Спрос растет на фоне снижения покупательной способности?

10 июня, 2011, 14:26 Распечатать Выпуск №21, 10 июня-17 июня

Количество регистраций новых авто существенно увеличилось.

© infosurhoy.com

Продажи на автомобильном рынке за первый квартал 2011 года возросли почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. В апреле и мае эта оптимистическая тенденция сохранилась. Цифра, с одной стороны, убедительно свидетельствует о положительных сдвигах. Подчеркнули их, в частности, и представители ведущих автомобильных брэндов и дилеры, участвовавшие в недавнем Международном автосалоне в Киеве. Но действительно ли прогресс настолько интенсивен?

Рост спроса на автомобили объясняется прежде всего расширением возможностей кредитования, которые предоставляют определенные брэнды, так называемым японским синдромом, а также отложенным спросом кризисных лет, считает Олег Омельницкий, директор консалтинговой компании AUTO-Consulting. Только в сегменте внутренних перепродаж структура рынка легковых авто показывает спад. Доли же продаж новых и особенно бэушных (импорт) растут (см. табл.), и в апреле вторая достигла чуть ли не рекордной отметки — плюс 47%.

А вот статистика купли новых легких коммерческих автомобилей (LCV) массой до 3,5 тонны радует мало: за первый квартал нынешнего года их продажи снизились на 3%, причиной чего (стоило ли сомневаться?) является удар всем-известно-каким кодексом по малому и среднему бизнесу. Так что не удивительно нынешнее перераспределение спроса: сейчас он выше как раз на дорогие марки. Бюджетный же класс стали покупать меньше. Если в 2010-м доля новых легковых автомобилей стоимостью до 15 тыс. долл. составляла 65% рынка, то в текущем году она снизилась до 54,4%, сообщает «УкрАВТО». Общие же показатели регистраций за январь и февраль 2011 г., зафиксированные ГК «АвтоЗАЗ-сервис», — плюс 50 и 30% соответственно по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. И это, утверждают эксперты, не предел, — постепенное восстановление авторынка после 2009-го могло бы быть намного динамичнее. Касается это и спроса на грузовые автомобили, который в последнее время возрос, но, по сравнению с докризисными годами, интенсивным его не назовешь. Как свидетельствует практика, любые изменения в законодательстве, касающиеся автомобильной отрасли, на начальном этапе замедляют темпы роста продаж. И здесь Налоговый кодекс — не исключение.

Условия кодексные

Одним из основных нововведений НК на рынке автомобилей стала ликвидация налога с владельцев транспортных средств. Резко повышенный транспортный сбор постановлением, действующим с 10 января 2009 г., ликвидирован. Компенсируется он теперь подорожанием акциза на горючее и местами неоправданной стоимостью транспортных услуг. Особенно это сказывается на карманах тех автомобилистов, которым приходится часто выезжать. По подсчетам аналитиков (правда, немного субъективным), если пробег автомобиля за месяц составляет 1000 км, то затраты его владельца возрастут в 5—8 раз по сравнению с докодексным периодом. В любом случае меньше они не станут.

Об акцизном сборе, который регулировался несколькими законами, в частности «О ставках акцизного сбора на некоторые транспортные средства и кузова к ним», теперь говорится в разделе 6 НК. Так, неизменной остается градация автомобилей по объемам двигателей, а также по возрасту (новые, до пяти и более пяти лет). Осталась одна пошлина — 10%, но появился новый налог — сбор при первой регистрации, регулирующий возраст импортируемых автомобилей. Для авто возрастом до восьми лет, которые впервые регистрируются как импортируемые бывшие в употреблении, ставки возросли в два раза, для категории старше восьми лет — в 40 раз по сравнению с новыми авто. Взимается этот сбор во время регистрации в ГАИ, а не при прохождении через таможню, как это было раньше.

Изменения произошли и в системе налогообложения актов купли-продажи бэушных автомобилей (а также мотоциклов и мотороллеров). При первой продаже в год продавец должен уплатить 1% от цены авто, при второй — 5%. Раньше же ставка от второй и более продаж в год составляла 15%. Экономим? Вопрос спорный. Где-то платим меньше, а где-то налоги растут или же появляются новые, «необходимые» услуги, за которые нужно платить. Стоимость авто, по закону, сейчас должен определять исключительно эксперт, который, как и нотариус (госпошлина от заверенного договора — 5%), должен получать свою зарплату. Заплатить нужно и за справку из МРЭО, подтверждающую, например, что продажа первая, и при постановке авто на учет покупатель должен уплатить 3-процентную пошлину в Пенсионный фонд.

Ко всему прочему, Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» запрещена продажа автомобилей через биржи. Потому, пытаясь сэкономить, владельцы транспортных средств иногда ищут обходные пути, которыми могут быть, например, немного рискованные продажи по доверенности.

Горячие цены на горючее

Отмененный транспортный сбор и нынешняя цена на бензин вдохновляют некоторых автомобилистов на подсчеты. Так, например, если годовой пробег машины с рабочим объемом двигателя три литра составляет около 12 тыс. км, а затрата бензина на 100 км — 18 литров, то за год расходуется 2160 литров. Полученную сумму умножим на усредненную цену бензина конца 2010 года — 8 грн. и добавим к ней транспортный сбор, который для этого автомобиля составлял 750 грн. в год: 2160 х 8 + 750 = 18030 грн. Аналогичный подсчет, но уже с учетом новых реалий — без добавления ТС и с ценой бензина 10,7 грн., — выглядит так: 2160 х 10,7 = 23112 грн. Вычтя из полученной цифры предыдущую (23112 минус 18030), получаем разницу — 5082. Но ведь транспортной сбор — нуль(!)...

Альтернативы

Безвыходных ситуаций не бывает. Для того, кто использует авто исключительно для передвижения по городу, возможен вариант (да, жесткий) переквалификации в пассажира общественного транспорта. Если же нехватка мест и воздуха в нем, убеждение, статус или что-либо другое все же обязывают ездить на личном авто, но в его бак вливаются немалые средства, — можно приобрести малолитражку. Компактно, оперативно — то что нужно в условиях тесного города с заторами и проблемной парковкой.

Есть еще варианты с электромобилем и велосипедом, но актуальны они только для избранных (во всяком случае, в нашей стране). Да и безопасность, которую они гарантируют на украинских дорогах, оценивать приходится не очень высоко.

Сэкономить на горючем кому-то поможет газобалонное оборудование (ГБО) — сжиженный газ чуть ли не вполовину дешевле, чем бензин. Дополнительные бонусы его использования — увеличение запаса хода и моторесурса двигателя, уменьшение количества выбросов СО2. Кроме того, компании, занимающиеся установкой такого оборудования, утверждают, что при его использовании масло в двигателе остается более чистым, а октановое число газа (102) нивелирует детонацию двигателя, что, соответственно, значительно удлиняет срок его эксплуатации. С другой стороны, отдельные автомобилисты отмечают, что ГБО все же является дополнительным к уже существующей топливной системе, а следовательно, растет вероятность неполадок; иногда возникают проблемы с клапанами, которые приходится периодически менять. К тому же некоторые паркинги не приспособлены для авто с таким оборудованием.

…Не приспособлены и доходы определенной части наших граждан к нынешним ценам. Способностью приспосабливаться наделен только человек. И хорошо ему, когда он настойчив там, где может что-либо изменить, и спокоен в условиях, когда изменения от него зависят мало.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно