Стоит ли запасаться моторным топливом?

23 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 23 июня-30 июня

Незначительные колебания цен на бензин в пределах 15—20 копеек за литр уже давно не вызывают ажиотажа среди автолюбителей...

Незначительные колебания цен на бензин в пределах 15—20 копеек за литр уже давно не вызывают ажиотажа среди автолюбителей. Самостоятельно прогнозировать их так же бесполезно: напряженная ситуация на Ближнем Востоке, обвал на бирже или, наоборот, стабильная биржа — все так или иначе может привести к повышению цен на бензин.

Начало лета традиционно связывается с ростом спроса на дизельное топливо и как следствие растущий дефицит оного. Вместе с дизельным топливом растет спрос и на остальные виды горюче-смазочных материалов.

Не вызывает удивления и тот факт, что несколько прошлых недель из шести нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Украины на рынке функционировали всего два — Кременчугский и Лисичанский. Одновременное закрытие в Украине на ремонт нескольких заводов, похоже, становится традицией. А экспортная ориентация продолжавших работу НПЗ не позволяла им в полной мере удовлетворить спрос на внутреннем рынке.

И хотя события на мировых биржах пока существенно не влияют на украинский рынок, нестабильность вокруг Ирана и Нигерии на внешнем рынке могут привести к дальнейшему росту цен на нефть и как следствие к продолжению экспортных отгрузок с Кременчугского и Лисичанского НПЗ.

Острый дефицит дизельного топлива на всем украинском рынке может стать реальностью уже в ближайшее время. Дисбаланс запасов топлива весьма заметен, особенно учитывая, что в последние недели спрос на внутреннем рынке на дизельное топливо возрос почти в четыре раза. И хотя на Новоград-Волынском терминале дизельное топливо имелось в достаточном количестве, цена его в начале месяца возросла с 3950—3980 до 4010 грн. за тонну.

Кременчугский НПЗ отвечал взаимностью не всем покупателям, отдавая предпочтение в первую очередь государственным учреждениям, которым дизельное топливо крайне необходимо. Тем не менее дизельное топливо на условиях самовывоза еще можно было приобрести по 4100 грн. за тонну.

Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) практически не участвовал в торговле дизтопливом, а Дрогобычский НПЗ объявил свои цены в середине прошлой недели на уровне 4200 грн. за тонну, поэтому особого интереса для трейдеров их предложение не представляло. Предпочтение отдавалось российскому дизтопливу, цена на которое к концу прошлой недели на Новоград-Волынском терминале возросла до 4030—4050 грн. за тонну.

Повлияли на нестабильность и слухи о ремонтных работах на Лисичанском и Кременчугском НПЗ. Кроме того, почти вдвое снизились объемы производства бензина. Не говоря уже об экспорте дизельного топлива с Кременчугского НПЗ и недостаточных объемах и качестве дизтоплива Шебелинского ГПЗ, что породило подозрения о проблемах и на этом предприятии.

В итоге к началу прошедшей недели повысились цены на дизтопливо крупных трейдеров. Но в целом цены пока остаются на прежнем уровне, Лисичанский завод предлагал дизтопливо по 4180 грн. за тонну, а цена на высокооктановый бензин марки А-95 составила 4690 грн. за тонну.

Надвирнянский НПЗ возобновил работу, однако в минимальных объемах. Ежесуточные поставки нефти не превышали 3,5—4 тыс. тонн, что недостаточно для начала ритмичной работы.

Недостатка в низкооктановых марках бензина вначале также не ощущалось, однако на Шебелинском ГПЗ начались некоторые неурядицы. Руководство предприятия в ожидании кадровых изменений нефтегазового политического олимпа начало отсеивать заявки нефтетрейдеров. И практически половина торговцев лишились доступа к шебелинскому ресурсу.

К тому же Кременчугский и Лисичанский НПЗ не успевали удовлетворять спрос на низкооктановый бензин, что дало повод оставшимся у шебелинского «крана» трейдерам поднять цены. Однако вряд ли стоит опасаться стремительного роста цен. Да и повторение ситуации почти десятилетней давности, когда бензина не было нигде и даже за деньги, вряд ли возможно.

Ситуация с высокооктановыми марками бензина пока остается стабильной. Некоторые проблемы с отгрузкой бензина марки А-95 были на Шебелинском ГПЗ, Кременчугский и Лисичанский заводы этот бензин отгружали. Да и запасы этого вида топлива на местных нефтебазах сдерживали какое-либо движение на рынке. К тому же были поставки румынского бензина со ст. Вадул-Сирет по цене 4650 грн. за тонну в объемах, даже превышающих потребности рынка.

Отпускной сезон и хорошая погода многократно увеличивают количество и продолжительность автомобильных поездок, что приведет к увеличению сбыта топлива на АЗС, росту реализации топлива с заводов. А это, безусловно, будет способствовать росту цен и на высокооктановые марки бензина, хотя, возможно, и незначительному.

Делать точный прогноз об уровне цен, к сожалению, сложно, так как очень многое зависит от внешних факторов. Однако на фоне сложившейся ситуации можно прогнозировать дальнейший рост спроса и, соответственно, дефицит дизтоплива и низкооктановых марок бензина.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно