Страхование XXI века, или о Тенденциях развития страхового рынка Украины

Поделиться
Чтобы прорваться Украинский страховой рынок — один из наиболее перспективных с точки зрения потенциала развития...

Чтобы прорваться

Украинский страховой рынок — один из наиболее перспективных с точки зрения потенциала развития. Страхованием как финансовой услугой сегодня пользуется незначительная часть населения. Точных данных о востребованности страховых услуг в Украине нет. По оценкам некоторых экспертов, покрытие страхового поля в Украине составляет 3—5%, в то время как в странах Западной Европы — свыше 96%.

Такая низкая популярность страхования у населения объясняется недоверием к этой финансовой услуге, а также очень низким уровнем знаний о ней. Чтобы привлечь рядового украинца в ряды страхователей, страховым компаниям нужно действовать в двух направлениях — предоставлять услуги высокого качества и активно популяризировать их среди населения.

Акцент на качестве

Сегодня, в условиях высокой конкурентности страхового рынка, наметились положительные тенденции в развитии сервисной составляющей страховой услуги. Уже никого не удивишь контакт-центрами, обслуживающими клиентов круглосуточно, электронными калькуляторами для расчета страховых платежей на сайтах компаний, интернет-продажей страховых продуктов с семи утра и в выходные дни. Многие страховщики имеют разветвленную агентскую сеть, службу аварийных комиссаров и ассистирующие компании.

Как обеспечить страховую услугу высокого качества? Во-первых, путем постоянного совершенствования классических страховых продуктов с целью привлечь клиента и предложить договор страхования, подходящий именно ему. Во-вторых, постоянно улучшая сервисную составляющую страховой услуги.

Сегодня страховые компании идут путем расширения маркетингового окружения своих продуктов. Ведь придумать что-то новое на этом рынке почти нереально. «Страхование — очень древняя услуга, поэтому найти новый страховой продукт, который будет отличаться от предложений конкурентов, очень сложно. Тенденции, которые наблюдаются сегодня, — это улучшение качества страховой услуги, увеличение доли сервисной составляющей, — убежден председатель правления «Службы страхования 611» Юрий Калениченко. — Так, например, наша компания делает акцент на качестве коммуникаций с клиентами и скорости выплат при наступлении страхового случая».

Сокращение штатов

Когда страховые компании перестанут «размножаться»? Вопрос, волнующий сегодня, в первую очередь, самих страховщиков. Сегодня в Украине зарегистрировано 482 страховые компании. Это явно мешает рынку: компаниям тяжело выделить свои преимущества среди многочисленных коллег, а потребителю сложно сделать выбор, какое из предложений подойдет именно ему.

В существующей системе регистрации и учета страховых компаний страхователю не разобраться, кто из страховщиков работает реально, а кто только существует на бумаге. Среди работающих явно выделилась десятка лидеров, занимающих 40% рынка. Есть также компании, которые созданы с целью оптимизации бизнеса учредителей. Многие компании аффилированы с банками и ФПГ.

Такое количество страховых компаний — это много или мало для Украины? Скажем, в Польше, которая по страховым платежам и качеству страховых услуг существенно опережает нашу страну, их 64, в Венгрии — 26, в Молдове — 33, в Беларуси — 22, в Грузии — 15, в Армении — 13. И только в России из всех стран восточноевропейского региона на начало года было зарегистрировано 918 страховых компаний — так ведь и масштабы страны совсем другие!

«Некоторые страховщики прогнозируют уменьшение количества страховых компаний в Украине до 50 уже через три-пять лет, — говорит председатель правления «Службы страхования 611» Юрий Калениченко. — Я не думаю, что такой темп изменений на рынке будет возможен, но тенденция к укрупнению игроков страхового бизнеса очевидна».

Укрупнение финансов

Передел и укрупнение страхового рынка будут обусловлены и действиями государства. Проект новой редакции закона «О страховании» уже попал в стены Верховной Рады. Согласно документу, в два раза повышаются требования к минимальному размеру уставного фонда страховщиков: для рисковых компаний — до 2 млн. евро, для компаний по страхованию жизни — до 3 млн. евро. Принятие закона усложнит жизнь мелким страховщикам и сделает более дорогим создание новых компаний.

Эксперты считают, что увеличение уставных фондов, с одной стороны, адаптирует украинское финансовое законодательство к европейским стандартам, а с другой — станет барьером для создания так называемых кэптивных страховых компаний, поскольку в законопроекте прописано требование оплачивать их уставный фонд сразу при регистрации, не используя кредитные средства. Кстати, в Казахстане, где в начале 90-х годов прошлого века были повышены требования к капитализации и финансовой устойчивости страховщиков, около половины компаний закрылось.

Впрочем, некоторые эксперты к этим ожиданиям относятся скептически. Они уверены, что новые требования не станут чистилищем для кэптивных страховых компаний. Ведь для большинства из них 2—3 млн. евро для оплаты уставного фонда — это не те деньги, которые вынудят уйти из страхового бизнеса. Закроются или будут проданы только самые слабые кэптивные компании.

Страховая модернизация — в интересах клиента

Сегодня на страховом рынке Украины наметились тенденции к использованию современных технологий в области организации управления бизнесом, а также новых информационных технологий. Опыт работы показал, что покупка страховых компаний как клиентских баз, серьезные инвестиции в бизнес и немалые бюджеты на продвижение продукции — это еще не все, чтобы стать лидером рынка. Менеджеры компаний и собственники осознают, что структуры их компаний громоздки и неуправляемы, что пришло время менять культуру управления — внедрять в работу новые стандарты, автоматизировать процессы. Но еще не все понимают, как это сделать.

В сфере менеджмента крупные страховщики с иностранным капиталом, да и небольшие отечественные компании уже начали внедрять процессно-ориентированные подходы к управлению. «Благодаря внедрению инновационных технологий в управлении, снижению потерь в процессах, оптимизации работы страховой компании, системной работе по обучению персонала и повышению корпоративной культуры можно достичь серьезного улучшения качества услуг, предоставляемых клиенту, — считает председатель правления «Службы страхования 611» Юрий Калениченко. — И главное — существенно ускорить выплаты при наступлении страхового случая. У нас это делается за три-пять дней после формирования его доказательной базы».

Актуальна для страхового рынка и проблема обмена информацией между страховыми компаниями, госструктурами и профессиональными объединениями страховщиков. Такой обмен жизненно необходим для упреждения фактов мошенничества со стороны страхователей и улучшения качества обслуживания клиентов, особенно в случае ДТП. Без оперативных достоверных данных о результатах работы страховщиков в целом очень сложно принимать эффективные решения.

Качество обмена информацией может быть улучшено путем внедрения технологий управления информационными потоками. Над созданием необходимой законодательной и нормативной базы страховщики и государство будут работать вместе — соответствующее предложение уже направлено в Кабинет министров. В частности, предлагается расширить права и возможности страховщика на получение информации, связанной с предметом договора страхования и расследованием страхового случая. А также усилить ответственность за мошенничество в сфере страхования.

Страховой рынок выиграет, если его участники будут использовать единые базы данных, в которых не будет дублироваться информация, а обмен ею будет оперативным и без искажений.

Год нынешний, как и предыдущий

В целом темпы развития страхового рынка в 2008 году будут соответствовать темпам 2007-го. По прогнозам агентства «Кредит-Рейтинг», в 2008 году на первую двадцатку будет приходиться не менее половины страхового рынка. Нереализованный потенциал рынка обусловит дальнейшее вхождение в него зарубежных инвесторов, хотя и не так активно, как это было в 2007 году.

Что касается развития рынка, то, по мнению экспертов, он будет не менее активен, чем в предыдущие годы. Рост сборов страховых платежей ожидается на уровне 30%. Страховщики соберут 20—22,5 млрд. грн., в том числе в «классическом» сегменте — около 9,5 млрд. грн.

Как и прежде, рынок страховых услуг будет существенно зависеть от объемов авто- и ипотечного кредитования. Банки будут активно способствовать продажам тех страховых продуктов, которые связаны с кредитованием. Классическое банковское страхование, так называемый bankassurance — когда банк полноценно выполняет функцию страхового агента, — в Украине только начинает формироваться.

По прогнозам экспертов, низкий уровень знаний о финансовой услуге и отсутствие стимулов у населения к страхованию приведет, в частности, к тому, что страховщики в текущем году получат не более 15—20% платежей на добровольной основе. Остальное — доля обязательного страхования при осуществлении других сделок.

Большинство страховщиков сходятся во мнении, что в 2008 году страховые тарифы будут повышаться. Особенно в сегменте автострахования, что обусловлено ростом цен на услуги СТО и запчасти, а также большим количеством ДТП из-за отсутствия у большинства автолюбителей необходимого опыта вождения. Повышению тарифов будет способствовать и рост комиссионного вознаграждения банков, при которых аккредитованы страховые компании.

У населения в текущем году, по оценкам экспертов, по-прежнему будут пользоваться популярностью страхование машин, квартир, и только потом — здоровья и жизни.

Ліцензія Державної комісії з регулювання ринків
фінансових послуг України, серія АВ,
№299399, 299407, 299408, 299409
від 29.01.07

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме