Сто миллионов роз от отечественного производителя

Поделиться
Не так давно украинский цветочный рынок был почти целиком отдан на откуп зарубежным производителям и представлял собой улицу с односторонним движением...

Не так давно украинский цветочный рынок был почти целиком отдан на откуп зарубежным производителям и представлял собой улицу с односторонним движением. Из Голландии и ряда других стран завозились и реализовывались готовые срезанные цветы. Только оптимисты могли раньше предполагать, что в Украине может быть выращен тот самый «миллион алых роз», о котором поется в известной песне. Тем не менее, как дружно заверили корреспондента «ЗН» украинские цветоводы, на такое знаковое количество роз, свидетельствующее о зрелости рынка, они давно вышли. Производственная база отечественных производителей уже созрела для того, чтобы вырастить 100 миллионов роз. Для этого необходимо 80 га теплиц, построенных с учетом современных голландских технологий (с использованием капельного полива и минеральной ваты). Все это в Украине есть, и наши цветоводы способны каждый год выращивать 100 млн. роз, что на 80% покрывает потребности рынка.

Технологии успеха

К этому рубежу подходили по-разному. Скажем, известный производитель овощей ЗАО «Черкасский агротепличный комбинат», учитывая рыночную конъюнктуру, помимо основной продукции стал выращивать цветы. Сначала для этого отвели небольшую экспериментальную теплицу, а убедившись в доходности предприятия, перепрофилировали еще несколько. На старте развития местного цветочного производства расширившие свой профиль овощеводы сыграли важную роль. Но только одними их усилиями не удалось бы совершить такой рывок.

Один из нынешних лидеров рынка — компания «Камелия» — начинала свою деятельность в 1994 году с импорта срезанных цветов из Голландии и других стран, предоставляя местным потребителям растения более трех тысяч наименований. Нарастив финансовые мышцы на импорте, компания начала вкладывать средства не только в расширение торговой сети, но и в создание собственного производства цветов. Сейчас у них действует 90 тыс.кв.м собственных теплиц, строятся новые производственные мощности, рассчитанные не только на поставки продукции на внутренний рынок, но и на экспорт.

Создают и расширяют собственные производства и другие компании, начинавшие свою деятельность с чистого импорта цветочной продукции. Мукачевская фирма «Квіти Закарпаття», по словам ее руководителя Ивана Пфистера, делает ставку на выращивание рассады однолетних и многолетних цветов, горшечных комнатных растений, львовская «Элит флора» — на оптово-розничную продажу комнатных, декоративных растений, луковиц цветов, семян и растений открытого грунта.

Но главные сдвиги, произошедшие на отечественном цветочном рынке, который, оказывается, способен выращивать «миллионы алых роз», связаны с тем, что за последние годы в стране появился целый ряд современных (основанных на новейших технологиях) цветоводческих предприятий. Хозяйство «Аскания-Флора» — это целый городок из стекла, где, выращивая элитные розы, работают более 350 человек. В теплицах компании «Украфлоры» за год выращивается 18 миллионов цветков. При этом менеджмент, создавая дилерскую сеть, планирует к 2010 году увеличить производство вдвое, а к 2015-му — втрое. Именно компании, оснащенные современными технологиями, сочетая деятельность на внутреннем рынке с поставками за рубеж, в наибольшей мере способствуют расширению сферы влияния отечественного бизнеса.

Ориентация на применение новейших достижений в цветоводстве позволила украинским производителям одними из первых заняться внедрением новой экологически чистой технологии, основанной на применении не синтетических, а органических заменителей грунта в теплицах. Группа украинских предпринимателей на острове Цейлон наладила деятельность по производству матов на основе кокосового субстрата, который успешно используется в выращивании не только овощей, но и цветов и горшечных растений. В интервью корреспонденту «ЗН» заместитель директора ЗАО «Магеллан» Андрей Кивушин рассказал, что украинская компания, помимо завода, имеет оснащенную всем необходимым лабораторию, научную базу, что позволяет вести исследования, вносить необходимые коррективы в технологические процессы. Экологически чистую продукцию для теплиц — кокосовые маты и блоки — все шире применяют в отечественном цветоводстве и овощеводстве; она экспортируется в Россию, Белоруссию, страны Прибалтики.

Мастер-класс для инвесторов

Если сравнить цветочные рынки России и Украины, то картина вырисовывается неоднозначная. Емкость российского рынка, по оценкам экспертов, составляет 1,3—1,5 млрд. долл., украинского — в пределах 400—500 млн. долл. Россияне несколько больше, чем украинцы, тратят средств на приобретение цветов. У наших северных соседей рынок растет ежегодно на четверть, а в Украине — лишь на 15—20%. Но по качественным показателям ситуация иная. В емком российском рынке импорт и собственное производство застыло на соотношении девять к одному, то есть, 90% цветов ввозится и только 10% выращивается на месте. В Украине собственное производство цветов, особенно в последние годы, имеет тенденцию к увеличению. Украинские производители, особенно из числа тех, которые освоили голландскую технологию, ввели в строй современные теплицы, довольно активно продвигают продукцию на рынки России, Белоруссии, других стран СНГ.

Отвечая на вопросы журналистов, представитель зарубежных организаторов II Международной выставки по цветочному бизнесу Flowers Hortech Берко Стукье (Голландия) сказал, что украинский цветочный рынок наиболее развит среди стран СНГ, по его мнению, он на 3–4 года опережает российский. В своей деятельности голландские фирмы, учитывая это обстоятельство, планируют через несколько лет увеличить на четверть импорт цветов (в основном срезанных) в Россию. Что касается Украины, то возрастание поставок тех же срезанных цветов основной мировой импортер не предусматривает. Вместо этого планирует ввозить больше посадочного материала, комнатных растений и редких экзотических цветов, спрос на которые местные производители удовлетворить не в состоянии.

Деловые взаимоотношения, сотрудничество с зарубежными цветоводами убедило отечественные фирмы в том, что не все направления специфического бизнеса могут быть одинаково успешными. Если выращивание цветов массового спроса оказалось для них посильным, то с семеноводством, селекцией ситуация иная. Даже давно работающее, специализированное научно-производственное общество (НПО) «Елітсортнасіння», выращивая семена астр, чернобривцев, петуний, не берется за семеноводство особо востребованных на рынке роз, тюльпанов… По словам менеджера НПО Ярослава Билиневича, фирма конкурентноспособна, если занимается выращиванием семян традиционных украинских цветов. Что же касается семян и рассады роз, тюльпанов, орхидей, не говоря уже об экзотических растениях, то их купить за рубежом гораздо дешевле, чем вырастить на месте. Поэтому украинские цветоводы используют импортный посадочный материал, ввозимый в основном из Голландии, что дает возможность, не затрачивая дополнительных усилий и средств, расширять масштабы собственного производства, наращивать экспортные поставки, ощущать реальный эффект от участия в международном разделении труда.

«Теневые» цветы

Мнение экспертов, изучающих проблемы цветочного рынка, однозначно — от сотрудничества отечественных и зарубежных фирм выигрывает украинский потребитель. Мешает делу не растущая конкуренция между ними, а базарная стихия, когда мелкие дельцы ввозят посадочный материал, выращивают цветы и торгуют ими, не затрачивая средства на пошлины и налоги. Особенно поражены теневым цветочным бизнесом приграничные и курортные регионы страны. По словам руководителя фирмы «Квіти Закарпаття» Ивана Пфистера, конкурировать с возрастающей армией «теневиков» сложно. Для компенсации потерь предприятие вынуждено переносить продажи в более контролируемые места, в том числе в Киев, где были взяты в аренду теплица, торговые площади.

Не дело, что добросовестный производитель вынужден искать спасение от «теневиков», идти на дополнительные расходы. Выход — в создании для набирающего силы отечественного производителя благоприятных условий как для развития собственного производства, роста продаж, так и для расширения международного сотрудничества. Достижения в производстве цветов могут сойти на нет, если в дополнение к имеющимуся не создать современную торговую сеть, чтобы львиная доля продаж осуществлялась не в «темную» на базарах, а прозрачно, в специализированных магазинах и отделах. Торговать товаром, соприкасающимся с красотой, нужно чистыми руками.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме