СП «КРЕБО»: добить и… захватить?

12 февраля, 2010, 17:34 Распечатать

В международном аэропорту «Борисполь» — очередная попытка передела собственности. Не первая и, похоже, не последняя...

В международном аэропорту «Борисполь» — очередная попытка передела собственности. Не первая и, похоже, не последняя.

Речь идет о все той же борьбе за контроль над заправкой самолетов в крупнейшем аэропорту страны. Ведь даже в кризисном 2009 году пассажиропоток составил там 5,79 млн. человек. Для обслуживания которого ежегодно расходуются порядка 200 тыс. тонн авиационного топлива.

Компаний, заправляющих самолеты, несколько, но уже много лет крупнейшей из них является ЗАО «Совместное украинско-голландское предприятие «КРЕБО». Создана эта компания еще в 1994 году. Кстати, ее название расшифровывается, как первые три буквы от слова Кременчуг (где находится крупнейший в Украине производитель авиатоплива) и первые две — от слова Борисполь.

Ежесуточно «КРЕБО» предоставляла услуги по заправке 350—400 тонн авиатоплива, обслуживая около трети рейсов «Борисполя». Сотрудничество было взаимовыгодным. Оператор за счет собственных средств, без всякого государственного финансирования, методично развивал заправочный комплекс, вводя в эксплуатацию новые объекты. Международный аэропорт получал качественную услугу.

В общем, первые полтора десятка лет ЗАО работало достаточно спокойно.

Но потом — понеслось…

Забавно, что у самого аэропорта никаких претензий к заправщику так и не возникло. Впрочем, это никого не смутило. Претензии были не к обслуживанию — очень похоже, что кому-то просто хотелось занять место компании на рынке.

Так как новые объекты — замечу, совершенно законно — оформлялись в собственность СП «КРЕБО», удар нанесли именно по ним.

В прошлом году вопросами наличия собственности резко озаботилась СБУ. Причем заявления спецслужбы были броскими: заправщика обвинили в «незаконной передаче в собственность коммерческой офшорной фирме 26 объектов централизованной заправки самолетов, принадлежащих аэропорту «Борисполь».

Правда, чуть позже (и уже без особого шума) дело развалилось в судах.

Оказалось, что два с лишним десятка объектов фирма, собственно, сама и построила. И именно для работы в аэропорту «Борисполь».

Впрочем, попытки перехвата продолжались, перейдя разве что в менее публичную плоскость.

На протяжении 2009 года компания суммарно получила более 100 запросов контролирующих и правоохранительных органов. В прошлом году до десяти сотрудников транспортной прокуратуры Киевской области в течение двух месяцев проводили детальную проверку предприятия.

Что примечательно — ничего существенного обнаружить так и не удалось.

После чего… последовали выемки документов и публичные заявления.

Сейчас у компании попробовали снова отобрать имущество. Только если в 2009 году атака обеспечивалась решениями Бориспольского райсуда, то в наступившем география изменилась — к ней подключили столицу.

1 февраля судья Оболонского районного суда г. Киева принял замечательное (во всех отношениях) определение. Он отменил решение третейского суда, которым были обозначены права собственности на построенный компанией «КРЕБО» целостный имущественный комплекс «Склад централизованной заправки самолетов в ГМА «Борисполь».

Определение принято «в лучших традициях» украинского делопроизводства. Сначала — через три с лишним года! — межрайонная прокуратура Киевской области решила, что третейский суд превысил свои полномочия, обязав Бориспольское районное БТИ зарегистрировать право собственности за компанией «КРЕБО». То, что срок исковой давности уже истек, никого не остановило — судья моментально продлил срок обращения в суд.

Тот печальный факт, что Оболонский суд вообще не мог рассматривать это дело, так как иски, подаваемые в отношении объектов недвижимости, предъявляются по месту их нахождения, тоже никого не смутил.

Дальнейшее было неудивительно: райсуд в режиме «экспресс» рассмотрел дело, вообще не затребовав и не рассмотрев материалы третейского суда. Очевидно, за ненадобностью. Действительно, зачем утруждать себя всякими скучными подробностями?

Примечательно, что, по заявлению юристов, в иске не приведено никаких данных о нарушении прав и интересов государства в лице Бориспольского бюро технической инвентаризации, которое, собственно, вроде бы защищают. Более того, районное БТИ является коммунальным предприятием. Так что межрайонный прокурор не имел права подавать заявление от его имени. Но, видимо, очень хотелось.

Заодно не стали вызывать и всех представителей сторон. Что вообще-то противоречит Конституции и нормам Гражданского процессуального кодекса Украины. Но, право, и это — такие мелочи.

А для большей уверенности в мудрости итогов «правосудия по-оболонски» судья просто… запретил обжаловать данное определение суда. Занавес.

В общем, заявление «КРЕБО», что «реальной целью этих хорошо спланированных и щедро финансируемых силовых акций является… захват имущества компании», не сильно противоречит происходящему. Можно разве что усомниться в слове «щедро».

Суды у нас, как всем известно, беспристрастные и неподкупные. Ну разве что «колядники что-то случайно забудут».

К сожалению, в мире эту точку зрения разделяют не все. По итогам международного ежегодного рейтинга экономических свобод, в 2009-м Украина впервые за семь лет стала «экономически несвободной», опустившись на 125-е место (пять лет назад было 88-е).

Причем самые худшие показатели зафиксированы «в сфере… борьбы с коррупцией, защиты прав собственности и инвестиций». О судебной системе тоже не забыли, отметив, что она «подвержена давлению со стороны государства и организованной преступности». Надо думать, это враги клевещут.

Хотя «КРЕБО» уже заявила, что будет использовать свое право на защиту собственности «путем обращения в соответствующие как национальные, так и международные институты, в том числе в правозащитные и судебные органы Европейского Союза и суды европейской юрисдикции». Так как 78% совместного предприятия принадлежат нидерландской компании, страны-основателя Евросоюза, их как минимум выслушают. И рейтингов Украине очередной скандал на тему «приключений иностранных инвесторов» точно не добавит.

Параллельно идет давление и другим способом. Антимонопольный комитет пришел к выводу о наличии нарушений конкуренции в аэропорту. Хотя рынок Бориспольского аэропорта достаточно конкурентен и на нем присутствует несколько поставщиков, антимонопольщики приняли решение о штрафах. «КРЕБО» была готова к сотрудничеству с АМКУ. Она объяснила имеющиеся замечания особенностями работы с контрагентами и курсовыми колебаниями валют. Поначалу речь шла о 50—100 тыс. грн. штрафа. Но потом вдруг произошел резкий скачок — и «КРЕБО» по двум делам насчитали…
125 млн. грн.

Для сравнения, за 2004—
2008 годы кременчужцы получили только 89 млн. грн. чистой прибыли. Более того, в 2008-м по всей стране сумма претензий антимонопольщиков составила около 13 млн. грн., то есть в десять раз меньше.

Напомню, речь идет не о гигантской сети с сотнями заправок, а о компании, работающей в основном в «Борисполе» и немного — в ряде региональных аэропортов, с численностью персонала примерно в полторы сотни человек.

Фактически каждого сотрудника оштрафовали почти на миллион гривен. «КРЕБО» справедливо отметила, что такой иск — рекордный в истории Украины и никак не обоснован экономически, он заведомо уничтожает любое предприятие.

Кстати, из 265 млн. грн. штрафов, рухнувших на компании в аэропорту, 235 млн. грн. — наверное, чисто случайно — достались фирмам из Кременчуга.

Интересным пунктом в заявлении «КРЕБО» является фраза, что целью происходящего является «вытеснение одного из лидеров авиазаправочного сегмента».

В прошлом году сотрудники компании полуофициально выражались еще четче, заявляя «о политическом заказе со стороны крупной российской нефтяной компании». Благо, что одним из заявителей в АМКУ была «ТНК-Авиа». Однако прямых обвинений в ее адрес так и не прозвучало. Никто не хочет создавать лишних трудностей.

Компания из Кременчуга собирается использовать свое право на защиту частной собственности как в украинских, так и в международных судах. И надеется, что «неправомерные попытки захватить ее бизнес получат должную юридическую оценку, а виновные в этом понесут заслуженное наказание».

Надежда отнюдь не беспочвенна. Суды в мире бывают не только оболонские.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно