Собака на керосине. Поставщики авиаперевозчиков согласны продавать топливо только по цене на 15—20% выше мировой

2 февраля, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 2 февраля-9 февраля

Похоже, что отечественных авиаперевозчиков ждет не самая лучшая перспектива. Эта транспортная от...

Похоже, что отечественных авиаперевозчиков ждет не самая лучшая перспектива. Эта транспортная отрасль, в общем-то, не была транспортным флагманом из-за развала в 90-х годах, а также вследствие массового обнищания населения, которое после краха эпохи дешевых энергоресурсов в большинстве своем не может позволить себе роскошь путешествовать самолетом. Цены на билеты «кусаются», и не в последнюю очередь из-за рыночной цены авиационного топлива, которое в себестоимости тарифа составляет около 30%.

А уже в ближайшие дни некоторые украинские авиакомпании, базирующиеся в аэропорту «Борисполь», могут потерять и этих немногочисленных (в сравнении с зарубежными коллегами) клиентов. Причина — конфликт между авиакомпаниями и поставщиками авиационного топлива, который продолжается по крайней мере с декабря 2006 года и разразился 30 января нынешнего, когда «Международные авиалинии Украины» и «Аеросвіт» сообщили на совместной пресс-конференции о риске отмены всех рейсов из «Борисполя» начиная с 1 февраля.

Дело в том, что, по словам генерального директора «Аеросвіту» Арона Майберга и президента МАУ Юрия Мирошникова, поставщики авиатоплива — ЗАО СП «КРЕБО» и ООО «ЛУК-Авиа Ойл» — предложили новые, абсолютно неприемлемые для перевозчиков, условия поставок топлива.

Участники пресс-конференции говорят, что в новом соглашении, которое должно вступить в силу с 1 февраля, заложен рост цен на авиатопливо до уровня, на 15—20% выше мирового. Кроме того, говорит Юрий Мирошников, поставщики незаконно требуют от перевозчиков уплаты НДС за топливо, предназначенное для загранрейсов, тогда как закон предусматривает нулевую ставку НДС.

В этой ситуации конечная стоимость топлива может возрасти почти на 35—40%. Это не устраивает перевозчиков, поскольку для компенсации убытков им необходимо поднять цены на билеты по крайней мере на 10%. Это в свою очередь приведет к неконкурентоспособности на международных линиях и к потере части клиентов на внутренних.

Руководители авиакомпаний также говорят, что в Украине отсутствует рыночное формирование стоимости топлива, когда она зависит от мировых цен на нефть. В то же время, по их словам, у нас существует диктат поставщиков авиационного топлива, которых МАУ и «Аеросвіт» подозревают в согласованных антиконкурентных действиях.

Что говорит другая сторона конфликта?

Объективности ради нужно выслушать и поставщиков топлива. Однако представители ЗАО СП «КРЕБО» и ООО «ЛУК-Авиа Ойл» не пришли на упомянутую пресс-конференцию, хотя были приглашены ее организаторами — авиакомпаниями. Кроме того, попытка связаться с ООО «ЛУК-Авиа Ойл» по телефону ничего не дала: на другом конце провода ответили, что получили указание руководства комментариев по этому поводу не давать.

Следует отметить, реакция довольно нетипичная, ведь в подобных конфликтах между бизнес-партнерами, как правило, каждый хочет казаться «белым и пушистым».

Похоже, что поставщики решили для себя: «никуда они не денутся, придут и примут наши условия». Зато такую позицию не назовешь непрагматичной: имея полный контроль над перевозчиком, по крайней мере в крупнейшем аэропорту государства, можно не думать о компромиссе, который, кстати, на время написания материала — вечер последнего дня действия старого соглашения с авиакомпаниями (31 января) — достигнут не был.

Что дальше?

Пресс-службы МАУ и «Аеросвіт» сообщили: на 1 февраля у них еще хватит топлива на запланированные рейсы. Дальше прогнозировать развитие ситуации не берутся.

По словам руководства авиакомпаний, существует понимание ситуации в правительстве в целом и в Министерстве транспорта в частности. Однако вряд ли властям удастся уладить конфликт в пожарном порядке.

Не секрет, что «чирей» назревал уже давно, в том числе из-за бездеятельности властей. Например, непонятно, почему в Украине до сих пор сертифицировано только топливо, производимое на территории бывшего СССР. Вопрос не риторический, поскольку такая ситуация не позволяет зайти на рынок компаниям, реализующим топливо непостсоветских производителей. Почему за 16 лет существования потомков «Аэрофлота» на этом рынке возможен диктат их партнеров? И наконец, почему стоимость топлива для самолетов у нас и сейчас «берется с потолка»?

Создается впечатление, что, кроме новых прожектов, приходящие и уходящие вожди Минтранса ничего нового в авиаотрасль, как и в транспорт вообще, не привносят. Пока такая ситуация сохраняется, «собаки на авиационном керосине» (и не только они) могут спать спокойно, в отличие от пассажиров, особенно тех, кто уже приобрел билеты на ближайшие дни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №31, 24 августа-30 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно