Стержень реформ, или Как существенно повысить эффективность реформирования в интересах всех граждан Украины

23 марта, 2012, 15:21 Распечатать Выпуск №11, 23 марта-30 марта

Совершенство организации — это наиболее эффективное и перспективное вложение ресурсов.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

На 20-м году независимости в Украине конкурентоспособность экономики и уровень качества жизни в целом значительно отстают от развитых стран. Среди других проблем можно отметить очень низкое качество продукции и услуг, значительное количество несчастных случаев из-за использования опасной продукции, периодические техногенные аварии и катастрофы. Для большинства предприятий и организаций характерны низкая производительность труда и высокая себестоимость продукции. И несовершенный менеджмент практически на всех уровнях управления.

В результате — очень низкий по европейским меркам валовой национальный доход и соответствующий ему государственный бюджет, которого хронически не хватает для удовлетворения всех заинтересованных сторон. Это приводит к нарастанию социальной напряженности, что выливается в протестные демонстрации как граждан, требующих социальной помощи государства, так и тех, кто непосредственно наполняет бюджет.

Нужны деньги, но где их взять? Внешние заимствования увеличивают государственный долг, который и так уже имеет колоссальные размеры и подлежит возврату, усугубляя и без того напряженную обстановку. Да и заимствовать становится все сложнее. Перераспределение бюджета не решает проблему, так что резонно возникает вопрос — а почему бы не производить «большие деньги» самим, значительно повысив эффективность деятельности всех звеньев управления, производства и сферы обслуживания? Как это имеет место в развитых странах.

Для повышения эффективности экономики и улучшения жизни людей в Украине проводятся ряд реформ. Среди них — пенсионная, налоговая, жилищно-коммунальная, административная и др. Вместе с тем власти до сих пор так и не удается убедить граждан в их эффективности.

КПД и конкурентоспособность экономики

Весьма показательной характеристикой эффективности функционирования государства в целом является значение ВНД (валового национального дохода) на душу населения. Это, в сущности, КПД (коэффициент полезного действия) всей экономики государства. И одновременно это оценка эффективности управления страной. В Украине этот показатель в 2010—2011 годах составлял 3,0 тыс. долл. на человека (понятно, что речь идет об официальном секторе экономики. — Ред.). Для сравнения: самое высокое в мире значение — 183,15 тыс. долл. — в Монако, в Норвегии — 84,29 тыс., Швейцарии и Люксембурге — 70—80 тыс., Франции, Германии, Австрии и Финляндии — 40—50 тыс., Латвии, Литве, Польше, Венгрии, Эстонии, Словакии и Чехии — 10—20 тыс., России —
9,9 тыс., Беларуси — 5,95 тыс., Азербайджане — 5,33 тыс. долл.

Вместе с тем низкий ВНД — это проявление неудовлетворительной конкурентоспособности экономики Украины, что подтверждается ведущим европейским Институтом менеджмента (Institute of Management Development, IMD, Швейцария), который опубликовал результаты глобального исследования конкурентоспособности стран мира в 2011 году, где наша страна заняла 57-ю позицию среди 59 стран. Согласно рейтингу Глобальной конкурентоспособности 2010—2011 Всемирного экономического форума, Украина находится на 89-м месте среди 139 стран, что на семь позиций хуже, чем в 2009—2010 годах.

На очень низком уровне находятся показатели, характеризующие производительность труда, себестоимость продукции и уровень дефектности. В Украине эти значения можно сравнить с показателями в других странах СНГ, в частности в России, где, по утверждению профессора В.Лапидуса, у основной массы предприятий по сравнению с мировыми лидерами производительность ниже до 10 раз, а дефектность — выше до 1000 (!) раз (соответственно, значительно выше и себестоимость. — Авт.). Основные причины — низкий уровень совершенства организаций, которые производят продукцию, предоставляют услуги (образовательные, медицинские, правоохранительные и др.) и формируют решения на разных уровнях управления.

Культура и цивилизация

Если говорить о деловой мотивации к совершенствованию, то в Украине она скорее со знаком «минус». Жесткая автократическая регуляторная политика побуждает организации массово уходить «в тень», платить зарплату «в конвертах», сокращать рабочие места, а в ряде случаев просто сворачивать бизнес. Это подтверждается рейтингом стран по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса на 2012 год, опубликованным Всемирным банком. Украина находится на 152-й позиции из 183 стран. Для сравнения: Грузия — 16-я позиция, Латвия — 21-я, Казахстан — 47-я, Беларусь — 69-я, Россия — 120-я. А в части налогообложения Украина вообще занимает 181-ю позицию из 183. В таких условиях немногие мотивированы на систематическое обучение сотрудников, изучение лучшей деловой практики, системное совершенствование менеджмента.

И, наконец, по уровню коррупции Украина на 152-м месте из 182 стран (данные Международной организации Transparency International), что не способствует не то что совершенствованию, но даже просто существованию украинских организаций.

Ошибочные подходы, сдерживающие усовершенствование

Чтобы решить экономические проблемы, повысить конкурентоспособность экономики и улучшить жизнь граждан страны, в Украине на государственном уровне периодически поднимают вопросы налогообложения, структурных изменений, организационных преобразований и т.п. Конкурентоспособность предприятий и экономики связывают в основном с безопасностью и качеством продукции, соответственно, большие надежды возлагаются на стандартизацию, метрологию, техническое регулирование и защиту прав потребителей.

При этом усовершенствованию организаций внимание уделяется лишь эпизодически, формально и то преимущественно на базе стандартов. Не буду давать оценку эффективности этой деятельности, отмечу только, что для приемлемой конкурентоспособности украинских компаний и отечественной экономики того, что делается, явно недостаточно. Основная причина подобной ситуации в том, что решение проблем усовершенствования — весьма специфических и сугубо добровольных — «взяли на себя» регулирующие органы, для которых эта функция несвойственна и инородна, что подтверждается и международной практикой. Этим можно объяснить и то, что до сих пор происходит подмена целого ряда понятий.

Так, стандарт преподносится обществу как идеал, к которому нужно стремиться и соответствие которому автоматически обеспечивает конкурентоспособность компании. Хотя стандарт — это всего лишь компромисс между сильными и слабыми сторонами. В условиях перенасыщенного рынка соответствие стандарту не гарантирует конкурентоспособность. В развитых странах конкурентная борьба давно уже ведется на уровне, превышающем нормы стандартов. Техническое регулирование преподносится как эффективное средство повышения конкурентоспособности, тогда как оно вообще не имеет отношения к конкурентоспособности. Государственный контроль и надзор, конечно, важны для защиты от потенциально опасной продукции. Но их усиление не гарантирует улучшения ситуации с безопасностью и качеством на рынке, а при определенных обстоятельствах может негативно влиять на конкурентоспособность предприятий.

Безопасность и качество продукции, безусловно, имеют первостепенное значение. Но заниматься обнаружением и устранением дефектов продукции — это затратное и малоэффективное дело. Низкое качество продукции — это уже следствие, а основное внимание нужно уделять анализу и предупреждению причин, что как раз и принадлежит к сфере делового совершенства. Это с одной стороны. А с другой — кроме качества продукции, есть еще ее себестоимость. И выпускать продукцию приемлемого качества еще недостаточно, чтобы у компании был продолжительный стабильный успех. Есть и такие не менее важные показатели, как цена, сервисное обслуживание продукции, обязательность компании в отношениях с потребителями и т.п. Поэтому в мире уже давно основной акцент делается не на продукцию, а на организации, производящие продукцию.

Совершенство организации — это наиболее эффективное и перспективное вложение ресурсов. Но, к сожалению, на сегодняшний день в Украине даже банальных систем управления качеством по ISO 9001 в перерасчете на тысячу жителей меньше, чем в Китае, в 3,5 раза, а по сравнению с Италией — почти в 40 раз! При этом, по экспертной оценке, только незначительная часть систем, сертифицированных в Украине, реально работает. Кроме того, нужно помнить, что совершенство компании — это не только система менеджмента качества, но и еще многое другое.

К распространенным ошибочным мнениям можно отнести также надежду, как на панацею от всех бед, на отдельные крупные технические проекты, инновации и инвестиции, кластеры, различные организационные преобразования и пр. без одновременного кардинального усовершенствования организаций.

Секреты успешности

Для понимания принципов успешности большой интерес представляет исследование, проведенное американскими учеными и изложенное в книге «Построенные навечно». На основе мнения 700 первых лиц разных фирм (из списков крупнейших по версии журналов Fortune и Inc) они отобрали 18 компаний, которые назвали крупными. В их число вошли Ford и Walt Disney, Wal-Mart и Sony, Philip Morris и IBM и др. Для каждой из этих компаний была подобрана пара для сравнения. Для Ford — GM, для Walt Disney — Columbia Pictures, для Procter & Gamble — Colgate. Ученые собрали и проанализировали информацию по каждой из этих пар с целью определить фундаментальные основы их успешности.

Естественно, один Большой секрет найти не удалось. Зато были развенчаны 12 мифов об успешных компаниях и сделаны некоторые обобщения. Один из таких мифов — это то, что самые успешные компании нацелены прежде всего на получение прибыли. Оказалось, что все «крупные компании» сначала были сторонниками социальных ценностей, которые считали более приоритетными по сравнению с прибылью. Вместе с тем все эти компании за 1926—1999 годы смогли получить возврат на 1 долл. инвестиций в 15 раз больший, чем в среднем по экономике США.

Общим для «крупных компаний» оказалось то, что каждая из них руководствовалась единым «видением», то есть идеологией, верой в назначение, которое содержится в ответе на вопросы: «Для чего существует компания? Для чего мы все это делаем?» И это не декларация, которой — наряду с миссией — модно украшать сейчас стены офисов. При этом содержание этой «корпоративной религии» не столь уж и важно: Johnson&Johnson может не верить в то, чему поклоняется Philip Morris, а технологическая одержимость Hewlett-Packard — оставить равнодушным Wal-Mart. Намного важнее, насколько сильно компания — от первого руководителя до уборщицы — пронизана этим ощущением «назначения» и чем она — прибылью, клиентами, товарами — может ради него пожертвовать.

Оказалось также, что одним из ключевых отличий «крупной компании» является ставка на создание правильной организации. Главное творение Хьюлетта и Паккарда — не карманный калькулятор, а фирма Hewlett-Packard.

Другим ярким примером может служить опыт 50 самых успешных компаний мира, которые каждый год называет на основе рейтинговых исследований журнал FORTUNE совместно с крупнейшей международной консалтинговой компанией Hay Group. Ниже приведен список первой десятки 2011 года: Apple, Google, Berkshire Hathaway, Southwest Airlines, Procter&Gamble, Coca-Cola, Amazon.com, Fedex, Microsoft и Mcdonald’s.

По утверждению Hay Group, «самые успешные компании мира» более гибко реагируют на изменчивые условия рынка, внедряют развивающие программы и обеспечивают своим сотрудникам все условия для эффективной реализации организационной стратегии. «В условиях экономической нестабильности и организационных преобразований «самые успешные компании мира» добиваются более высоких, чем другие игроки рынка, результатов, благодаря эффективному управлению ресурсами и возможностями на всех уровнях организации, а не только на уровне руководства, — говорит Джефф Ширак, вице-президент Hay Group. — Эти компании ориентированы на постоянное усовершенствование и инновации — даже в тех сферах, которые относятся к их сильным сторонам, — и в полной мере используют креативность сотрудников, что помогает им оставаться конкурентоспособными». По результатам исследования Hay Group, экономическая эффективность и производительность являются приоритетом как для участников рейтинга, так и для других компаний. Однако в компаниях по рейтингу сотрудники на всех уровнях чаще готовы идти на разумный риск ради повышения организационной эффективности, и компания им в этом помогает. Более того, участники рейтинга чаще интересуются идеями сотрудников в смысле способов повышения производительности.

«В современных условиях бизнеса вовлечение персонала — непременное условие общей организационной эффективности, тем более что еще недавно, в период кризиса, сотрудники были вынуждены добиваться более высоких результатов, затянув пояса», — утверждает Мел Старк, вице-президент и директор региональной практики Hay Group.

Концепции и модели совершенства

За последние десятилетия на разных континентах проводилось еще много исследований относительно успешных компаний. По результатам этих исследований ученые предоставили сконцентрировано обобщенную лучшую практику самых успешных организаций в виде фундаментальных концепций делового совершенства. Где под деловым совершенством сегодня в мире понимают «способность организации ставить и достигать цели по удовлетворению заинтересованных сторон». Синонимом делового совершенства может быть такое понятие, как «качество организации».

Для практического использования концепций применяют модели совершенства (модели идеальных организаций). Известны семь основных моделей: австралийская, европейская, иберо-американская, индийская, сингапурская, США и японская. Координация осуществляется в рамках Совета GEM (Global Excellence Model).

Сравнение конкретной организации с моделью позволяет определить ее сильные и слабые стороны (области для усовершенствования). Получение и анализ информации о лучшей мировой и отечественной практике (прежде всего в разрезе областей для усовершенствования) дает возможность организации разработать конкретную целенаправленную инновационную программу усовершенствования на определенный период времени. После выполнения мероприятий программы организацию снова оценивают, то есть сравнивают с моделью. И опять: слабые стороны — знания — программа.

Одной из самых популярных является европейская модель (модель EFQM), которую сейчас применяют свыше 30 тыс. компаний во всем мире. Эту модель можно использовать для получения целостного представления о любой организации, независимо от формы собственности, размера, отрасли или уровня зрелости. Модель содействует руководству компании в формировании стратегии, привлечении к процессам усовершенствования всего персонала, создании уникальной культуры, где устойчивое преимущество является нормой. Модель EFQM, которая в наибольшей степени подходит для Украины, всесторонне описывает любую организацию через девять критериев: лидерство; стратегия; персонал; партнерство и ресурсы; процессы, продукты и услуги; результаты, которые касаются потребителей, персонала и общества; ключевые результаты. Эти критерии представлены в виде 32 подкритериев. Для усовершенствования организаций публичного сектора, в частности исполнительной власти, в странах ЕС широко используется модель CAF (Common Assessment Framework, Общая схема оценивания), которая является упрощенной версией модели EFQM.

Параллельно с концепциями и моделями совершенства в мире на протяжении уже более двух десятилетий развиваются процессы усовершенствования локальных целевых систем менеджмента на основе международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISO 14000 (экология), ISO 22000 (продовольственная безопасность), OHSAS 18000 (производственная безопасность) и др. Но, как отметила Европейская комиссия, при всей важности этих стандартов нужно понимать, что предприятиям они могут обеспечить только первые шаги на пути к тотальной конкурентоспособности, базирующейся на концепциях совершенства.

Шкала, уровни и ступени совершенства

Для системного усовершенствования, то есть целенаправленного программирования и осуществления процессов перехода к более высокому уровню совершенства, желательно знать состояние организации и ее соотношение с конкурентами. Для этого в моделях совершенства применяется 1000-балльная шкала, которая дает возможность организации, сравнивая себя с идеальной организацией, определять свой фактический уровень совершенства, характеризующий реальное состояние и степень длительного удовлетворения организацией заинтересованных сторон в динамике.

Сегодня лучшие европейские организации по этой шкале достигают 700—800 баллов, а украинские — 550—600 баллов. Это высокий уровень (хотя до общеевропейских лидеров им еще далеко), но такие предприятия можно, как говорят, сосчитать на пальцах. А самым важным интегральным показателем, которым можно охарактеризовать любую страну, является соотношение уровней совершенства основной массы ее предприятий и предприятий развитых стран. Сейчас в Украине, как и в большинстве постсоветских стран, это 150—250 баллов, а в развитых европейских — 300—450 баллов. Этот большой разрыв и является тем фактором, который определяет отсталость нашей экономики, ее низкие конкурентоспособность, ВНД и качество жизни.

EFQM в рамках шкалы ввел схему уровней совершенства, что позволяет отмечать компании, которые не достигли уровня лучших в Европе, но показали высокие результаты. Подспорьем для целенаправленного и последовательного усовершенствования украинских компаний стали ступени совершенства, разработанные в 2006 году ведущими специалистами Украины в сфере качества. Ступени, вписанные в шкалу и интегрировавшие в себя схему уровней совершенства EFQM, помогают различным организациям с любым начальным уровнем совершенства целеустремленно и последовательно продвигаться к уровню, которого достигли лучшие компании Европы.

О достоверности оценивания

Очень важно, что шкала, уровни и ступени совершенства дают возможность для количественного оценивания компаний и отслеживания динамики их усовершенствования. Но где гарантии, что уровни совершенства не будут признаваться так же формально и «за деньги» (то есть недобросовестно), как большинство наград и сертификатов на системы менеджмента? Такая гарантия обеспечивается двумя основными факторами.

Во-первых, на уровне Украины признание можно доверить только для нижних уровней, которые достаточно поддерживать минимальной мотивацией. Более высокий уровень мотивации совершенства целесообразно применять на тех уровнях, которые могут быть подтверждены экспертами, признанными EFQM, в том числе в рейтинговых соревнованиях на уровне Центральной и Восточной Европы или на уровне СНГ. Наивысший уровень мотивации может быть предусмотрен только при подтверждении уровня совершенства в рейтинговом соперничестве на континентальном уровне. А здесь получить признание совершенства, соответствующее уровню призера EFQM, для компаний, фактически не достигших такого уровня, не реально, если учесть высокий уровень конкурентов, а также профессионализм, независимость и ментальность европейских экспертов.

Вторым фактором является то, что, в отличие от сертификации на соответствие стандартам, оценивание по модели совершенства — это не разовый акт, а процесс, подтверждаемый независимыми группами экспертов на каждом следующем уровне.

Реформы на принципах усовершенствования: отечественные
компании-лидеры

Немногим более десяти лет назад ОАО «Броварское дорожно-строительное управление №50» находилось на грани банкротства. Пришел талантливый руководитель, который с помощью интуиции, жизненного опыта и логики искал пути для сохранения компании, ее развития. Когда начальник ДСУ №50 Виктор Гавриленко познакомился с моделью EFQM, то сказал: «Я продвигался вслепую, а теперь у меня есть карта». Другой яркий пример — это завод по производству соков ООО «Сандора». Созданная инженерами-судостроителями после развала СССР, эта компания, взяв на вооружение концепции TQM, за каких-то десять лет из маленького консервного цеха, как из гадкого утенка, превратилась в прекрасного лебедя и была приобретена компанией «Пепси-Кола» за 720 млн. долл. И ДСУ-50, и «Сандора» в свое время добились статуса финалиста самой престижной на континенте Европейской награды качества (первыми в СНГ).

Несмотря на довольно сложное состояние украинских компаний и экономики, в Украине в течение последних 15 лет успешно проводятся работы по освоению лучшего мирового опыта организации усовершенствования. Некоторые отечественные компании весь этот период совершенствуются на основе концепций совершенства и модели EFQM. Наилучший опыт успешного ведения дел, который Украинская ассоциация качества 15 лет назад «подсмотрела» в Европе и «привила» в Украине, помог многим украинским организациям, беспрерывно совершенствуясь, значительно повысить свой деловой уровень и конкурентоспособность. Более 40 украинских компаний получили сертификаты EFQM «Признание совершенства в Европе», 20 стали призерами Награды за качество стран Центральной и Восточной Европы, в том числе 8 — победителями.

От компаний-лидеров к массовому движению

Достижения отечественных предприятий, сумевших выйти на уровень 550—600 баллов, для Украины представляют большую ценность. А сами предприятия — это замечательные, понятные соотечественникам примеры для наследования. Опыт, накопленный в Украине, знания, полномочия, эксперты, предприятия-лидеры и отработанные технологии позволяют развернуть массовое движение за совершенство и качество.

Но чтобы добиться в стране интенсивного развития бизнеса и кардинального повышения его конкурентоспособности (с учетом наилучшей мировой и отечественной практики), необходимы нестандартные решения. Одним из таких решений может стать создание над «базовыми условиями для бизнеса» дополнительной «надстройки» — правил, которые мотивировали бы владельцев, руководителей и персонал компаний становиться каждый раз лучшими. И которые побуждали бы как можно больше компаний постоянно изучать передовой опыт хозяйствования, перенимать его и применять у себя. И не только в части технологий, а прежде всего в плане менеджмента, с учетом самых современных подходов, методов и инструментов. То есть должна быть создана комфортная среда, дифференцированная по уровням совершенства (чем выше уровень, тем комфортнее среда). Должен быть принят понятный и прозрачный закон: чем ты совершеннее, тем комфортнее тебе жить и работать в государстве. Потому что для государства это очень важно и выгодно!

У развитых стран было время, чтобы на основе конкуренции осуществить постепенный естественный отбор достойных компаний и поднять деловое совершенство своих экономик, добиться высокого удельного веса ВНД. А для Украины, чтобы не стать чьим-то «филиалом», этот подъем необходимо провести в сжатые сроки и в условиях заметного преимущества конкурентов. И без государственной поддержки несовершенные украинские производители могут быть массово вытеснены зарубежными компаниями с собственного рынка.

Главное звено для правительства Украины

Как уже отмечалось, особое место в формировании благоприятного климата для усовершенствования должно принадлежать власти, без поддержки которой в короткие сроки практически невозможно отдельные успешные проекты превратить в массовое движение, развитие которого базируется на трех китах: хотеть, знать, уметь.

Для того чтобы владельцы, руководители и персонал предприятий хотели постоянно системно совершенствоваться на основе наилучшей практики, в стране должны действовать механизмы мотивации: понятные, убедительные и продолжительные. Механизмы, которые были бы привлекательными для владельцев и руководителей компаний и в которые они бы поверили. При этом в условиях кризиса, в условиях дефицитного бюджета вовсе не обязательно нести большие расходы. Для совершенных предприятий может быть установлена гарантированная система наград (свидетельство уважения): на нижних уровнях — грамоты, затем медали, ордена, а на самом верху — обладатель награды за совершенство EFQM — наивысшие награды страны. Для таких предприятий можно ослабить госконтроль и надзор (свидетельство доверия): чем выше уровень, тем меньше контроля и надзора, вплоть до полной их отмены. Совершенным компаниям может быть предоставлена гарантия государственной защиты, особенно от рейдеров: чем выше уровень, тем выше степень защиты. Ну и, конечно же, если предусмотрены какие-либо преференции, их надо давать прежде всего под обязательства подняться на очередную ступеньку совершенства, с подтверждением выполнения обязательства.

В свою очередь, чтобы знать о лучших практиках, а не изобретать велосипед, необходима действенная система обобщения и распространения информации в этой сфере. Подобную систему целесообразно создавать в масштабах страны, интегрируя для этих целей уже существующие разрозненные центры.

Процессы усовершенствования довольно сложные, часто требуют принятия инновационных решений. Чтобы в условиях конкретных компаний уметь их выстраивать, поддерживать, а если необходимо — подтверждать, в ряде случаев нужна профессиональная помощь. В связи с этим в стране должна функционировать развитая инфраструктура предоставления высококачественных (!) услуг предприятиям в их беспрерывном усовершенствовании. А для этого целесообразно обеспечить координацию деятельности разрозненных действующих центров, разработать и осуществить меры, способствующие повышению качества предоставляемых ими услуг.

Назрела необходимость на парламентском уровне провести слушания о повышении конкурентоспособности экономики путем непрерывного системного усовершенствования организаций (при участии представителей тех из них, которые признаны на европейском уровне). И принять соответствующий профильный закон, а также открыть по этой проблеме национальную программу.

И, безусловно, очень важно способствовать повышению авторитета и укреплению базы профессиональных общественных объединений, цель которых — развивать движение за совершенство и качество в Украине, а также привлекать в это движение молодежь.

Реформы для людей

Однако вернемся к реформам, которые проводятся или готовятся в Украине. Чтобы реформы успешно продвигались, нужно с самого начала ориентировать их на людей, на улучшение жизни, чтобы основная масса граждан Украины воспринимала эти реформы позитивно.

Прежде всего надо отменить все надуманные нормы, препятствующие функционированию и развитию деловых кругов, чему может способствовать реформа в части дерегулирования. Одновременно необходимо разработать и внедрить новые нормы, которые бы мотивировали деловые круги к непрерывному активному системному усовершенствованию (с учетом лучшей мировой практики), а также заложить основу для эффективной профессиональной поддержки процессов усовершенствования. И здесь полезной может стать реформа, ориентированная на развитие предпринимательства и предоставление качественных административных услуг. На эту цель должны быть направлены и национальные проекты. При реформировании в сфере образования и развития научно-технической отрасли необходимо также учесть потребности в подготовке кадров, способных обеспечить быстрое усовершенствование предприятий, организаций, учреждений и экономики в целом.

Все это должно значительно повысить эффективность функционирования практически всех субъектов хозяйствования (государственных, общественных, частных), обеспечить рост их благосостояния и в результате значительно увеличить ВНД и госбюджет, причем без усиления социальной напряженности. А это, в свою очередь, станет предпосылкой для бесконфликтного проведения реформ в других секторах экономики: энергетическом, транспортном, сельскохозяйственном, здравоохранения, жилищно-коммунальном и др. Появятся средства и для проведения действенных реформ в социальной сфере.

Существенное повышение уровня совершенства основной массы украинских организаций положительно скажется на международной экономической интеграции Украины. Ведь интегрироваться в мировое пространство с несовершенными организациями и отсталой экономикой — бесперспективно.

Совершенство и качество как национальная идея

Наши основные соперники — наиболее совершенные компании-«профессионалы», находящиеся значительно выше предписаний стандартов. И они не стоят на месте, а продолжают совершенствоваться, еще больше отдаляясь от нас. Поэтому, чтобы иметь шанс исправить ситуацию, власть должна ориентировать деловые круги на как можно более быстрое достижение наивысших рубежей, а не тех, которые уже пройдены международными лидерами. И всячески им содействовать в сокращении отставания. Это принципиально!

Необходимо сделать все возможное, чтобы совершенство и качество, которые являются фундаментом конкурентоспособности и социальной ответственности, превратились в общенациональную идею. Эта идея универсальна для любых национальностей, партий и течений, вероисповедания и государственного строя. И она может стать основой для объединения и обеспечения качественного существования всей страны, всех ее жителей. Речь идет о философии, о цели развития общества. С другой стороны, качество и деловое совершенство — это мощные инструменты и практическая наука, которые помогают оценить потенциал организации, направить его в нужное русло, помочь развиваться и совершенствоваться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно