«Специалисты и популисты»-2 Кто из них победит в борьбе за НКРС?

7 сентября, 2007, 15:25 Распечатать Выпуск №33, 7 сентября-14 сентября

В преддверии выборов давление на Национальную комиссию регулирования связи усилилось до предела. Говоря на рейдерском сленге, телекоммуникационный регулятор «пускают на разрыв»...

В преддверии выборов давление на Национальную комиссию регулирования связи усилилось до предела. Говоря на рейдерском сленге, телекоммуникационный регулятор «пускают на разрыв». Политики увлеклись избирательной кампанией, и никому нет дела до того, что после приостановки президентом действия весенних постановлений и распоряжений Кабмина о смене части состава НКРС отрасль связи фактически оказалась в подвешенном состоянии.

«ЗН» уже писало о конфликте «специалистов и популистов» в НКРС (см. №21 от 2 июня 2007 г.). Выборы — благодатное время для популизма всех мастей. Время, когда можно не следить за «базаром», раздавать обещания направо и налево, педалировать самые больные вопросы, не собираясь их решать и не отвечая за последствия.

К сожалению, секретариат президента, пытающийся вернуть себе контроль над телекоммуникационым сектором экономики, вынужден сегодня играть с Кабмином в войну за полномочия. Отрасль связи становится в этой войне разменной монетой. А популисты, известные общественности в основном по многочисленным высказанным ими обвинениям и организованным скандалам, — лучшими союзниками.

О главной проблеме политэкономии отрасли связи «ЗН» неоднократно писало. Это — отсутствие в президентских структурах сил и личностей, способных профессионально вырабатывать стратегию развития отрасли. При этом согласно статье 20 Закона Украины «О телекоммуникациях» назначение членов НКРС относится к полномочиям президента. В своем указе №708 от 15 августа глава государства напомнил также, что отрасль связи является важной для национальной безопасности, а значит, курируется президентом. Вот и получается: президент хочет управлять отраслью, но ресурсов делать это эффективно у него нет.

Тут стоит напомнить историю принятия Закона «О телекоммуникациях» и сопутствовавшую этому эволюцию механизма назначения НКРС (см. «ЗН» №28, 29 за 2003 г. и №35 за 2004 г.). Сначала предлагалось, что половину состава комиссии назначает ВР, а половину — президент и Кабмин в разных комбинациях. Наконец, когда осенью 2003 года президент Украины Леонид Кучма ветировал принятый ВР закон, одним из его требований было назначение председателя и всех членов НКРС президентом. В то время семья президента Украины имела значительные интересы на рынке связи (см. «ЗН» №2 за 2005 г.), и контроль над регулятором был ей необходим.

Однако власть в стране в 2004 году сменилась, и «пропрезидентский» механизм оказался в руках у команды, не имеющей конкретных интересов в отрасли. В результате НКРС стала жертвой малобюджетного лоббизма со стороны «любих друзів». Историю внесения в проект указа о назначении членов НКРС двух фамилий, в том числе председателя, во время авиаперелета, в телеком-тусовке знают все.

С тех пор отношение Виктора Ющенко к отрасли связи не изменилось. Он по-прежнему не собирается разбираться, кто есть кто в ней на самом деле, и готов довольствоваться рекомендациями советников. Чем последние пользуются вовсю. Отрабатывая интересы участников рынка, привыкших решать свои вопросы в высоких кабинетах.

Когда минувшей зимой и весной деятельность НКРС была фактически парализована, а назначенный президентом председатель «ушел в подполье» (из которого, кстати, так и не вышел до сих пор), глава государства на ситуацию не реагировал и интереса к ней не проявлял. Когда появилась угроза того, что деятельность комиссии за значительный период может быть признана нелегитимной, вмешался Кабмин. В результате была найдена юридическая возможность провести смену сначала председателя НКРС, а потом одного из членов комиссии.

Рынок с оптимизмом воспринял назначение нового руководителя НКРС Владимира Зверева. И не только благодаря его личным качествам: профессионализму и дипломатичности. Для крупных операторов, которые отвечают за свою работу перед иностранными инвесторами, главное — стабильность в отрасли. И отсутствие риска, что все решения регулятора будут задним числом отменены при очередной смене власти. Поэтому рынок вполне устраивала интеграция НКРС в исполнительную вертикаль: там комиссия оказывалась подальше от политики и поближе к реальному фронту работы.

Что ответил на это президент? Сначала — ничего. Более того, своим указом №661 от 23 июля президент присвоил Владимиру Звереву третий ранг госслужащего, именно как «председателю Национальной комиссии регулирования связи». А указом №656 от 20 июля третий ранг госслужащего был присвоен Надежде Кострыбе, «члену Национальной комиссии регулирования связи». То есть на тот момент в секретариате считали их нахождение на этих должностях легитимными.

Но потом кого-то в СП перемкнуло. 15 августа был подписан указ президента о приостановке всех решений Кабмина по НКРС. Президент остался в своем репертуаре, забрав у рынка легитимность регулирующего органа, но ничего не предложив взамен. Решения Кабмина «приостановлены», но не отменены. Чтобы отменить их, нужно дождаться решения Конституционного суда об их соответствии Конституции. Более изящный способ «подвесить» рынок с годовым объемом услуг под сорок миллиардов гривен трудно придумать. Похоже, что именно эту цель преследовали те, кто посоветовал главе государства издать такой указ.

В минувшем номере «ЗН» было опубликовано обращение крупнейших телекоммуникационных операторов Украины к президенту, в котором они обращали его внимание на недопустимость такой неопределенности в работе регулятора. Через несколько дней в прессе появилось другое открытое письмо. Оно было подписано главой Интернет-ассоциации Украины Татьяной Поповой «от имени 80 компаний — членов ассоциации» (это при том, что подпись под ним была одна — Т.Поповой, а некоторые руководители компаний — членов ИнАУ лично подписали первое обращение). В письме Поповой вновь прозвучал уже набивший участникам рынка оскомину тезис о «непрозрачности работы НКРС», который уже два года кое-кто активно пытается сделать аксиомой. Как уже писало «ЗН» (№28 с.г.), этот тезис живет исключительно в воображении ряда «старых связистов»: ни одна из проверок, только за последнее лето проведенных всеми без исключения силовыми (и не только) структурами по жалобам недовольных, не нашла нарушений в деятельности регулятора. Эти два письма стали очень хорошей иллюстрацией того, кто на рынке является популистом, а кто — специалистом. Жаль только, что на письмо операторов в секретариате внимания не обратили, а Сергею Апасову, фигуранту рассматриваемого в суде уголовного дела, дают индивидуальные разъяснения о том, что он считается восстановленным в должности. И это еще до решения Конституционного суда.

Однако было бы наивно предполагать, что за давлением на НКРС стоят одни популисты. Нет, конечно, у НКРС хватает личных врагов, которыми движут амбиции. Например, тот же Олег Шевчук, кандидат в депутаты от БЮТ, которого в 2005-м вычеркнули из указа о назначении состава НКРС в салоне самолета и который готов искать любых союзников для того, чтобы занять кресло председателя НКРС. Да и с поста руководителя Госкомсвязи он ушел не по-хорошему, а после соответствующего решения СНБО. Совбез нашел в отрасли серьезные нарушения, возникшие в период руководства Шевчука: много­численные схемы подмены трафика (некоторые из них, кстати, действуют до сих пор), нарушения при выдаче лицензии на мобильную связь компании «Новотел» и так далее. Олег Борисович является автором идеи об организации «опционов» при подключении к «Укртелекому» и «прокачке» при этом финансов через «Обрий-капитал». НКРС отменила опционы, и сейчас Олегу Борисовичу очень нужен реванш, и он его активно добивается. Или Сергей Апасов, которого больше знают по скандалам в НКРС, чем по реальным управленческим решениям в отрасли связи. И которому тоже обязательно нужно вернуться в кресло члена НКРС, чтобы продолжить лоббистскую деятельность, связанную с некоторыми CDMA-операторами. А суд, в который он обратился с требованием восстановить его на работе, как назло, отложил рассмотрение дела до решения Конституционного суда по постановлениям Кабмина.

Выводы о настоящих причинах атаки на НКРС о и тех, кто реально стоит за этими процессами, можно было сделать, посмотрев 29 августа на «5 канале» прямую трансляцию «Евродебатов», организованных Европейской бизнес-ассоциацией и Телеком-клубом и посвященных ключевым проблемам мобильной связи в Украине. Внешне все было чинно: известные на рынке люди говорили об известных проблемах. Разве что подбор участников был, мягко говоря, односторонний: собрались только те, кто обычно высказывает недовольство деятельностью НКРС.

Правда, слушать нужно было «между строк». Не вопрос отмены сбора с мобильных операторов в Пенсионный фонд был основным на дебатах (единственное, что заинтересовало журналистов-новостийщиков). И не ставшие общей темой обвинения НКРС в непрозрачности. Почти проговорился Игорь Литовченко (кстати, не подписавшийся под вышеупомянутым обращением операторов к президенту), акцентировавший внимание на том, что «Укртелеком» незаконно получил лицензию на 3G. Кроме того, поднимался вопрос о том, что НКРС и Минобороны хотят от операторов слишком много денег за конверсию частот для 3G.

А между строк было все же следующее. Последние события вокруг НКРС начались сразу после того, как регулятор объявил о том, что им разработан механизм привлечения внебюджетных средств для конверсии частот для связи третьего поколения, который позволит еще до конца года объявить конкурс на эти лицензии. Однако специалистам известно, что частоты для одной 3G-лицензии де-факто свободны. Сделано это благодаря неформальному сотрудничеству соответствующих подразделений Минобороны с одним из операторов, который сегодня предоставляет МО услуги мобильной связи. Вроде бы, ничего такого: мобильные операторы постоянно проводят с МО частотные согласования, в рамках которых эти частоты и были постепенно освобождены от излучений и без того устаревших советских военных «радиорелеек» и локаторов. По некоторым данным, вышеупомянутый «национальный оператор» проводил с руководством МО и НКРС неофициальные переговоры на эту тему, однако был поставлен перед необходимостью участвовать в общем конкурсе. Непривычно для компании, которая долгие годы решала такие вопросы только в высоких кабинетах. Поэтому платить за конверсию частот еще и «в общий котел» этот оператор никак не заинтересован. Есть информация, что его юридическая служба прорабатывает вариант внеконкурсного получения 3G-лицензии: в 2005 году он, как и все остальные его коллеги по рынку, подал в НКРС соответствующую заявку, которая не была принята. Организовать решение суда о незаконности тех действий НКРС в современных условиях труда не составит, в результате лицензия окажется у оператора «по умолчанию».

Именно через суд были недавно переоформлены лицензии на фиксированную связь «Телесистемам Украины», переживавшим глубокую корпоративную реорганизацию в связи со сменой собственников. Есть еще несколько подобных прецедентов.

Конечно, это не единственная возможная причина решения сменить руководство НКРС. За последние месяцы комиссия подготовила несколько нормативных актов, призванных упорядочить многие вопросы функционирования рынка. У каждого из этих вопросов — многомиллионная цена: как для доходов госбюджета, так и для тех, чьи бизнес-схемы будут нарушены.

Например, решение НКРС №874 от 8 августа «Об утверждении Положения об измерении параметров телекоммуникационных сетей с целью осуществления государственного надзора в сфере телекоммуникаций» должно было существенно расширить права Госинспекции связи в борьбе с рефайлом. И за счет нормализации маршрутизации трафика операторов увеличить поступления в госбюджет от них на миллиард гривен в год. Или решения НКРС №802 и № 803 от 20 июня «Об утверждении Положения о предоставлении разрешений на ввоз из-за рубежа в Украину радиоэлектронных средств и излучающих устройств» и «Об утверждении Порядка реализации в Украине РЭС и ИУ». Увеличение доходов Госбюджета от их исполнения также оценивается в миллиард гривен.

В общем, всегда есть кому «скинуться» на смену состава НКРС. «Работа независимого регулятора никогда не будет нравиться всем без исключения», — говорил по этому поводу глава комиссии Владимир Зверев в одном из интервью. Печально только, что этим недовольным плевать на весь остальной рынок связи, который они таким образом «подвешивают».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно