СУДЬБА ФЛАГМАНА — ГРУСТНАЯ СУДЬБА

17 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 17 октября-24 октября

Наверное, нечасто случается, что история в каких-то деталях повторяет себя через столетие. На флаг...

Наверное, нечасто случается, что история в каких-то деталях повторяет себя через столетие. На флагмане судостроения нашей страны - Черноморском заводе - это произошло…

Черноморский судостроительный завод занимает в Николаеве особое место, несмотря на то, что это не единственная верфь на Южном Буге. Среди местного начальства было заведено: настроение николаевцев узнавать по тому, как ведут себя черноморцы. Если нормально, спокойно - значит, и в городе все хорошо. Если же заволновался завод, вышел на заводскую площадь, которая по размерам мало уступает городским, значит, и у города будут проблемы. На разного рода демонстрациях в период так называемого застоя с трибун особо присматривались к колоннам черноморцев, к лозунгам, которые они несли. Да и сейчас завод-гигант многое значит для города. Многое, но уже не все, как бывало.

Значимость и современное состояние Черноморского с особой наглядностью были продемонстрированы в ходе празднования столетнего юбилея. За несколько дней до этого состоялся довольно шумный и многолюдный праздник города. Так вот, интерес к юбилею ЧСЗ был не меньшим, хотя основные торжества прошли в будний день. Тысячи, десятки тысяч николаевцев пришли в этот день на завод. Проходная была широко открыта для всех желающих.

Вот тут-то и довелось убедиться, что ЧСЗ скорее не работает, чем работает. Этот огромный механический город в городе с сотнями, если не тысячами, огромных производственных помещений, с десятками корабельных кранов, размещенных вдоль берегов Днепро-Бугского лимана, оказался почти пустым, заброшенным. В рабочем состоянии находятся только несколько основных производств. Что касается механических цехов, машиностроительных производств, то большинство из них оказались без людей, а некоторые и без оборудования.

На празднестве было много ветеранов, детей, молодежи, а вот среднего возраста судостроителей оказалось на удивление мало: наиболее опытные и трудоспособные покинули верфь и свой родной город. Нет, большинство из них вовсе не переквалифицировались, они нашли работу на верфях Клайпеды, Санкт-Петербурга, Гданьска. Это мы называем наиболее массовые места приложения рук николаевских корабелов, а вообще-то черноморцы рассеялись по десятку стран мира.

Когда автор этих строк вместе со многими николаевцами ходил по опустевшим цехам и производствам, не покидало ощущение, что это не действующий завод, а какое-то подобие огромного музея, где все дышит воспоминаниями о прошлом.

А прошлое с настоящим очень перекликается. Местные краеведы подсчитали, что за сто лет существования крупнейшая верфь Европы построила тысячу судов, многие из них - уникальные. Здесь делали все: подлодки и крейсера, знаменитые линейные корабли, китобазы, три поколения авианесущих кораблей. Завод, как и страна, которую он олицетворял в морях и океанах, побывал и на гребне, и в глубоком провале. Но всегда возрождался. Само открытие его в 1897 году было связано с бурным развитием промышленности южных городов России после длительного и затяжного упадка.

Тогда правительство пошло на привлечение иностранного капитала. Нелишне вспомнить, что и сейчас завод живет, если это можно назвать жизнью, в основном на заказах иностранных фирм. Вот только тогда он родился как полностью иностранное частное предприятие, а нынче приватизация только начинается. Когда-то вся дореволюционная Россия пела модную бульварную песенку: «Город Николаев, французский завод», так вот этот завод как раз и был предшественником Черноморского, верфью «Наваль». Его называли французским, хотя на самом деле он был бельгийским: бельгийцы между собой общались по-французски.

Документы сохранили детали той поры. В местной хронике можно прочесть, что «в четверг, 9 октября состоялось освящение судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве…», «проектированный в Николаеве обширный завод будет ценным приобретением не только для нашего города, но и для всего юга России». И дальше: «Сегодня мы видим первоклассный, в полном смысле европейский завод, способный выполнять самые сложные заказы».

Это было огромное событие для Николаева. Историческая хроника передает даже пикантные подробности празднеств: «Пировал и пьянствовал весь город: каждому рабочему выделили по четверти бутылки водки, высшей администрации - шампанское». По традиции, спиртовая тема присутствовала и через сто лет. К юбилею завода местный ликеро-водочный завод выпустил новую водку «Наваль», а на территории Черноморского судостроительного во время празднеств вовсю торговали пивом николаевского завода «Янтарь» - «Черноморское». Однако… даже в честь юбилея полностью выплатить зарплату рабочим ЧСЗ не представилось возможным.

В юбилейной хронике преобладали события далеко не праздничного звучания. Из двух профтехучилищ - №5 и №14, где училось около тысячи будущих рабочих, накануне юбилея образовано одно, где на сегодняшний день учатся всего 360 человек…

Казалось бы, радость: к столетию завода заводские строители сдали новый жилой дом. Но и здесь изрядная горчинка. Дело в том, что заводские строители, чего раньше вообще не бывало, сдали этот дом, а следовательно, и передали квартиры судостроителям без отделочных работ. Но самое печальное в том, что этот жилой дом - последний подарок коллективу завода. Заводской цех крупнопанельного домостроения, ввиду полного отсутствия финансирования, решено закрыть.

Нынешний и тем более завтрашний день ЧСЗ покрыт мраком. Единственное, что удалось сделать государству в плане поддержки тонущей верфи, - это закупить для украинских рыбаков один из траулеров. А несколько других, недостроенных, так и пребывают на заводе, занимая производственные площади. Предприятие, которым уже несколько лет занимается правительство, принимая решения и постановления, продолжает находиться в подвешенном состоянии.

По мнению генерального директора ЧСЗ Игоря Тихоненко, все правительственные документы и решения были приняты на этапе уже слишком глубокого кризиса отрасли, поэтому требовались гораздо большие средства и сложные решения. По его мнению, ни одна из правительственных мер не реализована в полном объеме. И не в последнюю очередь потому, что уже на стадии согласования многое было выхолощено министерствами и ведомствами как нереальное и дорогостоящее. Специалисты подсчитали, что суммарная государственная помощь ЧСЗ в денежном выражении составляет 48,9 млн. грн. Но если бы правительственные решения выполнялись полностью, эти цифры были бы в два раза больше.

С 1993 года единственной для ЧСЗ работой было выполнение заказов греческой фирмы. Всего построено и сдано четыре танкера-продуктовоза дедвейтом 45 тыс. тонн. Пятое судно, спущенное на воду в день столетнего юбилея, 10 октября, будет сдано заказчику в первом квартале 1998 года. Однако, как уже сообщалось в «ЗН», по целому ряду причин строительство таких судов на условиях заказчика оказалось для завода нерентабельным. С греками ведутся напряженные переговоры. Пока же окончательного вывода о целесообразности дальнейшего сотрудничества нет.

Судьба двух военных заказов - «Варяга» и плавбазы для подводных лодок - также не решается. Несмотря на многократные решения на уровне Кабинета министров, громада «Варяга» как высилась, так и высится невдалеке от строительной стенки завода. Срок для проведения тендера - один месяц - уже давно прошел. От плавбазы Россия и не отказывается, но окончание работ не финансирует. Ситуация для завода наихудшая. По последней информации, во время визита премьер-министра Украины В.Пустовойтенко в Москву было достигнуто соглашение о финансировании и достройке этого заказа. Но от решений и их невыполнения на заводе уже устали…

Многие надежды на ЧСЗ связывают с грядущей приватизацией, которая уже началась. Показательно, что холдинговой компании, которая станет связывающей нитью для реструктуризированных производств верфи, возвращено старое название - «Наваль», что по-французски означает «морской». Остается уповать только на исторические параллели?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно