СОХРАНИТСЯ ЛИ АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В УКРАИНЕ

12 марта, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 12 марта-19 марта

Мы живем в непростое время. Смотришь телепередачи и видишь лишь политиков, обвиняющих друг друга. Говорят о чем угодно, только не о работе...

Мы живем в непростое время. Смотришь телепередачи и видишь лишь политиков, обвиняющих друг друга. Говорят о чем угодно, только не о работе. Людей деловых мало, одни ораторы, стремящиеся списать свое неумение на наше прошлое. Не вступая в полемику, можно лишь сказать, что в нашем прошлом были люди, которые и сегодня возвышаются над нами не только незаурядным талантом, но и своей скромностью и трудолюбием, смелостью и порядочностью, бережливостью и основательностью. Именно такими были создатели авиационных творческих коллективов в Украине Олег Константинович Антонов и Александр Георгиевич Ивченко.

В конце 80-х годов их коллективы достигли наивысшего расцвета. В 1994 г. на авиакосмической выставке-салоне в Фарнборо (Англия) президент американской фирмы «Локхид» на приеме для специалистов сказал: «Военно-транспортные самолеты могут делаться лишь двумя фирмами в мире -«Локхидом» и «Антоновым». Но добавим, что антоновские крылатые машины держались на моторах «АИ», т.е. детищах Александра Ивченко. Запорожское машиностроительное конструкторское бюро имени А.Ивченко по научно-техническому потенциалу входило и входит в число пяти ведущих авиамоторостроительных фирм мира. Сплоченные интеллектуальные коллективы - пожалуй, главный «капитал», незыблемый фундамент в том наследии, которое они оставили.

Более 50 лет прошло с тех пор, как конструкторские бюро О.Антонова и А.Ивченко, объединенные совместной творческой работой, деловыми и дружескими отношениями, неустанно создают новую технику. В длительной истории их сотрудничества очень много общего. Они по праву считаются побратимами: вместе росли, учились, набирались опыта, радовались успехам и огорчались при неудачах.

Когда пришли испытания на пути в рыночную экономику, этот «капитал» сыграл решающую роль. В наши дни, благодаря таланту и труду генеральных конструкторов П.Балабуева и Ф.Муравченко, последователей Героев Социалистического Труда О.Антонова и А.Ивченко, коллективы продолжают жить и самолеты «АН» с двигателями «АИ» по-прежнему на должной высоте.

Петр Васильевич Балабуев и Федор Михайлович Муравченко - выпускники Харьковского авиационного института 1954 г. По возрасту Муравченко старше Балабуева на два года и 18 марта 1999 г. ему исполнится 70 лет. Для каждого молодого инженера важна та творческая среда, в которой он развивается. Федору Муравченко повезло. Без скидки на молодость он с первых же дней включился в работу по созданию авиационных двигателей. Зарекомендовав себя образованным, инициативным и энергичным инженером, он успешно прошел все ступени творческого труда: инженер-конструктор, ведущий конструктор, заместитель главного конструктора. В 1993 г. генеральный конструктор В.Лотарев назначает его первым заместителем, а в 1989 г. передает ему эстафету генерального конструктора.

За годы конструкторской деятельности Ф.Муравченко принимал участие в разработке всех газотурбинных двигателей, созданных запорожской моторостроительной мыслью: от первого турбовинтового двигателя АИ-20 до самого мощного турбореактивного Д-18Т. Особенно весомый вклад он внес в создание первого отечественного турбореактивного двигателя большой степени двухконтурности Д-36. На его базе были созданы Д-436К, Д-436Т1, Д-436ТП, которые по своим удельным параметрам превосходят зарубежные образцы и устанавливаются на самолеты Ту-334, Бе-200. За особый вклад в создание турбовального двигателя

Д-136 для самого грузоподъемного в мире вертолета МИ-26 ему была присуждена Государственная премия СССР.

В начале 90-х годов под руководством Ф.Муравченко коллективом разработан винтовентиляторный двигатель Д-27 для самолета АН-70, который и в ближайшие десять лет будет непревзойденным образцом мирового двигателестроения и самым мощным в мире двигателем этого типа. Это взлет в двадцать первый век! Конструкция двигателя с передачей мощности турбины на два соосных винтовентилятора является лучшим инженерным решением и вызывает восхищение авиационных специалистов во всем мире.

В обстановке сложных экономических преобразований Украины и России генеральный конструктор Федор Муравченко проводит целенаправленную техническую политику по созданию новых высокоэффективных газотурбинных двигателей АИ-22, АИ-ЗО, АИ9-ЗБ, АИ-450 для самолетов Ту-324, Ан-140 и вертолетов Ка-226, Ка-228. Задачи конверсии успешно реализуются в использовании газотурбинных двигателей в народном хозяйстве. Так, сданы в эксплуатацию двигатели Д-336-1, Д-336-2 для нужд газоперекачки, газлифтной добычи нефти, для электростанций мощностью на 6,3 МВт. Готовятся первые образцы газотурбинных двигателей для наземного применения мощностью 8 МВт. Ведется разработка 2 типов газотурбинных двигателей мощностью 10 МВт.

Борьба за жизнь огромного коллектива... Сегодня это не слова, а плоть существования. Она-то и заставляет генерального конструктора ежедневно искать неординарные решения и проявлять огромные духовные силы, мудрость, мужество и оптимизм. Таковы будни Ф.Муравченко.

Труд конструктора сложен и многогранен. Но прежде всего конструктор должен быть мечтателем. Именно в мечтах рождаются новые идеи. Конечно же, это инженерные мечты, чем-то напоминающие провидческий сон Д.Менделеева, когда ему привиделась периодическая система элементов. Добиться исполнения мечты - в этом величайший смысл жизни конструктора. Сочетание качеств, необходимых генеральному конструктору, встречается в одном человеке не часто. Ф.Муравченко принадлежит к числу именно тех немногих, кто обладает ими. А это всегда выдающийся дар.

Свое 70-летие генеральный конструктор отмечает в сложный период рыночной экономики, которая у нас скорее не состоялась, чем состоялась. Авиационная промышленность, как наиболее наукоемкая отрасль промышленности, подвергается стремительному разрушению. Мелкие авиакомпании, созданные на базе Украинского Аэрофлота, ради сиюминутной выгоды ринулись на аренду самолетов американских и европейских фирм. Армия сегодня не в состоянии заказывать новую технику. Правительство не имеет средств не только на развитие промышленности, но и на ее сохранение. Западный рынок для нас всегда был загадкой. Чтобы пробиться на него, а в этом состоит одна из главных сегодняшних задач, надо искать свой путь. Коллективы вышли на него не с пустыми руками. Самолеты АН-124, АН-70 и АН-140 с запорожскими двигателями представляют огромный интерес для зарубежных авиакомпаний. Сегодня пришло время придать этому партнерству новые организационно-экономические формы, отвечающие проводимым в Украине реформам и динамике мирового рынка. В современных условиях этот процесс должен быть единым и направляться из одного центра. Хотим мы или не хотим, но такими центрами в Украине должны стать Авиационный научно-технический комплекс имени О.Антонова и Запорожское машиностроительное конструкторское бюро имени А.Ивченко, поддерживаемые Президентом и правительством страны. Третьего просто не дано.

В жизни часто приходится слышать вопрос: «Сохранится ли авиационная промышленность в Украине?» Осмелюсь заявить, что да, она может сохраниться и завоевать конкурентоспособность в мире, при условии, если выживут коллективы АНТК имени О.Антонова и ЗМКБ имени А.Ивченко. Нигде, ни в какой стране в период кризисных ситуаций не теряют «золотой фонд» создателей наукоемкой промышленности с высокими технологиями. Государство предоставляет таким коллективам все необходимое для их работы, избавляя их жизнь от материальных забот, и дает им возможность свободно отдаваться творческому труду. Правильно организованное государство должно быть таким, чтобы «разрушители» не могли прорываться к кормилу власти. Сегодня же «разрушителей» в нашей стране становится все больше, и поэтому реформы и рынок складываются как стихия безответственного экономического развала, как развитие криминальных механизмов личного обогащения.

Можем ли мы противостоять гибели экономики государства прямо на наших глазах? Можем и должны, ибо Украина не оскудела интеллектуальными и духовными высотами. Надо лишь, чтобы прекратилось «броуновское движение» псевдопартий, а право на главенствование обрели ум, честь и совесть. Это известные слова, однако они не устарели, и лучший в нынешние дни украинский моторостроитель Ф.Муравченко сполна обладает этими качествами, скрепленными к тому же недюжинным талантом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно