в акциях социального протеста. Как известно, за продажу корпуса недостроенного авианосца «Варяг» черноморцы получили около 20 млн. долларов да еще плюс порядка 6 млн. — в виде штрафных санкций от компании-покупателя и за подготовку к буксировке. Правда, проданный корпус судна все еще находится на заводе, готовится к предстоящему переоборудованию, зато в заводской кассе появились средства.

Самая сложная ситуация на заводе имени 61 коммунара. За три месяца долг по зарплате рабочим здесь составил около шести миллионов гривен. Совместное финансирование со стороны государства и греческого заказчика строительства рефрижераторов, схема которого была разработана еще прошлым правительством, явно пробуксовывает. Каждый лишний месяц пребывания заказа на стапеле резко повышает стоимость работ. Нетрудно предположить, что при таком раскладе заказчик может задуматься: а не отказаться ли от финансирования вообще?

В отличие от «Варяга», который неплохо «подпитал» кассу Черноморского судостроительного, работа на заказах на заводе имени 61 коммунара оказалась наиболее проигрышной. В частности, государство так и не выполнило своих обязательств по совместному финансированию и погашению долга за минувший год в размере 36 млн. грн. за работы по достройке ракетного крейсера «Украина». Неудивительно, что именно коммунаровцы особо активно протестуют против создавшегося положения, устраивая всевозможные акции и пикеты. На одном из недавних митингов они потребовали от администрации предприятия погасить задолженность по зарплате. Поскольку требования не были выполнены, пикет переместился к зданию облгосадминистрации. А нынешнему директору завода Михаилу Жело был выдвинут ультиматум: если долги не будут погашены, профком предприятия инициирует вопрос о несоответствии руководителя его должности в связи с невыполнением коллективного договора.

И наконец о ситуации на самом молодом и современном судостроительном заводе — «Океан». Здесь до недавнего времени положение было наихудшим. Жизнь отнюдь не била ключом. Да, около двух лет назад немецкая компания МРС пригляделась к «Океану» и предложила перспективное сотрудничество, и в начале 1998-го был заключен контракт на строительство 10 балкеров. Предприятию этой работы должно было хватить на несколько лет. Вскоре после заключения этого контракта стороны нашли и схему финансирования заказов: кредитную линию согласился открыть Эксимбанк Японии. Однако последний поставил непременное условие — предоставление гарантий украинского правительства. В конце минувшего года после многочисленных согласований и пересогласований кредитное соглашение было подписано, начинать строительство балкера можно было уже в январе. Однако… 30 декабря, согласно своей концепции, новое правительство отменило все предоставленные ранее гарантии. В число «пострадавших» попал и «Океан». Вмешательство облгосадминистрации, Президента привело к тому, что правительство В.Ющенко в виде исключения все-таки дало необходимые гарантии. Так что вскоре мы сможем узнать, насколько эффективно будет работать международная схема финансирования и сможет ли завод после немалого перерыва обрести второе дыхание.

Вообще-то Николаев — признанная столица судостроителей Украины — вот уже несколько лет живет без судостроения. Едва работающие заводы не только не пополняют местную казну, но и требуют финансовых «вливаний». Все чаще на сессиях областного и городского советов звучат обоснованные обвинения в адрес вчерашних «хозяев города» — в инертности при решении проблем реструктуризации производства, в несогласованности действий. В этом своеобразном споре слышны уже и нотки раздражения. Особенно ярко они проявились тогда, когда городская власть, уже вкусившая рыночных отношений, пытаясь помочь судостроителям, предложила им взять заказы на изготовление некоторого оборудования для городского хозяйства. Тут-то и оказалось, что заявления о реструктуризации предприятий, сокращениях управленческого аппарата и других мерах по снижению себестоимости работ, как говорится, сильно преувеличены. Судостроители предоставили городским властям такую калькуляцию предстоящих работ, что «благодетели» вынуждены были отказаться от размещения заказов: их выполнение на своих же, николаевских, заводах обошлось бы на несколько порядков дороже, чем на «чужих», но хорошо подготовившихся к рыночным условиям предприятиях.

В те времена, когда судостроение еще только вступало в полосу упадка, особое место занимала дискуссия о том, сможет ли вообще существовать Николаев без судостроения. Большинство специалистов и жителей Николаевщины были абсолютно убеждены, что не сможет. Теперь уже всем ясно, что слухи о такой взаимосвязи несколько преувеличены. Город на Ингуле и Южном Буге в трудных условиях кризиса своей основной отрасли показал свою способность выживать. Хотя судьба судостроителей, пребывающих в «вольном плавании» жителей корабельной столицы не может не волновать — слишком многое и у многих здесь связано с этой отраслью.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно