Стратегия нефтепродуктообеспечения как составляющая энергетической безопасности Украины

29 апреля, 2009, 14:35 Распечатать

Исследуя причины проблем украинского нефтегазового комплекса, американские ученые Эдвард Чау и Д...

Исследуя причины проблем украинского нефтегазового комплекса, американские ученые Эдвард Чау и Джонатан Елкинд пришли к выводу, что современное состояние энергетического сектора Украины представляет опасность как для самой страны, так и для ее соседей (The Washington Quarterly, January 2009, p. 77—92).

Сегодня залогом роста экономики большинства стран мира является полное обеспечение потребностей в высококачественных горюче-смазочных материалах. Поэтому эти страны имеют развитую нефтепереработку, в основном ориентированную на импортное сырье. Совершенно иная ситуация сложилась в Украине, где государство вместе с владельцами нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в условиях хронического дефицита инвестиций демонстрирует стойкую невосприимчивость к инновациям в нефтяном секторе, определенным правительством в принятых в предыдущие годы разных директивных решениях.

Именно поэтому не был достигнут уровень контрольных цифр «Национальной энергетической программы Украины до 2010 года» по росту добычи нефти с газовым конденсатом до 4134 тыс. тонн на суше и 2468 тыс. тонн на море, а также увеличению глубины переработки нефти до 75%. За минувшие годы не построен ни один комплекс по глубокой переработке нефти, а то, что было сделано на НПЗ (по две установки изомеризации и производства метил-трет-бутилового эфира), не способствует кардинальному решению проблемы. Поэтому и принятое Минтопэнерго Украины постановление о переходе НПЗ с 1 января 2008 года на производство моторных топлив в соответствии со стандартами Евросоюза столкнулось с немалыми трудностями и выполняется лишь частично.

В соответствии с Энергети­ческой стратегией Украины на период до 2030 года предполагается рост добычи нефти до 5,8 млн. тонн и глубины ее переработки — до 85%. Пока при нынешних темпах развития отрасли выход на такие скромные показатели представляется нереальным.

Вообще в Украине по сравнению с другими странами Органи­зации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не в пол­ной мере используют преимущества нефти как основного в мировом топливно-энергетическом комплексе первичного энергоносителя, что сказывается прежде всего на стратегии нефтепродуктообеспечения. Так, потребление нефти ежегодно сос­тавляло 15,3 млн. тонн, или 11,3% от общего объема энергоноси­телей, тогда как в мире этот показатель равен 35,6%, в странах ЕС — 25—40,4 и в бывшем СССР — 17,8%. В таких условиях собст­венные потребности Украины удовлетворялись в значительной степени за счет импорта нефти и нефтепродуктов, что негативно ска­зывалось на энергетической безопасности государства и экономики в целом. В импорте нефтепродуктов доминируют моторные топлива, что можно рассматривать как следствие дефицита высоких техно­логий глубокой переработки неф­ти. Этим также можно объяснить большие объемы экспорта мазута (см. табл.).

Мировой кризис сопровождался сокращением переработки нефти в Украине с 13,8 млн. тонн в 2007 году до 10,5 млн. — в 2008-м, или на 24,9%, в том числе за счет падения импорта на 3,56 млн. тонн, или на 35,7%, и поставок украинской нефти — с 3811,5 тыс. тонн до 3645,5 тыс., или на 4,4%, соответст­венно. Вместе с тем за 2008 год по сравнению с 2007-м наблюдался рост импорта основных нефтепродуктов: автомобильных бензинов — на 997,2 тыс. тонн, или на 82,8%, дизельного топлива — на 1083,1 тыс., или на 50,2%, и мазута — на 121,6 тыс. тонн, или на 14,5%.

Анализ данных показал, что в Ук­раине объемы импорта нефти и нефтепродуктов одинаковые, в то время как в США соотношение неф­тепродуктов и нефти в их импорте составляет 34%, в странах Евро­пы — 27, Китае — 24,4 и Японии — 21%. Таким образом, страны ОЭСР значительную часть потребностей в нефтепродуктах удовлетворяют за счет импорта нефти, которую они перерабатывают на своих НПЗ, что экономически более обоснованно, нежели пути решения этой проблемы в Украине.

В рыночной экономике важным показателем считают цены, которые в Украине в среднегодовом измерении по импорту нефти в 2008 году достигли 686,3 долл./тонна (462,4 долл./тонна в 2007 году), автомобильных бензинов — 879,1 долл./тонна (686,7 долл./тонна), дизельного топлива — 877 долл./тонна (576,7 долл./тонна) и мазута — 616,3 долл./тонна (403,6 долл./тонна). Поэтому, если сравнивать объемы импорта нефти и нефтепродуктов в стоимостном выражении, то будут преобладать последние.

Общий экспорт нефтепродуктов в Украине в прошлом году соста­вил 3,65 млн. тонн, в том числе автомобильных бензинов — 0,24 млн. тонн, дизельного топлива — 0,72 млн. и мазута — 2,7 млн. тонн. При этом следует отметить доминирование мазута в экспорте нефтепродуктов. Это объясняется отсутствием необходимых мощностей установок глубокой переработки на отечественных НПЗ, что делает невозможным его использование в больших объемах. В странах Запада, наоборот, наблюдается противоположная тенденция: обычно в большом количестве импортируют мазут с целью переработки его на собственных НПЗ в светлые неф­тепродукты.

Так, в Украине в 2008 году при переработке нефти на НПЗ в объеме 9695,5 тыс. тонн на бензины приходилось 28,5%, дизельное топливо — 31 и мазут — 22,7%. Высо­кий выход мазута в условиях роста цены обуславливает низкую загруженность производственных мощностей в объеме 19,2% в 2008 году (25,4% в 2007-м), в том числе по АО «Укртатнефть» — 14,5% (30,1%), АО «Херсоннефтепереработка» — не работает, АО «Одес­ский НПЗ» — 72,9 (0,3), АО «НПК «Галичина» — 17,3 (20,1), АО «Нефтехимик Прикарпатья» — 12,2 (33,2) и АО «Линос» — 25,4% (35,3%). При этом соответствующий показатель по НПЗ в США равен 86,1%, странах Европы и Азии — 83,2%, в том числе в Китае — 87,4 и Японии — 85,7%.

Таким образом, при условии модернизации (по типу западноевропейских) и украинских НПЗ, мощность которых составляет 51,31 млн. тонн, в том числе АО «Укртатнефть» — 18,62 млн. тонн, АО «Херсоннефтепереработка» — 7,09 млн., АО «Одесский НПЗ» — 2,8 млн., АО «НПК «Галичина» — 3,22 млн., АО «Нефтехимик Прикарпатья» — 2,6 млн., АО «Линос» — 15,98 млн. тонн, они способны обеспечить отечественные потребности в широком ассортименте нефтепродуктов и значительную часть экспортировать за границу.

Отечественные и зарубежные специалисты причинами этих проблем склонны считать такие субъективные факторы: частичный переход отрасли к рыночным отношениям, хроническую нехватку инвес­тиций как следствие неэффективной приватизации украинских НПЗ, непрозрачное принятие политических решений. Результа­том стагнации нефтяной и нефтепе­рерабатывающей отрасли следует считать ее законсервированную пос­ле 17 лет независимости отсталость и слабое развитие в переходном периоде. К тому же не оправда­ло себя в полной мере создание государственной компании «Нафтогаз Украины», у которой, по мнению американских ученых, раздутые штаты, большая задолженность, а также заполитизированное и крайне неэффективное руководство.

Кроме того, важным негативным фактором следует считать отсутствие реальной национальной программы создания на НПЗ современных комплексов глубокой переработки нефти, которую необходимо поставить под жесткий контроль правительства. Проекты глубокой переработки нефти должны стать национальными, а их выполнением должен руководить член правительства, которому была бы подотчетна группа ответственных исполнителей. Рассмотрев причины негативов в нефтяной отрасли, эксперты вместе с тем указывают на ряд факторов, которые могли бы способствовать дальнейшему ее развитию. К ним относятся следующие: наличие в нефтяном комплексе специалистов высокой квалификации и более чем столетний опыт в добыче, транспортировке и переработке нефти. К этому можно добавить выгодное географическое расположение страны с выходом к морям и построенную в разные годы одну из самых крупных в Европе разветвленную транспортную инфраструктуру (нефте- и нефтепродуктопроводы, нефтяные терминалы и гавани в Одессе, Херсоне и Феодосии) и шесть нефтеперерабатывающих заводов.

Хотя проблема квалификации украинских специалистов и существует, но не всегда компании — заказчику управления проектами необходимо и целесообразно обращаться к западным инжиниринговым компаниям. Примером такого расточительства может быть технико-экономическое обоснование (ТЭО) модернизации Кременчугского НПЗ, для разработки которого руководство «Укртатнефти» обратилось к корейской фирме LG Engineering, взявшей в соисполнители компанию Nexawt. Ведь в Украине есть много научно-исследовательских институтов (НИИ НПО «МАСМА», Институт биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины, Нефтегазинформ, Совет по изучению производительных сил Украины при НАНУ и др.), а также проектные учреждения (ЛьвовГипронефтехим, УкрГипронефтехим и др.), имеющие богатый опыт в выполнении таких работ как в Украине, так и за рубежом. К тому же следует добавить, что это ТЭО так до сих пор и не внедрено на Кременчугском НПЗ.

Одним из приоритетных направлений реструктуризации отрасли в Украине следует считать технологическую модернизацию действующих НПЗ.

Отличие в технологической структуре определяет и значительное отличие в глубине переработки. В США и Канаде этот показатель равен 96%, в европейских странах находится на уровне 83—88%, в Японии составляет 81, в России — 71 и в Украине — до 70%.

В большинстве развитых стран на действующих НПЗ внедряются инновационные технологии, а в развивающихся странах строятся новые заводы.

С учетом проведенного анализа в Украине особого внимания заслуживает целесообразность прежде всего модернизации НПЗ небольшой мощности. Об эффективности этих заводов свидетельствует опыт широкомасштабной реконструкции Одесского НПЗ, начатой компанией «Лукойл» еще в июле 2005 года. После завершения первого этапа модернизации мощность первичной переработки возросла до 3 млн. тонн в год, глубина переработки нефти — до 78% в 2008 году, а выход светлых нефтепродуктов — с 38 до 52%. Эти достижения стали возможными в том числе благодаря внедрению западных технологий — установки изомеризации и висбрекинга (США).

В Украине нефтеперерабатывающие заводы работают с недозагрузкой, а некоторые из них просто простаивают, в связи с чем нет необходимости строить новые заводы.

ИБОХН НАН Украины в свое время разработал предложения по реконструкции Кременчугского НПЗ. Что касается реконструкции Лисичанского НПЗ, то фирма ТНК-ВР (владелец завода) сама выполняет соответствующие работы.

Наиболее актуальна модернизация старых и маломощных заводов в Херсоне, Надворной и Дрогобыче, которую нужно осуществить, не строя мощных и дорогих установок каталитического крекинга. На этих предприятиях целесообразно установки термического крекинга реконструировать в установки висбрекинга гудрона и вместо устаревших процессов коксования в кубах внедрить установки замедленного коксования.

С целью производства достаточных объемов бензинов А-95 и А-98 следует построить установку изомеризации типа АИ-1508 и установку производства этил-трет-бутилового эфира.

Бензин-изомеризат и этил-трет-бутиловый эфир — это низкокипящие вещества, которые имеют высокие октановые числа и являются ценными компонентами высокооктановых бензинов. При получении высокооктановых бензинов есть смысл также использовать как компоненты пропиловые, бутиловые и амиловые спирты (эти спирты являются побочными продуктами спиртзаводов).

В Украине была возможность реконструировать нефтеперерабатывающую отрасль с помощью фирмы ЭКСОН (в начале 90-х годов прошлого века), но работники отраслевого министерства и Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины не согласились на сотрудничество.

На маломощных заводах в Херсоне, Надворной и Дрогобыче, аналогичных по заводской схеме, целесообразно начинать с реконструкции установок электрообессоливания и обезвоживания нефти, что даст значительные положительные результаты при дальнейшей переработке нефти. На отдельных заводах западных фирм применяют трехступенчатое обессоливание. Дополнительные капиталовложения здесь компенсируются снижением загрязнения, коррозии аппаратуры и отравлений катализаторов, что важно в дальнейших процессах переработки нефти и ее фракций. Очень важно при этом подобрать наиболее эффективные деэмульгаторы для конкретных видов нефти и их смесей.

Первичным процессом разделения нефти является атмосферная перегонка, в результате которой получают нефтяные газы, бензиновые, керосиновые и дизельные фракции.

Остаток от атмосферной перегонки — мазут — отбирают снизу атмосферной колонны, нагревают и подают в вакуумную колонну, где отделяют масляные дистилляты и гудрон.

На заводах западных фирм и многих заводах российских фирм установлены новые, более эффективные насадки, что позволяет получать топливные и масляные фракции более узкого фракционного состава.

Более узкие топливные и масляные фракции имеют значительные преимущества при переработке на установках риформинга, изомеризации, при получении реактивных и дизельных компонентов, при очистке масляных дистиллятов, а также при гидрокрекинге. Также эти компоненты имеют более высокие цетановые числа и температуры воспламенения и меньшее испарение.

Особенно необходимы узкие масляные фракции при переработке их методом гидрокрекинга при средних давлениях водорода (7—
8 МПа). Этот метод при средних давлениях позволяет получать дистиллятные масла с индексом вязкости 90—100 пунктов.

Зарубежные фирмы, используя новое вакуумное оборудование, создают в вакуумных колоннах остаточные давления около 10 мм ртутного столба, что дает возможность увеличить отбор вакуумного газойля на 30%, при этом конец кипения газойля доводится до 620°С.

При таком увеличении отбора газойля можно получать вакуумный остаток, из которого в случае дальнейшей переработки возможно получить вязкий (до 35 сСт при 100°С) остаточный компонент масла.

При применении сегодняшней технологии на украинских заводах можно получать остаточный компонент с вязкостью не более 20 сСт (при 100°С).

Риформинг. В последние десятилетия при процессе риформинга используют импортные катализаторы изомеризующего типа, поскольку по экологическим нормам в бензинах ограничивается содержание ароматических углеводородов. При этом концентрация ароматических углеводородов в товарных бензинах не должна превышать 42% (объемных), а бензола — 1% (объемный). Поэтому будущее за катализаторами риформинга изомеризующего типа. На современных установках риформинга в Украине применяют катализаторы именно такого типа.

Изомеризация. Изомеризацию нефтяных углеводородов применяют в основном при производстве изобутанов, изопентанов для повышения октанового числа легких бензиновых фракций (выкипают до 70°С). В качестве катализаторов используют платину или палладий на кислом носителе (оксид алюминия, алюмосиликаты); на сегодняшний день разработано много типов катализаторов металлцеолитного типа.

Для обеспечения долгосрочной эксплуатации катализаторов проводят предварительную гидроочистку сырья на алюмо-кобальт-молибденовых катализаторах от серы, азота, оксида углерода.

В странах СНГ эксплуатируются установки изомеризации типа АИ-150В. Продукты изомеризации используют прежде всего при производстве высокооктановых бензинов А-95 и А-98.

На сегодняшний день построены установки изомеризации на Лисичанском и Одесском НПЗ, также целесообразно построить их на Херсонском, Надворнянском и Дрогобычском НПЗ.

В США на долю гидрокрекинга в объеме мощностей вторичных процессов приходится около 15%. Гидрокрекингом при давлениях водорода 15—25 МПа на соответствующих катализаторах из дистиллятного сырья можно получать высококачественные базовые масла и топлива. Процессы гидрокрекинга конкурируют со старыми классическими методами, а во многих случаях значительно их превосходят.

Наибольшим недостатком процесса гидрокрекинга (гидрирования) является высокое давление и значительный расход водорода. Высокое давление требует использования дорогого оборудования (насосы, реакторы, трубопроводы и др.).

В предлагаемом новом процессе используется оборудование, работающее при относительно невысоком давлении водорода (7—
8 МПа) и требующее меньше водорода (примерно вдвое) на реакции. В целом это способствует получению более дешевых продуктов. Есть у этого процесса и недостаток — в качестве сырья гидрокрекинга необходимо использовать более узкие (тридцатиградусные) фракции нефтяного дистиллятного сырья. Получение сырья для гидрокрекинга (узкие фракции) и перегонка гидрогенизатов требуют использования колонн четкой ректификации.

Для получения базовых масел на заключительной стадии переработки нужно использовать каталитическую депарафинизацию вместо депарафинизации селективными растворителями (установка каталитической депарафинизации масел работает на Кременчугском НПЗ). Если во время гидрокрекинга использовать изомеризующий катализатор, то можно не применять каталитическую депарафинизацию (для этого необходимо провести соответствующие эксперименты).

Производство узких нефтяных фракций на современных зарубежных заводах стало обычным явлением. Там для этого используют новые типы ректификационных колонн и насадок, более глубокий вакуум, дополнительные испарительные колонны и пр.

Отечественные специалисты могут спроектировать вакуумные колонны, на которых можно будет получать вышеупомянутые узкие фракции.

Гидрокрекингом тяжелых узких фракций дизельного топлива с дальнейшим распределением гидрогенизатов на узкие фракции можно получать гидроочищенные компоненты дизельного топлива с повышенным цетановым числом, низким содержанием серы и при выходе на гидрогенизат 72—76%.

Образующиеся при этом более легкие фракции могут быть использованы как качественные компоненты реактивного топлива и топлива для газотурбинных установок и т.п.

Для внедрения в эксплуатацию вышеупомянутого метода гидрокрекинга масляных и топливных дистиллятов узкого фракционного состава лучше всего сделать вот что: купить за границей установку для четкой ректификации нефтяного сырья и гидрогенизатов и типовую установку гидроочистки, которая может работать при давлениях водорода 7—8 МПа. Последнюю необходимо переоборудовать для гидрокрекинга узких масляных и топливных фракций.

Необходимо также закупить соответствующий катализатор гидрокрекинга. Приобретенную установку гидроочистки при необходимости можно эксплуатировать по прямому назначению — для гидроочистки масел и топлива (в Украине существует острая потребность в процессах такого типа).

Внедрение на украинских заводах указанных процессов гидрокрекинга (при невысоких давлениях водорода) масляных и топливных фракций узкого фракционного состава позволило бы производить свыше 200 тысяч тонн в год базовых масел и около миллиона тонн обессеренных средних и тяжелых компонентов дизельного топлива с повышенным цетановым числом.

Висбрекинг — это термическое разложение в мягких условиях атмосферных и вакуумных остатков с целью снижения их вязкости и увеличения производства дистиллятов, происходящее в реакционных камерах. Сырье подается в печь и в зависимости от типа сырья на выходе (из печи) температура колеблется в пределах 490—540°С при давлении 0,8—3,6 МПа.

При висбрекинге гудрона, содержащем 4% серы, получают примерно такой состав нефтепродуктов: сероводород — 0,2%, газ С1-С4 — 2—3, бензиновая фракция — 5—7, керосино-газойлевая фракция — 50—55, крекинг-остаток — 38—42%.

Опыты показали, что приемлемой является такая глубина крекинга, при которой крекинг-остаток имеет в 2—2,5 раза более высокое коксование по Конрадсону, чем сырье.

В России эксплуатируется несколько установок по висбрекингу, где получают относительно маловязкие компоненты котельного топлива и дистиллятные продукты — бензиновые и керосино-газойлевые фракции как компоненты топлив — газотурбинных, котельных, печных и т.п. Западные фирмы довольно широко внедряют на своих заводах процессы висбрекинга и гидровисбрекинга. Дистиллятные фракции от этих процессов, как правило, проходят дальнейшую переработку каталитическими процессами в присутствии водорода с целью получения высококачественных продуктов — компонентов топлив и масел.

Процесс висбрекинга позволяет углубить дальнейшую переработку нефти, получить дополнительно компоненты бензина, дизельного топлива, масел, печного топлива и т.п.

Коксование. Среди термических процессов, обеспечивающих дополнительный выход дистиллятных продуктов, важное место занимает коксование. Замедленное коксование является самым распространенным его видом.

В нижней части колонны образуется смесь сырья с рециркулятом, которая называется вторичным сырьем. Эту смесь нагревают в трубчатой печи до 480—510°С и подают в коксовую камеру. В камере происходит глубокий крекинг сырья. Пары продуктов разложения поступают из камеры в колонну, а более тяжелый остаток накапливается в камере.

При коксовании гудронов плотностью 1020—1065 кг/м3  коксованием по Конрадсону 22—27% можно получить примерно такой состав продуктов: газы — 7,9—9,0%, бензиновая фракция — 11,0—12,6, газойлевые фракции — 44—51, кокс — 28—36%.

Благодаря процессу коксования из малоценных остаточных компонентов получают дистиллятные фракции и кокс. Дистиллятные фракции могут использоваться как компоненты топлива для газотурбинных установок, а также котельных, печных топлив и т.п.

После гидрооблагораживания на установках гидропроцессов дистилляты от коксования могут использоваться как высококачественные компоненты бензинов, дизтоплив и масел.

На Кременчугском НПЗ в 80-х годах прошлого века запустили в производство по американской технологии беззольную диспергирующую присадку «Днипрол-40». Мощность установки — 20 тыс. тонн в год. В данный момент установка не работает.

Если бы эту присадку производили, то Украина не только бы обеспечила собственные потребности в ней (около 5 тыс. тонн в год), но и 15 тыс. тонн могла бы экспортировать, прежде всего в Россию, и взамен импортировать необходимые Украине сульфонатные, алкилсалицилатные, диалкилдитиофосфатные присадки, полимерные загустители и депрессаторы.

Кроме этого, на одном из украинских заводов целесообразно организовать производство диалкилдитиофосфата цинка (присадка типа ДФ-11), входящего в состав почти 80% товарных моторных масел. Производство этой присадки в Украине обеспечено собственным сырьем — спиртами (бутиловые, пропиловые, амиловые) и оксидом цинка ZnО. Необходимо только закупать за рубежом пятисернистый фосфор (P2S5). В Украине есть квалифицированные специалисты, в свое время принимавшие участие в налаживании производства этой присадки на российских заводах. Цена отечественной присадки была бы вдвое ниже импортных аналогов.

На Дрогобычском исследовательском заводе в небольших объемах производили среднещелочную алкилсалицилатную присадку «Детерсол-140». Теперь это производство приостановлено. Исходя из потребности, целесообразно восстановить производство этой присадки, укрупнив мощность установки на 20—30%. На этом же заводе в небольших количествах производили также эффективную антиокислительную присадку «Борин». Она представляет собой модифицированную основу Манниха, получаемую конденсацией алкилфенолов гексаметилентетрамином (или аммиаком и формальдегидом) в масле. Присадка сначала применялась в компрессорном масле МГД-14М (ТУ 38 101930-83). Со временем ее стали использовать в моторных трансмиссионных и индустриальных маслах. Исходя из этого, целесообразно восстановить ее производство на одном из предприятий отрасли.

С учетом существующих в Украине проблем использования «малых» НПЗ особого внимания заслуживает опыт Польши. Так, переход нефтеперерабатывающей отрасли этой страны на рыночные отношения сопровождался созданием современных НПЗ (в городах Плоцк и Гданьск) на уровне лучших западноевропейских предприятий, а также эффективным использованием своих южных НПЗ в г. Ясло (построен в 1888 г.), Че­ховице (1896 г.), Эдличе (1899 г.) и Горлице (1901 г.). Важным направлением их развития было сотрудничество с известными нефтяными компаниями Запада: производство смазочных материалов на Чеховицком НПЗ (на совместном с французским концерном Elf предприятии); модернизация НПЗ в г. Ясло при техническом сотрудничестве с французской фирмой Emulbitume (установка по оксидации асфальтов и асфальтовых эмульсий, освоение нового производства по переработке отходов синтетических материалов и смазочных масел; освоение уникальной установки гидрокрекинга на НПЗ компании «Глимар» (Горлице); внедрение итальянской технологии VISCOLUBE по гидроочистке отработанных масел мощностью 80 тыс. тонн в год и французской технологии на установке мощностью 60 тыс. тонн в год на НПЗ «Эдличе», признанном лидере по регенерации отработанных масел. Важным решением правительства Польши, способствовавшем дальнейшему развитию нефтепереработки, было создание новой отраслевой структуры — группы «Лотос», куда вошли Гданьский НПЗ и три завода на юге страны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно