Социальная служба становится ближе к людям

1 июня, 2007, 13:35 Распечатать Выпуск №21, 1 июня-8 июня

Министерство труда и социальной политики начало решать проблему очередей в своих местных управлениях труда и социальной защиты населения...

Министерство труда и социальной политики начало решать проблему очередей в своих местных управлениях труда и социальной защиты населения. Учитывая, что количество людей, обращающихся за субсидиями, после подорожания коммунальных услуг значительно возросло, эта задача представляется более чем актуальной.

Введение современных стандартов в организации приема граждан, обращающихся за назначением социальной помощи, стало возможным благодаря проекту, который министерство реализует совместно со Всемирным банком. Главная его идея — создание системы единого окна, а также техническая модернизация местных управлений труда и социальной защиты населения. О том, как внедряется проект и удается ли достичь запланированного, — в интервью заместителя министра труда и социальной политики Виктора ДЬЯЧЕНКО.

— Виктор Николаевич, через местные управления проходит огромный поток людей, а после повышения коммунальных тарифов он стал еще больше. Сколько всего украинцев сегодня получают государственную помощь?

— Разные виды социальной помощи от государства получают около 4 млн. граждан, и их учет сейчас планируется упорядочить. Будет сформирована единая база данных получателей государственной помощи, с учетом реестров Государственной налоговой администрации, Пенсионного фонда Украины, Государственной службы занятости, фондов общеобязательного государственного социального страхования, государственных органов регистрации актов гражданского состояния и баз данных других органов центральной исполнительной власти.

— Удается ли «без остановки производства» внедрять новую технологию приема граждан в рамках проекта усовершенствования системы социальной помощи?

— Применение единой технологии приема граждан по одному заявлению начиналось как эксперимент, и теперь мы видим, что он удачен. Результаты работы поражают. Скорость обработки заявлений возросла в несколько раз, очереди практически исчезли. Я хотел бы особенно подчеркнуть такой элемент новой технологии, как переход к ежедневному приему граждан. Такой прием проводится без закрытия управления на обеденный перерыв. Пока этот порядок вводится в 20 районных управлениях труда и социальной защиты населения, участвующих в эксперименте.

Впрочем, управлений, работающих по новой технологии, на сегодняшний день уже больше. Приятно, что инициатива об участии в проекте идет снизу.

— Хотелось бы подробнее узнать, как это выглядит на практике...

— Для примера возьмем Маловысковский район Кировоградской области. Уже сейчас заявители могут получить информацию или прийти на прием в местное управление труда в удобные для них день и время, предварительно записаться на прием по телефону, получить необходимую справку. Работает «горячая линия» — там специалисты консультируют всех желающих. Как следствие, повысилось качество обслуживания, уменьшились очереди, сократилось время оформления документов. Срок между подачей заявления и получением социальной помощи сократился с 42 до 24 дней.

Первое, что увидят люди в обновленных помещениях, — это современная приемная. Принцип ее работы должен быть таким: максимум общения внутри управления, минимум инстанций, привлеченных к определению судьбы обращения. Приемная будет иметь пять секторов. Сначала — информационный, где каждый может ознакомиться с видами помощи, процедурой оформления заявления, перечнем документов и специальными требованиями к заявителю. Затем — консультативно-регистрационный, который работает с посетителями, собравшими все необходимые документы, проверяет их и дает соответствующие консультации. Это очень важная работа, так как нередко люди, выстояв в очереди к специалисту управления, узнают, что собрали неполный перечень документов или собрали неправильно. Отдельный сектор приемной предназначен для ожидания и заполнения заявлений.

Важно также, чтобы здание, в котором работает управление, имело современный вид и в него приятно было зайти. Об этом позаботились, к примеру, в Знаменке Кировоградской области: горисполком содействовал выделению нового помещения для управления, там сделали ремонт, оборудовали просторную приемную граждан. Не остается в стороне от этой работы и руководство области. Благодаря решениям облсовета удалось выделить новые и расширить имеющиеся помещения девяти управлений труда и социальной защиты населения. Сельские и поселковые советы обеспечили благоприятные условия приема документов от граждан на все виды государственной помощи.

— В странах ЕС активно используется так называемый социальный паспорт. Что это такое и правда ли, что в ближайшее время этот документ получат и украинцы?

— Такие планы действительно есть. Думаю, что в ближайшее время станет возможным ввести пластиковую или другого вида карточку — так называемый социальный паспорт лица. Это позволит сделать государственную помощь больше адресной. На социальную карточку планируется также перевести программу жилищных субсидий, сделав ее элементом системы наличных социальных выплат.

Все виды государственной социальной помощи будут предоставляться по одному заявлению. Также можно с уверенностью утверждать, что социальная служба станет еще ближе к людям.

— Известно, что проект усовершенствования системы социальной помощи финансируется за счет кредита Всемирного банка. А средства местных бюджетов на реализацию проекта используются?

— Проект «Основные направления усовершенствования системы социальных выплат населению» реализуется на средства государственного бюджета Украины и местных бюджетов, а не только за счет займа Всемирного банка. Я хочу подчеркнуть, что роль местных органов власти в этом деле является первоочередной. Речь идет не только о контроле за финансовыми ресурсами, которые перечисляются государственным структурам для предоставления социальных услуг. Нужно на местном уровне создать механизмы контроля за качеством этих услуг, оптимизировать процессы в сфере предоставления всех видов социальной помощи, усовершенствовать структуру управлений, четко распределить обязанности между специалистами и пересмотреть режимы работы, наконец, привести в надлежащее состояние помещения управлений. Все это — сфера влияния местных органов властей.

— На какой срок рассчитан проект усовершенствования системы социальной помощи?

— Основные направления проекта будут реализованы в три этапа. Первый (2006 год и первое полугодие 2007-го) предполагает утверждение мероприятий на центральном и местном уровнях, разработку и принятие законов и других нормативно-правовых актов по вопросам усовершенствования системы социальных выплат. Следующий этап (второе полугодие 2007-го — 2008 год) будет посвящен внедрению единой технологии приема граждан и информированию общественности, техническому переоснащению системы государственной социальной помощи, переобучению и аттестации персонала. На заключительном этапе (2009 год) формирование целостной системы управления и контроля за предоставлением социальных выплат населению должно быть завершено.

Главная цель проекта — внедрение в Украине качественно нового уровня организации адресной поддержки незащищенных слоев населения. Достичь этого предполагается комплексным подходом к предоставлению помощи инвалидам, одиноким людям, многодетным семьям и людям преклонного возраста.

Успешная реализация проекта должна повысить влияние государственной помощи на снижение масштабов бедности, усиление адресности государственной социальной помощи. Руки должны дойти и до разработки и введения современных стандартов обслуживания населения, организации приема граждан, и до создания современного интегрированного программного обеспечения для назначения всех видов помощи по одному заявлению. А об упорядочении и надлежащем техническом оснащении помещений местных управлений труда и социальной защиты населения мы уже говорили.

— Вы считаете, что в 2009 году реализацию проекта удастся завершить в полном объеме?

— Практически да. Более того, по нашим оценкам, перейти на новую систему приема граждан уже сейчас готова почти половина управлений на местах. И хотя нужно еще многое сделать, чтобы система социальной защиты в нашей стране отвечала европейским образцам, проект уже стал реалией украинской жизни, следовательно, ему быть.

Об этом свидетельствует и интерес к улучшению уровня социальной помощи, который мы наблюдаем в обществе, среди работников газет, радио и телевидения. 25 апреля с.г. в рамках проекта состоялся пресс-тур в районные управления в городах Смела Черкасской и Мироновка Киевской областей, работающие в условиях эксперимента. Хозяева смогли похвастаться капитально отремонтированными помещениями, компьютерной базой данных и действующим архивом, но не только этим. И Мироновское, и Смелянское районные управления труда и социальной защиты населения оборудованы пандусами для обеспечения безбарьерности и удобства передвижения инвалидов на колясках. Это — пример, достойный повсеместного наследования.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №46, 30 ноября-6 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно