СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ УКРАИНЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА РЕФОРМ

13 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №40, 13 октября-20 октября

«Лучше иметь нереформированные законы, применяемые в реформированном духе, чем реформированные ...

«Лучше иметь нереформированные законы, применяемые в реформированном духе, чем реформированные законы, применяемые в духе, враждебном всякой реформе»

Томас Маколей, английский историк XIX века

Дискуссии о проблемах, возникших в процессе реформирования в частности электроэнергетической отрасли, происходят повсюду, рассматриваются причины неудач и предлагаются способы их преодоления. И нами также ранее была высказана масса рекомендаций и критики в отношении хода реформ, но сегодня хотелось бы напомнить об определенных достижениях, потому что они есть.

И вначале проанализируем, что было, есть и что должно быть.

Украинская электроэнергетика, как и все социальное хозяйство, строилась и развивалась исходя из стратегии и интересов СССР, определяемых лидерами КПСС. Электроэнергетика развивалась по принципу своего опережающего развития и создания крупнейшей в мире единой энергосистемы. В буквальном смысле целью была «единая и неделимая от Амура до Ла Манша». Поэтому не только с точки зрения их экономичности строились блоки большой единичной мощности на тепловых и атомных электростанциях, магистральные линии электропередачи и подстанции высокого и сверхвысокого напряжения. Украина, в силу ее потенциала и географического положения, играла в советском стратегическом планировании развития энергетики особую роль. За сравнительно короткий период времени в Украине были сооружены пять АЭС, преимущественно с блоками 1000 МВт, притом вблизи границ с европейскими государствами. Эти станции обеспечивали не только внутренние потребности Украины, но и участвовали в обеспечении поставок электроэнергии в страны—члены СЭВ, которые достигали суммарно 4500—5000 МВт. Строительство атомных станций происходило в ущерб модернизации, реконструкции и развитию тепловых электростанций, особенно работающих на местных углях. В результате на сегодняшний день тепловая энергетика Украины находится в наиболее критическом положении не только из-за топливного дефицита, а и по причине старения.

Промышленность Украины также развивалась в соответствии с общесоюзными планами, удовлетворяя немалую долю постоянно возрастающих запросов союзного ВПК, а это не только производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции, но и огромное количество металла, производство которого требует больших энергозатрат. Естественно ущербленным оказалось производство конечного продукта для нужд населения, а также конкурентоспособного на внешних рынках, который мог обеспечивать валютные поступления.

С кардинальным изменением общей стратегии развития независимой Украины, ее оборонной доктрины, ее стремлением занять свое, достойное место в европейской экономической и политической системе, перед государством и обществом возникает глобальная проблема — определение этого места, приоритетное направление развития промышленности (с учетом внешних рынков) и проблема трансформации оставшегося «наследства» на пользу проведения реформ, основанных на продуманных и тщательно исследованных стратегических программах.

В этой связи стратегию электроэнергетики невозможно осуществлять вне стратегии реформирования государства в целом. Надежное и бесперебойное обеспечение платежеспособного спроса — это главная задача электроэнергетики и главная форма ее существования и развития. Электроэнергетический комплекс должен быть адаптирован под цели и задачи Украины в современном мире. Эта адаптация — процесс сложный, дорогостоящий, длительный, но необходимый.

На сегодняшний день в структуре производства электроэнергии возрастает доля электроэнергии, вырабатываемая на блоках АЭС, преимущественно большей единичной мощности — 1000 МВт. Эта доля уже превысила 50%; взамен закрытия ЧАЭС готовятся к вводу еще два блока на Хмельницкой и Ривненской АЭС, а это означает: увеличение доли выработки электроэнергии на крупных атомных блоках; увеличение зависимости энергетики Украины от внешних энергоносителей; увеличение вероятности аварийных ситуаций на АЭС; увеличение будущих затрат, связанных с закрытием АЭС, после окончания срока их эксплуатации, а значит, и увеличение текущих отчислений с этим связанных; увеличение затрат на вывоз, захоронение отработанного ядерного топлива; ухудшение маневренности энергосистемы при регулировании суточного графика потребления.

Естественно, что сейчас отказаться от намеченных планов достройки атомных блоков невозможно — уже затрачено слишком много средств; однако в дальнейшем особое внимание должно быть уделено развитию современной теплоэнергетики, основанной на местном топливе. Это в первую очередь — реабилитация и модернизация угледобывающей промышленности и увеличение добычи угля, повышение их качественных характеристик в результате обогащения, освоение новых маневренных блоков с применением передовых технологий, имеющих высокие показатели качества сжигания углей. Учитывая большую роль АЭС в общем энергетическом балансе немаловажную роль должны играть и гидроаккумулирующие электростанции.

Не вызывает сомнений тот факт, что реализация адаптации электроэнергетики Украины под цели и задачи реформирования государства потребует огромных капиталовложений. Возложить эти затраты на госбюджет или прибыль самой энергетики невозможно. Необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, который обеспечил бы приток внешнего капитала в развитие электроэнергетики. Этот процесс следует рассматривать не только с точки зрения проводимой приватизации имеющихся энергообъектов (тем более, что экономическая целесообразность реконструкции некоторых из них уже может быть поставлена под сомнение), а также с точки зрения осуществления стратегических инвестиционных программ.

Реформирование в электроэнергетической отрасли Украины началось с ее структурной реорганизации в целях создания рыночных, конкурентных отношений в сфере производства, распределения, потребления электроэнергии и расчетов за нее.

На протяжении последних нескольких лет были сделаны важные шаги на пути реформирования электроэнергетики. Это и принятие Закона Украины «Об электроэнергетике», создание НКРЭ, госпредприятия «Энергорынок», создание Минтопэнерго; проведена приватизация некоторых областных энергоснабжающих компаний, подготовлена новая правовая база для дальнейшей приватизации и разработан ее план, появился стратегический инвестор у строящейся Днестровской ГАЭС.

Можно привести еще один, казалось бы, не большой, но яркий пример того, как практически воплощаются в жизнь идеи реформирования на региональном уровне, основанные на долгосрочной стратегии. Это внедрение АК «Киевэнерго» новой системы учета потребления электроэнергии и расчетов за нее. Эта система позволяет поставщику получить предварительную оплату за поставку электроэнергии путем продажи потребителю магнитной карты для зонного счетчика электроэнергии на заказанную сумму, а потребителю самому планировать свои энергозатраты, учитывая стоимость 1кВт/ч в зависимости от времени суток.

Все вышеприведенное — это первые попытки реализации определенной стратегии, принятой в свое время в Украине.

Создание рыночных отношений в сфере производства, распределения, потребления электроэнергии — это лишь часть стратегической задачи реформирования отрасли. Однако и по сей день функционирование оптового рынка электроэнергии сведено к проблеме взаиморасчетов за потребленную электроэнергию, поискам путей преодоления топливного дефицита. И все это практически находится на «ручном управлении». Сам рыночный механизм не работает должным образом, отсутствует конкуренция в сфере производства электроэнергии; конкуренция потребителей, которую во многом предопределяли независимые поставщики, ликвидирована.

Западные специалисты, оказывая услуги по формированию рыночных отношений и планов реформирования энергетической отрасли, не глубоко понимали специфику и ментальность постсоветской системы управления, морально не готовой к определенному, четкому осознанию основных принципов построения стратегии госполитики в процессе реформирования энергетики. Это привело к тому, что программа, исходящая сверху, не встречала понимания на местах. При закладке в программу реформ практически всех механизмов оптовой торговли на конкурентном рынке электроэнергии не было обеспечено элементарной эффективности использования этих механизмов, они не отрабатывались и не взаимосогласовывались. Глядя правде в глаза, можно сказать, что западные специалисты и не должны были принести в Украину «энергорынок» в готовом виде. Их задача заключалась в том, чтобы обучить украинских специалистов основам рыночной экономики, скоординировать процесс реформ в нужном направлении, помочь сформировать необходимую правовую базу. Достигли они своей цели или нет, покажет время. Во всяком случае успех реформ в первую очередь зависит от самих украинцев.

Так в чем же основная причина того, что программа реформирования энергетики, разработанная на основе лучшего мирового опыта, при помощи авторитетных консалтинговых фирм и специалистов международного класса дает сбои?

Прежде всего в том, что любые стратегии требуют постоянной координации, основанной на всестороннем анализе текущих процессов и перспективных исследованиях. Однако детального анализа практических результатов применения новых рыночных инструментов с последующей их доработкой проведено не было. Практически не проводятся серьезные стратегические перспективные исследования, которые должны быть основой при разработке любых программ реформирования. Разработка различных приемов, представляемых как стратегия, на самом деле использовалась как ширма, за которой решались отдельные проблемы и нередко реализовались личные или корпоративные интересы. И все это происходит на основе недоработанной нормативной и правовой базы. Поэтому начавшаяся было формироваться стратегия реформирования электроэнергетики в условиях ухудшающейся экономической ситуации переродилася в отдельные тактические шаги, направленные только на попытки удержать ситуацию.

Рынок — многоуровневая система со многими взаимосвязанными составляющими, и как всякая сложная система он испытывает постоянные колебания. При определенном воздействии в такой системе может возникнуть резонанс, разрушающий ее. В экономике это называется кризисом. Для нейтрализации таких процессов, особенно в периоды кардинальных реформ, необходимо использовать продуманное госрегулирование, основанное на постоянном контроле и всестороннем анализе хода реформ. Элементарное несоблюдение этих принципов приводит к результатам, противоположным задуманным.

Например, отсутствие определенных законодательных норм при либерализации рынка электроэнергии в условиях неплатежей потребителей вылилось в проблему постоянной нехватки у предприятий отрасли оборотных средств. Это, в свою очередь, привело к крупномасштабной бартеризации взаиморасчетов, и дискредитации понятия о стоимости электроэнергии, которая сложилась на самом деле не как стоимость товара, а как стоимость долговых обязательств. И в конечном итоге — к экономически не обоснованному снижению цены на электроэнергию для потребителей и колоссальному ущербу для производителей электроэнергии и топлива. Вот тогда «рыночный маятник» качнулся в другую сторону.

Правительство Украины прибегло к жестким административным мерам, направленным на качественное изменение условий расчетов за электроэнергию и энергоносители, что привело, в частности, к резкому сокращению количества и участников энергорынка, и значительно сузило возможности обеспечения функционирования отрасли. Были созданы такие условия, когда независимые поставщики электроэнергии, игравшие особую роль в функционировании и построении энергорынка, оказались вне рынка. Положительный результат был достигнут — воссоздано понятие о реальной цене электроэнергии, вполне естественно, что эта цена поднялась, а лучше сказать — приблизилась к реальной.

Но какой ценой это было достигнуто? Такие проблемы, как вывоз отработанного ядерного топлива, качество и количество органического топлива, электротехнического и электроэнергетического оборудования, запасных частей для ремонтов энергетической техники, решаемые ранее субъектами предпринимательской деятельности — законными членами оптового рынка электроэнергии, сегодня еще более обострились. Отрасль материально и морально деградирует.

Таким образом административное регулирование, решающее только отдельные задачи по преодолению кризиса, постоянно усугубляет его. Перманентная так называемая ротация кадров не только не обеспечивает преемственности, но и делает из руководителей министерств и ведомств временщиков, вынужденных жить сегодняшним днем. Мы знаем, что эти люди компетентные и работоспособные, но в такое положение ставит их сложившаяся система. Уверена, что пришло время задуматься о том, что административный и интеллектуальный потенциал государства необходимо беречь в интересах самого государства.

Итак, именно перерождение государственной стратегии реформ в многочисленные несогласованные программы преодоления кризиса и являются главной причиной его усугубления!

Каков же выход? Правительству необходимо сконцентрировать свое внимание на определении самой концепции стратегии реформирования энергетической отрасли. Но и сейчас можно с уверенностью сказать, что первоочередная задача этой стратегии состоит в необходимости реализовать весь имеющийся потенциал отрасли, не позволить ситуации выйти из-под контроля. Программой этой стратегии, в частности, должны быть предусмотрены выгодные государству и отрасли условия дальнейшей приватизации объектов электроэнергетики — такие, при которых значительная часть средств, полученных от приватизации, будет направлена на эти же объекты для качественного обновления основных фондов и создания условий для более эффективного функционирования этих объектов.

О пользе притока в страну иностранной валюты говорить нет необходимости, хотелось бы отметить только, что дополнительные денежные потоки в генерацию оживят также и угледобывающую промышленность. Имея дополнительный и надежный источник средств, предприятия электроэнергетики смогут финансировать инновацию отрасли, используя при этом самые современные технологии.

Немаловажным аспектом принимаемой стратегии является проведение сбалансированной налоговой политики в отношении инноваций отрасли. При этом речь не должна идти о льготах для отдельных структур, использующих эти льготы в недобросовестной конкуренции, а о целевом использовании предприятиями средств, перечисляемых в виде налогов, что также является эффективным фактором экономического роста.

Можно с уверенностью сказать, что как только появятся первые устойчивые тенденции правильного направления проведения реформ, подкрепленные соответствующей правовой базой, приток иностранного инвестиционного капитала в Украину резко возрастет, появится солидный инвестор и в электроэнергетике.

Перспектива освоения внешних рынков электроэнергии не может находиться вне общей стратегии и является с учетом структуры и географического положения энергосистемы Украины очень актуальной. Начинать освоение и расширение новых внешних рынков электроэнергии необходимо уже сейчас, чтобы в дальнейшем не быть на них беспомощными новичками. На ближайшую перспективу увеличению экспорта электроэнергии в направлении западных государств могут способствовать сооружение и эксплуатация вставок постоянного тока. Однако реализация такой возможности происходит неоправданно медленными темпами. Да, это дорогостоящий проект, который сегодня одной Украине не по карману. Тем более непонятна нерешительность Украины в вопросе создания украинско-российского консорциума по совместному экспорту электроэнергии в страны Центральной и Западной Европы посредством применения вставок постоянного тока как технического средства, расширяющего возможности увеличения экспорта, а значит, и освоения новых европейских рынков. С экономической точки зрения, а также с учетом стратегических перспектив, этот проект даже более выгоден Украине, чем России, так как сооружение вставки постоянного тока планируется на территории Украины.

Но отсутствие четкой стратегии Украины приводит к тому, что ответных шагов с нашей стороны не наблюдается. Мы топчемся на месте, все более ухудшая свой имидж и забываем о том, что поставки на Запад могут пойти через другие страны. Хотелось бы видеть Украину в этом проекте более активной участницей с выработанной стратегией. Получается, что у Украины есть стратегические партнеры, но нет самих стратегий.

Несмотря на крайне сложную для страны ситуацию, Украина имеет реальную возможность выхода из кризиса. Одним из краеугольных камней, закладываемых в фундамент благосостояния нашей страны, должна стать стратегия развития энергетики Украины, выраженная в четкой программе действий. Участие в создании такой программы должны принимать все заинтересованные в этом стороны: Президент, правительство, парламент, министерства, общественные организации и коммерческие структуры.

Необходимо провести анализ оптимальной структуры энергопроизводства и энергопотребления;

должны быть разработаны оптимальные соотношения между мощностями атомной и тепловой генерациями, между объемами импортных и отечественных энергоносителей, между объемами производства электроэнергии для внутреннего потребления и экспортных поставок;

необходимо осуществить диверсификацию топливообеспечения, сделав основной упор на развитие отечественной топливной базы на основе применения методов экономического стимулирования, современных и перспективных технологий;

должна постоянно осуществляться программа энергосбережения;

должны быть оценены затраты, необходимые для проведения такой структурной перестройки, определены источники финансирования и проанализированы возможные последствия от реализации такой программы.

Результатами выполнения программы должно быть как минимум:

создание стимулов для повышения качества топлива, поставляемого на электростанции;

создание системы экономического стимулирования, а не системы давлений, в сфере расчетов за электроэнергию и энергоносители;

формирование залоговых механизмов, механизмов страхования и оптимизации вложений; создание стимулов для уменьшения себестоимости электроэнергии;

создание саморегулируемой системы функционирования электроэнергетического комплекса, основанной на принципах рыночной экономики регламентированных соответствующей правовой базой;

постоянный анализ состояния и прогнозирование тенденций в сфере электроэнергетики.

В заключение приведу слова Д.Гиббонса: «Реформа должна исходить изнутри, а не приходить извне». В электроэнергетике это касается реформирования на всех уровнях — от государственного до уровня самого мелкого потребителя. И, конечно, программы реформирования невозможно успешно реализовать без изменения нашего собственного мировоззрения, которое является основой при определении стратегий.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно