СНАЧАЛА СЪЕДИМ ВАШУ ЧАСТЬ, ЗАТЕМ — КАЖДЫЙ СВОЮ…

Поделиться
История «высоких газо-братских отношений» России и Беларуси, кульминацией которых стало полное п...

История «высоких газо-братских отношений» России и Беларуси, кульминацией которых стало полное прекращение поставок российского газа в Беларусь 18—19 февраля (о чем «ЗН» сообщало в номере от 21 февраля), далека от завершения. Более того, ее развитие, очевидно, происходит вовсе не по российскому сценарию. Ведь перекрыв экспорт газа через Беларусь, российский «Газпром» фактически в одностороннем порядке нарушил свои газоэкспортные обязательства перед европейскими получателями его товара. Сегодня россияне подчеркивают, что «Газпром» был вынужден так поступить и что случилось такое по инициативе россиян впервые за два десятилетия. Но дело сделано. И теперь уже европейцы не только убедились в необязательности стран-транзитеров российского экспортного газа, но и усомнились в надежности самого «Газпрома», от которого они весьма зависимы. Поэтому неудивительно, что европейцы постараются ускорить реализацию своей газовой доктрины, направленной на диверсификацию источников и путей поставок газа. По крайней мере, это обязаны будут сделать государства — члены ЕС, включая новейших, многие из которых до сих пор практически полностью зависят от российских энергоносителей. Прежде всего это касается Польши и Литвы.

«Газпром» же в свою очередь, образно говоря, зализывает раны и пытается восстановить пошатнувшийся имидж.

В свою очередь история с Беларусью служит хорошим уроком для Украины — и в части газообеспечения, и в вопросе «совладения» газотранспортной системой (ГТС).

«Газпром» — собиратель транзитных путей

Пресс-конференция заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Александра Рязанова и генерального директора ООО «Газэкспорт» (дочерней компании «Газпрома») Александра Медведева, состоявшаяся 2 марта, хотя и была заявлена с обобщающей формулировкой «Поставки российского газа отечественным и зарубежным потребителям», по понятным причинам в значительной степени касалась «белорусского вопроса». Правда, сначала оба представителя «Газпрома» выступили с весьма содержательными докладами. В частности, А.Рязанов сообщил, что в страны СНГ и Балтии «в 2003 году «Газпром» поставил 42,5 млрд. кубометров газа на сумму 2,1 млрд. долл. Из них более 29 млрд. в счет оплаты за транзит российского газа в европейские страны через территорию Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы и Латвии.

Средняя цена за прошлый год по странам СНГ составила около 50 долл. Это немножко ниже уровня 2002 года. В 2002 году средняя цена была 53 долл., что связано с поставками в Беларусь по внутрироссийским ценам. Если вы помните, мы с 1 мая 2002 года поставляли газ в Белоруссию по цене пятого ценового пояса России. Тогда цена была снижена с 30 долл. за тысячу кубометров до примерно 20 долл.

Выручка от реализации составила 2 млрд. 112 млн. долл. В объеме выручки 28% составляют денежные средства, 72% — услуги по транзиту газа, поставляемого на экспорт. Оплата российского газа, поставляемого «Газпромом» в страны СНГ, осуществлялась преимущественно услугами по транзиту и деньгами.

В 2003 году в Украину за счет услуг поставлено 26 млрд. кубометров газа. Хочу напомнить, что «Газпром» газ не продает в Украину. Мы только оплачиваем услуги по транзиту.

В Республику Беларусь мы в 2003 году поставили 10,2 млрд. кубометров газа на сумму 308 млн. долл. На конец 2003 года долг белорусских потребителей составил по текущим поставкам (по поставкам 2003 года) — 27 млн. долл. и был погашен в январе и до середины февраля текущего года. И в соответствии с соглашением о реструктуризации задолженности за газ, поставленный в Республику Белоруссию, — у нас реструктуризировано почти 78,5 млн. долл. (не считая пени и штрафов, которые составляют еще примерно 50 млн. долл.). И по нашему договору «Белтрансгаз» должен погасить этот долг в 2004—2006 годах. К сожалению, сегодня условия реструктуризации выполняются далеко не полностью».

А.Медведев поведал о рекордных для «Газпрома» и «Газэкспорта» объемах поставок на экспорт и о валютной выручке от этого вида деятельности. Так, валютная выручка «Газпрома» от экспорта, по его словам, составила 16,5 млрд. долл.

В 2003 году «Газпром» поставил на экспорт 133 млрд. кубометров газа. «В 2004 году мы планируем поставить 140 млрд. кубометров газа. Последние два года объемы и показатели для «Газпрома» и «Газэкспорта» разнятся. В 2003 году «Газэкспорт» продал 140,5 млрд. кубометров газа, тогда как газпромовского газа мы продали 133 млрд. кубометров. Это отражает такой существенный фактор, как возврат «Газпрома» и «Газэкспорта» в страны СНГ не только с точки зрения реализации газа, но и с точки зрения формирования своего экспортного портфеля. Вот эти 7,5 млрд. кубометров газа — газ среднеазиатский. В прошлом году это был казахский и узбекский газ. В этом году к этому газу добавляется туркменский. Основными нашими рынками являются страны Западной Европы».

Журналисты поинтересовались у представителей «Газпрома»:

— В связи с временным прекращением поставок газа из-за конфликта с Беларусью, литовские и польские компании потерпели убытки. Предъявляли ли они какие-то финансовые претензии по этому поводу, и чем это закончилось или может закончиться?

А.Рязанов — Когда было отключение поставок и транзита газа через территорию Белоруссии, потребители Литвы были ограничены. Хотя полного прекращения поставок не было, и вы это знаете прекрасно, потому что Литва потребляет примерно 14 млн. кубометров в сутки. Мы примерно 5 млн. кубометров в сутки поставили из Латвии с Инчукалинского подземного хранилища, хотя там пока еще не существует узлов учета газа. Тем не менее мы это организовали благодаря тому, что мы являемся участниками в Латвии совместного предприятия по сбыту газа. И никто пока из потребителей Литвы нам не предъявил никаких финансовых претензий по этому вопросу. Мы считаем, что на самом деле таких финансовых претензий нет, поскольку никто не прекратил производство. Крупнейшие потребители в Литве, например «Ахена», действительно снизили производство, но они понимают эту ситуацию. Другие потребители — в основном, это коммунальные и бытовые сети — просто перешли на резервное топливо.

Что касается покупки «Лиетувос Дуес». Мы почти год вели переговоры и подписали контракт на покупку 34% акций литовской газовой компании. В том числе мы говорили, что будет проведена дополнительная эмиссия акций, в которой будет участвовать «Газпром», и мы вместе с немецкими компаниями E.On и Ruhrgas будем владеть более чем 70% акций «Лиетувос Дуес». Договор подписан… Мы предполагаем, что до 20 марта мы закончим эту сделку и выплатим деньги. В платежном балансе «Газпрома» на март эти деньги уже зарезервированы. Так что я думаю, что мы будем полноправными участниками этой компании.

Аккурат в день описываемой пресс-конференции появилась информация, что Беларусь согласна продать «Газпрому» «Белтрансгаз» на российских условиях. А.Рязанов прокомментировал ее следующим образом:

— Что касается продажи «Белтрансгаза» на российских условиях — у нас никаких особых условий не было, мы только хотели цивилизованно подойти к самой сделке. Сделка предполагала, с нашей стороны, что мы получим паритетный пакет акций. Хотя откровенно скажу, что мы, конечно, говорили о 51% акций — это если возвращаться к лету прошлого года, что это будет независимая оценка — мы должны оценить «Белтрансгаз», и что «Ямал—Европа» — наш газопровод и он не имеет никакого отношения к «Белтрансгазу». «Ямал—Европа» — собственность «Газпрома», находящаяся на территории Белоруссии, и по этому газопроводу газ идет совершенно независимо от потребителей в Белоруссии. Нитка газопровода построена, осталось построить несколько компрессорных станций, чтобы вывести его на проектную мощность. Через год это будет совершенно отдельный газопровод. Мы никогда не говорили о том, что собираемся его вносить в наше совместное предприятие.

Нам не удалось договориться, потому что белорусская сторона заявила о том, что нам не дадут не только контрольного пакета, но и даже 25—30% акций «Белтрансгаза». Второе, нам сказали, что газотранспортная система Белоруссии стоит 5 млрд. долл., безо всякой оценки... Поскольку мы не договорились и не пришли к согласию, а вы знаете, что действует межправительственное соглашение, которое предусматривало, что к 1 июля 2003 года будет создано совместное белорусско-российское газотранспортное предприятие. Поэтому мы, безусловно, были вынуждены отказаться от поставок газа по внутрироссийским ценам. Кстати, нас в этом поддержало правительство Российской Федерации, которое отменило рекомендацию продавать газ для Белоруссии по цене пятого ценового пояса России. С 1 января 2004 года мы заявили, что цена будет коммерческой. Когда говорили о том, что же будет основой цены, мы руководствовались тем, о чем договорились президенты России и Белоруссии на встрече в Сочи в сентябре 2003 года. Тогда было сказано, что давайте возьмем условия поставки газа в Белоруссию такие, как для Украины. Для Украины базовая цена газа составляет 80 долл. за 1000 кубометров. Такая же цена для всех стран СНГ. Но мы пришли с Украиной ко взаимному соглашению о снижении стоимости транзита через Украину и стоимости газа. В результате мы договорились о цене в 50 долл. На этих условиях мы и соглашались работать с Белоруссией.

Но больше всего нас беспокоит то, что у нас нет контракта на транзит российского газа через территорию Белоруссии для третьих стран — Литвы, Польши, частично Германии и потребителей Калининградской области. 30 января Министерство экономики Белоруссии в одностороннем порядке, не согласовывая это с ФЭК Российской Федерации, как это сказано в соглашении, приняло решение о том, что стоимость транзита через территорию Белоруссии будет повышена до 1,02 долл. за транзит 1000 кубометров газа на 100 км. В прошлом году эта цена была 53 цента. Мы сказали, хорошо, для того чтобы не ставить под угрозу поставки газа нашим потребителям, мы согласны и на эту цену. Но и даже после этого у нас нет контракта. Поэтому мы сегодня находимся в таком состоянии: нет контракта на транзит, нет контракта на поставку. Мы подтверждаем, что готовы поставить 10,2 млрд. кубометров газа по согласованной цене в районе 50 долл. И действующие сегодня контракты — это только независимые поставщики «Итера» и «Транснафта».

В отношении польских претензий в «Газпроме» уверены, что катастрофической ситуации там не было. «Мы с польской компанией ПГНиГ ведем нормальный диалог в части рассмотрения этой ситуации. Ближайшая встреча у нас состоится 9—10 марта в Варшаве в рамках празднования 10-летия компании «ЕвРоПолГаз», которая является владельцем транзитного газопровода. Мы все эти вопросы спокойно обсудим, — сообщил А.Медведев. — Нас волнует отсутствие юридической основы для транзита газа. Это я хочу подчеркнуть особо. Нет контракта на транзит. Это не значит, что транзит не ведется — он ведется, но дело в том, что мы в свою очередь не можем оплатить «Белтрансгазу» стоимость этого транзита, мы не имеем основания им платить — основанием должен быть контракт. Поэтому мы и настаиваем, и просим белорусскую сторону подписать транзитный контракт как можно быстрее, решить хотя бы одну часть вопроса — заключить контракт на транзит этого газа».

Примечательно, что во время пресс-конференции в сети Интернет «Газпром» проводил своеобразный опрос на предмет того, как должен дальше поступать «Газпром» в отношении Беларуси. Респондентам предложили три версии взаимоотношений. Первая — продолжить поставки газа по прежним ценам при любых условиях в силу союзнических отношений с Беларусью. Вторая —перестроить взаимоотношения в газовой сфере так, как с остальными странами СНГ, которым «Газпром» продает газ по рыночным ценам. Третья — возобновить поставки газа после создания СП на базе «Белтрансгаза» на условиях, устраивающих российскую сторону. Наверное, вы уже догадались, что максимум голосов получила третья версия (45,88%), вторая — 38,82%.

Вместе с поддержкой правительства РФ (причем, на всех уровнях) позиции «Газпрома» даже при скандальном отключении газотранзита в Европу это говорит не только о планомерном отстаивании интересов россиян (всеми способами), и не только на постсоветском пространстве. И после этого кто-то еще верит в то, что конфликт с Беларусью — это исключительно дело двух хозяйствующих субъектов этих двух стран? «Газпром» прямо заявляет о своей цели получить контроль над всеми экспортными магистралями. И в этом контексте Украина представляет особый интерес.

Газотранспортный консорциум: сегодня рано, а завтра будет поздно обсуждать

Организованный 3 марта Центром им. А.Разумкова и региональным представительством Фонда Фридриха Еберта в Украине «круглый стол» на тему «Газотранспортный консорциум в контексте национальных интересов Украины», по большому счету, призвал к обсуждению этой темы всех заинтересованных. Правда, реакция некоторых из них была несколько странной. Например, первый замглавы НАК «Нафтогаз України» Владимир Триколич, вкратце поведав о проделанной НАКом работе по созданию ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» (о чем «ЗН» сообщало значительно подробнее), сообщил Центру им.Разумкова следующее: «Считаю, что преждевременное обсуждение во время «круглого стола» предложенной Центром Разумкова темы в результате может привести к созданию негативного имиджа компании и воспрепятствовать продвижению дальнейших переговоров относительно консорциума в двухстороннем и трехстороннем формате».

На мой взгляд, зря господин Триколич так боялся уронить имидж НАКа. Многие участники «круглого стола» как раз и говорили о том, что на «Нафтогаз України» возложены непосильные заботы, и что государство должно дать возможность этой компании полноценно развиваться как хозяйствующему субъекту. А что касается «преждевременности» обсуждения заявленной темы, то вполне может оказаться, что вскоре обсуждать по сути уже будет нечего. Вполне вероятно, что с обсуждением уже и так опоздали. А сегодня, как выразился депутат Иван Плющ в отношении консорциума, «похоже, нам предлагают сначала вместе съесть нашу половину, а затем — каждый свою».

За день до этого на пресс-конференции в «Газпроме» замглавы этой компании Александр Рязанов по поводу международного консорциума по управлению ГТС Украины высказался так: «Юридически консорциум уже существует. Практически мы уже подошли к реализации первой стадии этого проекта: к строительству газопровода Новополоцк—Ужгород. В том числе, в рамках этого газопровода реализуется проект Багородчаны—Ужгород. Первые 200 км этого газопровода позволят «Газэкспорту» закрыть свои потребности в транспортных мощностях через Украину на ближайшие 5—7 лет. Мы считаем, что это будет первый шаг, который позволит «Газпрому» стать совладельцем именно трубы на Украине.

Пока мы думаем, как взять в концессию или в управление всю газотранспортную систему Украины, поскольку это завязано на решение многих законодательных вопросов и изменения законодательства Украины. Я считаю, что этот проект у нас достаточно успешно движется. Мы начали работу в консорциуме где-то год назад и сегодня уже подошли к решению. Если мы это решение примем, то до конца года мы уже сможем расширить газопровод и увеличить экспорт на 6 млрд. кубометров в год, что тоже очень важно для «Газэкспорта», поскольку сегодня Украина остается главным нашим транзитным государством для экспорта».

«Не стоит забывать, что Украина транзитирует через Россию 36 млрд. кубометров газа в год из Туркмении. Мы обеспечиваем этот транзит не только по территории России, но и по территории Казахстана и Узбекистана. Мы очень много тратим сил, технических и финансовых средств, чтобы обеспечить этот транзит. В свою очередь Украина транзитирует нам очень много газа в Европу. Мы понимаем это и очень хорошо ценим. То есть у нас есть взаимные интересы и очень серьезные. И когда Украина имеет возможность экспортировать часть газа, то это тоже в рамках наших общих интересов, потому что она добывает собственный газ (18 млрд. кубометров в год), покупает 36 млрд. в Туркмении и только 26 млрд. кубометров берет у нас в качестве оплаты за транзит. Безусловно, Украина имеет право часть газа экспортировать, причем это делается в рамках совместных действий с «Газэкспортом». Т.е. мы не ломаем друг другу рынки в Германии или Венгрии, или других странах. «Газэкспорт» делает это по согласованным графикам, чтобы удержать цены...

Белоруссия — самый короткий путь для транзита нашего газа в Европу. Этот транзит самый выгодный для нас, но пока и самый ненадежный. Конечно, «Газпром» будет предпринимать серьезные шаги, в том числе по строительству Северо-Европейского газопровода, который ляжет по дну Балтийского моря. Поставки по этому газопроводу не будут зависеть ни от каких транзитных государств, и это будет альтернативный вариант транзита через Белоруссию. Если мы не договоримся с белорусским правительством о цене «Белтрансгаза», то пускай он сам себе работает. Параллельно будет существовать наш газопровод «Ямал — Европа», который обеспечивает наши необходимые мощности по транзиту газа. Да, мы будем платить за землю, мы будем платить все нужные налоги, но это будет наша собственная система и она уже сегодня есть. В таком случае нам и «Белтрансгаз» не нужен…»

Украина пока нужна. И россияне упорно настаивают на том, что консорциум создан в рамках межправительственных договоренностей и что его работа — исключительно дело НАК «Нафтогаз України» и «Газпрома». Мол, никакой политики здесь нет. (Вспомним, в случае с Беларусью тоже говорят, что проблема исключительно экономического характера…). Но вот еще одна деталь, на которой остановился Борис Тарасюк. Дело в том, что до сих пор Конституционный суд не ответил депутатам, которые усомнились в правомочности соглашения между правительствами Украины и РФ (от 7 октября 2002 года) о стратегическом партнерстве в газовой отрасли, в котором собственно и записано, что «стороны договорились создать на взаимовыгодных условиях международный консорциум…» Дипломат и более 60 депутатов считают, что это соглашение подлежит ратификации парламентом, как любое внешнеэкономическое соглашение. В противном случае оно противоречит ст.9 Конституции Украины. Кроме того, этот же документ противоречит ст.27 Закона Украины «О предприятиях».

Не согласуется этот документ и с Соглашением между ЕС и Украиной о партнерстве и сотрудничестве. В частности, в ст.36 говорится о том, что стороны будут избегать «каких-либо мер и действий, которые создают более ограниченные условия для создания и функционирования компаний друг друга». Другими словами, создание и, как говорят, уже функционирование газотранспортного консорциума на условиях, противоречащих обязательствам Украины перед ЕС, может значительно усложнить процесс евроинтеграции Украины.

Пока речь не идет о полном аннулировании украинско-российских договоренностей о ГТС. Но с 22 января прошлого года Конституционный суд Украины так и не может дать ответ на вопрос: нужна ли украинско-российскому соглашению ратификация?

Между тем, на конец марта назначены переговоры между Украиной, Россией и Германией о возможном сотрудничестве в рамках консорциума. Предварительно Германия заявила о своем намерении участвовать в консорциуме, если найдет это экономически целесообразным. Как заметил глава представительства Ruhrgas в Украине Гильмар Энке, каждый из партнеров должен прежде всего для себя иметь четкое представление о том, что ему выгодно.

Пока, похоже, украинская сторона четко не определилась. Или такие разговоры в самом деле «считают преждевременными»? Никто же всерьез не говорит о прекращении сотрудничества с «Газпромом». Даже технически это невозможно, да и не нужно. Но россияне четко знают, чего хотят, и упрямо идут к своей цели. Насколько при этом учитываются интересы Украины и других ее партнеров в той же газовой отрасли — вопрос вовсе не риторический.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме