Стоп спецмашина! Суд остановил процесс приватизации Криворожского железорудного

3 сентября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 3 сентября-10 сентября

Спецзаконы, спецконкурсы, спецназы в масках, наконец... Уж им-то, кажется, все под силу. Они обычно служат без сучка и задоринки...

Спецзаконы, спецконкурсы, спецназы в масках, наконец... Уж им-то, кажется, все под силу. Они обычно служат без сучка и задоринки. Однако на сей раз сбой таки произошел, и утверждения об окончании «сериала» с приватизацией ГАК «Укррудпром» оказались преждевременными. «Чрезвычайное событие» произошло 21 августа, когда государственный исполнитель отдела принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции, следуя решению суда, принял постановление №212/2, которым Фонду госимущества запрещено осуществлять передачу пакета акций ОАО «Криворожский железорудный комбинат» компании «Солайм» до разрешения спора по иску Юрия Деркача к Минпромполитики и ФГИ. Что это — временная остановка в пути или конец эры клубной прихватизации государственной, стало быть общенародной собственности?..

Летняя распродажа со скидками

За спецконкурсами по распродаже «лакомств» узкому кругу олигархов уже как-то позабыли о том, что никто не отменял общую схему приватизации, которая основывается на Конституции, законе «О приватизации государственного имущества», Государственной программе приватизации. Эта схема исходит из того, что госпредприятия, как ни банально это теперь звучит, все-таки принадлежат всему народу Украины. А посему… после корпоратизации и акционирования госпредприятия свой процент акций получает его трудовой коллектив. Все, что осталось, продается посредством открытых аукционов, конкурсов, на фондовых биржах... И покупателями, как это ни странно, могут быть граждане Украины, юридические лица (в собственности которых часть государственной собственности не превышает 25%) и даже иностранцы. Причем статья 15 закона о приватизации предполагает общедоступность и конкуренцию покупателей.

Если же уважаемому Фонду госимущества вдруг понравился кто-то из инвесторов и он захотел его привлечь на предприятие, то — нет проблем, будьте добры выкупить акции у их собственника, включая население. Схема не идеальна (ведь возможности у граждан Украины разные), но куда справедливее чем та, которую обкатали сегодняшние продавцы и покупатели, оттеснившие всех мыслимых и немыслимых конкурентов положениями спецзаконов и «деликатными» условиями приватизационных спецконкурсов. Ее реализация, по крайней мере, позволила бы избежать гиперконцентрации капитала в руках олигархов — фаворитов приватизации (на фоне нищеты подавляющего большинства населения страны) и создала бы предпосылки для зарождения среднего класса.

Тогда не пришлось бы сетовать, что не самое богатое в мире государство в очередной раз продешевило. Не секрет, что в случае с Криворожским железорудным комбинатом потери от продажи по некоторым оценкам составляют до 200 млн. долл. (Хотя надо еще подсчитать, сколько в результате ежегодно будет недополучать от такой сделки государственный бюджет.) Зато справились со сделкой быстро — как сказал известный киноперсонаж, «без шума и пыли», — несмотря на то, что провели ее в самый разгар отпускного сезона.

Впрочем, эксперты хором утверждают, что в такой спешке заключен особый смысл. Ведь еще весной парламент намеревался включить КЖРК в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации. Существует и соответствующий законопроект. Однако не успели народные избранники — поспешили на каникулы. Цена: государство чуть не потеряло прибыльное предприятие, обеспечивающее львиную долю (в настоящее время около 3/4) добычи богатой железной руды в стране.

В узком кругу ограниченных клиентов

Спору нет, печально известный специализированный закон «Об основных условиях приватизации «Укррудпрома» использовали на 100%. (Специализированное законодательство, как известно, имеет преимущество перед общим.) Однако Конституцию еще никто не отменял. А между прочим, процедура спецконкурсов лишает права граждан Украины распоряжаться общенародной собственностью. Лишает их права равенства перед законом (ст. 13). И создает привилегии одним за счет других (ст.24). Естественно, работы судьям добавилось, ведь никто не может быть противоправно лишен права собственности (ст. 41).

Если бы общая схема работала, то помимо фаворитов приватизации нашлось бы достаточно желающих на приобретение акций рентабельных предприятий. Не пришлось бы прибегать к конкурсу с ограниченным участием по продаже КЖРК. Похоже, для судей статьи Конституции — это весомый аргумент. Вот и посыпались иски граждан к Минпромполитики и Фонду госимущества, жалобы представителей трудового коллектива.

Однако, по мнению юристов, аргумент этот отнюдь не единственный. В частности, они обращают внимание на ст.5 закона о приватизации, согласно которой приватизации не подлежат объекты, имеющие общегосударственное значение. К числу последних п.2 отнесены объекты, контроль за деятельностью которых со стороны государства «гарантирует защиту граждан от последствий влияния неконтролированного изготовления, использования или реализации опасной продукции, услуг или опасных производств». А ведь не секрет, что добыча железной руды на КЖРК осуществляется с использованием взрывчатых веществ.

Кроме того, еще нужно выяснить, имел ли право старый состав Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, полномочия которого закончились в декабре 2003 года, регистрировать эмиссию акций ОАО «Криворожский железорудный комбинат». На этот счет существуют серьезные сомнения даже у специалистов. Если они подтвердятся и в результате акции окажутся не обеспеченными собственностью, то что же тогда продавали?

Тем не менее, по результатам специального конкурса с ограниченным участием, 4 августа ФГИ заключил договор с ООО «Солайм» о купле-продаже пакета акций ОАО «Криворожский железорудный комбинат». Мол, если глотнули пилюлю «Криворожстали», то и железорудным комбинатом не поперхнетесь.

Подскажите Минюсту адрес ФГИ

20 августа Соломенский районный суд города Киева, исследовав материалы дела, вынес постановление о запрете ФГИ передавать пакет акций КЖРК компании ООО «Солайм» до завершения спора по сути. Уже 21 августа свой служебный долг выполнила государственная исполнительная служба, открыв исполнительное производство по принудительному выполнению судебного постановления.

Вот и стоп машина! Чем не ЧП — не удалось проглотить последний кусок горнорудного пирога. Не могут же чиновники вопреки решению суда и постановления департамента Минюста довести сделку до конца, преступив закон. А там, глядишь, и парламентарии, погревшись на солнышке, вернутся под купол и закончат начатое.

Но не тут-то было. Аппетит приходит во время еды. Юристы утверждают, что исполнительная служба нашла формальные причины, чтобы «исправиться» и отменить свое постановление №212/2 об исполнительном производстве. Оказывается, в постановлении суда, которое согласно закону должно выполняться незамедлительно, недостает даты его вступления в силу. А еще бдительной службе Минюста не известен адрес Фонда госимущества…

Интересно, как теперь поступят чиновники из ФГИ. Им-то суд сообщил о своем решении, так же как и ООО «Солайм» и ООО «Віком» (регистратор акций КЖРК). Или и они тоже проигнорируют закон: «Должностные лица государственных органов приватизации несут криминальную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность за неправомерные действия в отношении имущества, которое приватизируется, в порядке, установленном законодательством». Не пришлось бы потом возмещать убытки за незаконные решения, действия либо бездеятельность…

P.S. Номер уже верстался, когда с КЖРК поступила информация о том, что решением суда таки проигнорировали – ООО «Віком» зарегистрировала передачу акций.

Комментарий

Валентина Семенюк,
председатель
Специальной контрольной
комиссии ВР
по вопросам приватизации

Когда готовили к приватизации «Укррудпром», не учли, что КЖРК и «Кривбассвзрывпром» в соответствии со ст.5 закона о приватизации запрещены к приватизации. Специальная контрольная комиссия 30 июля вышла с предложением о выводе этих предприятий из перечня приватизирующихся. Решение комиссии было поддержано, но до конца сессии его не успели рассмотреть. Я пода в суд на ГКЦБФР и ФГИ, поскольку:

1) не были выдержаны сроки для подачи документов на конкурс — вместо 75 было предоставлено лишь 30 дней;

2) эмиссия акций была осуществлена в период, когда ГКЦБФР еще не получила своих полномочий. Новую комиссию парламент утвердил только в июле;

3) в условиях конкурса не были предусмотрены гарантии сохранения: уровня зарплаты на пять лет, количества рабочих мест, уровня отчислений в бюджет;

4) не учтено право на приватизацию предприятий гражданами Украины.

Регистрация передачи акций вопреки решению суда будет предметом дальнейшего рассмотрения так же, как это делается судами по «Криворожстали». Пригодится и мой опыт обращения к парламентам и фондовым биржам мира. Кроме того, думаю, что закон о реприватизации будет принят уже на этой сессии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №31, 24 августа-30 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно