Страховая «обязаловка» никак не станет обязательной. И в новом году еще не запрещено водить авто без полиса

Поделиться
Хотя по Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев назе...

Хотя по Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» этот вид страхования вступил в силу с 1 января 2005 года, реально водитель даже при большом желании не может купить этот полис. Более того, и в течение 2005 года этот вид страховки может остаться сугубо добровольным, как и предыдущие девять лет.

Что такое ОСГПО?

Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСГПО) — это цивилизованный способ защитить пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях от безответственности виновников аварии. Ведь виновник должен компенсировать потери пострадавшему, но не всегда это происходит на практике. Он может быть финансово несостоятельным (вспомните анекдоты о «Запорожце» и «Мерседесе») или просто будет находить любые причины, чтобы не платить деньги. Страховка гражданской ответственности переносит обязанность возместить ущерб с виновника на страховую компанию. Но чтобы страховая компания заплатила деньги пострадавшему, она предварительно должна собрать средства со всех граждан, которые могут стать виновниками ДТП (то есть с владельцев автомобилей).

Второе рождение «автогражданки»

Всеобщее страхование гражданской ответственности автовладельцев существует практически во всех странах Европы, а также в России и Белоруссии. Более того, ОСГПО уже восемь лет действует в Украине! Данный вид страхования закреплен в Законе «О страховании» от 07.03.1996 г. (с изменениями и дополнениями) и введен в действие с 1 января 1997 года постановлением Кабинета министров №1175 от 28 сентября 1996 года. Этим документом принят порядок соответствующего страхования, но дальше дело не пошло. Ведь в нашей стране любой указ может стать обязательным только в том случае, если за его отсутствие будет предусмотрена ответственность, например штраф. Без такого «кнута» отечественных водителей трудно убедить тратить деньги на страховку. Кроме того, в «основном законе» водителей — Правилах дорожного движения — «обязательность» страховки не закреплена (в редакции ПДД от 1.01.2002 года сказано, что водитель должен иметь при себе полис только в том случае, если он его купил). Соответственно, автомобилисты могли трактовать ПДД таким образом, что если договор страхования не был заключен, то и проверять его у ГАИ нет законных оснований.

Нет полиса — штраф

Вступивший в силу с 1 января 2005 года Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» сделал серьезный шаг для того, чтобы ОСГПО стало обязательным — в Законы «О дорожном движении», «О милиции» и Кодекс об административной ответственности внесены соответствующие пункты — полис становится обязательным, его наличие могут проверять работники ГАИ, а за его отсутствие предусмотрен штраф. Тем не менее не все меры приняты для того, чтобы автомобилисты начали покупать полисы. По-прежнему не внесены соответствующие дополнения в Правила дорожного движения (это компетенция Кабмина), да и размер штрафа чисто символический — от 8,5 до 17 гривен. Такая ответственность водителей не сильно пугает — ведь законопослушного автомобилиста работник ГАИ останавливает 5—10 раз в год. Даже если при этом каждый раз водитель будет расставаться с 10 гривнями штрафа, это все равно дешевле, чем покупать полис ОСГПО за 200—700 гривен.

Впрочем, работникам ГАИ новый закон также предоставляет возможность для злоупотреблений. Так, данным документом вносятся дополнения в Кодекс об административных правонарушениях о введении штрафов за отсутствие полиса ОСГПО с 1 января 2005 года, хотя тем же законом ответственность за отсутствие страховки предусмотрена только с 1 апреля 2005 года. Таким образом, госавтоинспекторы имеют формальное право выписывать протоколы за отсутствие полисов уже с нового года. Впрочем, суды вряд ли вынесут решение по взысканию штрафа по такому протоколу.

Полисов не существует в природе

Закон «Об обязательном страховании…» вступил в силу, но законопослушных водителей ожидает разочарование — ни один из нескольких сотен страховщиков не сможет им продать страховку. Дело в том, что лицензии на право заниматься страхованием гражданско-правовой ответственности первые шесть компаний получили только на прошлой неделе. Но и эти компании даже при большом желании пока не смогут продавать полисы — бланки будут напечатаны и выданы страховщикам не ранее чем 25 января.

Решающим шагом для полноценного введения в действие Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» стало принятие и регистрация в Минюсте лицензионных условий по обязательному страхованию гражданской правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Согласно условиям, страховщик, планирующий получить лицензию на данный вид страхования, должен осуществлять деятельность по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев наземного транспорта и/или страхование наземных транспортных средств не менее двух лет. Страховая компания также должна иметь запас платежеспособности, быть безубыточной, не иметь долгов перед Моторно-транспортным страховым бюро. Чтобы получить лицензию на данный вид услуг, страховщику необходимо внести в фонд защиты потерпевших гарантийный взнос в размере не менее 100 тыс. евро. Компания также обязана обеспечить возможность отработки претензий от потерпевших на всей территории Украины. Для этого у нее должны быть в каждой области отдельные подразделения или договор с другой фирмой, у которой такие подразделения существуют.

Исходя из таких условий, уже сегодня Госфинуслуг рассматривает заявки на получение лицензии двух десятков страховщиков. Ожидается, что общая численность выданных лицензий до конца 2005 года может составить пять-шесть десятков.

И опыт — сын ошибок трудных…

Исходя из опыта России, где такой же вид страхования вводился год назад, представители отечественных страховщиков надеются, что главной проблемой для них скоро станет пропускная способность отделений и агентов по оформлению полисов. Каждый из страховщиков готовится получить свой «кусок пирога», который оценивается экспертами в 3—7 миллиардов гривен. Но пойдут ли к ним деньги автомобилистов? И смогут ли страховые компании компенсировать ущерб, который они готовы взять на себя? Мнение украинских автомобилистов по этому вопросу полностью расходится с надеждами страховщиков…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме