СМОТРИТЕ, ЧТО ПРИШЛО… ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИСЛАЛО ВР КОЕ-ЧТО О НАЛОГАХ

24 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 24 ноября-1 декабря

Ложка, как говорят люди с хорошим аппетитом, дорога к обеду, а «усовершенствование налоговой политики путем уменьшения налоговой нагрузки» — ко второму чтению бюджета-01...

Ложка, как говорят люди с хорошим аппетитом, дорога к обеду, а «усовершенствование налоговой политики путем уменьшения налоговой нагрузки» — ко второму чтению бюджета-01. Во всяком случае, так кажется правительству, к самому чтению (и весьма проблематичному его, чтения, исходу) подбросившему парламентариям еще один повод поговорить и поголосовать. Повод называется проектом закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения». Что касается нас, то голосовать мы, пожалуй что, и не будем, а вот поговорить — за милую душу. О налогах вообще и о перспективах второго чтения бюджета в частности.

Косметический набор

Бюджет — это вам не сто долларов, он нравится далеко не всем. То, что Кабмин традиционно «попал» со своими бюджетными расчетами, сделалось ясно еще до самого первого чтения в парламенте. И попал он в простую, но неприятную ситуацию, когда: Президент, отдохнув от выборов, снова вспомнил о необходимости налоговой реформы; губернаторы, пережив референдум, вспомнили о своем неотъемлемом праве распоряжаться бюджетными средствами; парламент, всегда готовый к новым выборам, никогда и не забывал о своей миссии защитника интересов (народных интересов, имеется в виду). Все это и определило официальные требования к проекту бюджета-01 и неофициальное поле для торгов заинтересованных сторон.

Документ, о котором пойдет речь, призван, похоже, имитировать выполнение официальных требований — в частности, пресловутое снижение налогового пресса вкупе с одновременным расширением базы обложения, и чтобы при этом еще и доходы не уменьшались. Сразу заметим, что предложенные изменения (если парламент поговорит и примет их) будут действовать до принятия Налогового кодекса, то есть до новых веников.

Итак, что у нас в косметическом наборе налоговых новаций от Кабмина? Наиболее существенные правки внесены, как и ожидалось, в обложение доходов физических лиц (они же — граждане). Максимальная ставка предлагается в 25% (было — 30%). Всего же прогрессивная шкала предусматривает три ставки: 10% — от доходов до 360 грн. в месяц, 15% — от 360 до 540 + 15% суммы, превышающей доход в 360 грн. в месяц, и, наконец, от 540 + 25% суммы, превышающей доход в 540 грн. в месяц, будет облагаться по ставке 25%, как и было сказано. Кроме того, «размер социальных льгот предусматривается определять исходя из минимальной заработной платы — 118 грн.». Для того чтобы отдохнуть от цифири — ряд небольших, но здорово принципиальных соображений.

Прежде всего — философский вопрос: насколько эффективна и оправдана в Украине практика обложения доходов граждан по прогрессивной шкале? Автор не в восторге от достижений российской экономики, но тамошняя практика взимания налога на доход по единой ставке (13%) — что с тысячи рублей, что с миллиона — представляется не лишенной рационального зерна. И в самом деле, если с гражданина, которого угораздило получить официально высокий доход, потребовать 10%, он их скорее всего отдаст — уходить от налога в такой ситуации может оказаться дороже, чем заплатить. А вот при обложении солидных доходов по солидным ставкам (25—30%) намерение налогоплательщика доходы эти вообще скрыть — растет, крепнет и, в конечном счете, побеждает.

Вопрос второй — очевидный и не философский, а практический. Сплошь и рядом в современной бизнес-практике очень трудно разделить: что есть прибыль частного предприятия, а что — доход его владельца, физического лица. Естественно, если ставки налога на прибыль предприятий и налога на доходы физлиц будут существенно разниться, плательщик предпочтет рассчитываться с государством по более низкой ставке — и будет совершенно прав. Очевидно, что родной бюджет рискует при этом недосчитаться кое-чего в своей доходной части. Поэтому представляется нелишним позаботиться об установлении одинаковых ставок обоих налогов.

Кабмин пошел другим путем и снизил (в проекте) ставочку налога на прибыль предприятий на 1% (было 30%). Легче от этого может стать только самому Кабмину, поскольку идет он путем, предуказанным самим Президентом — эволюционным, постепенно переходящим в «реализацию программы деятельности правительства». И пусть кто-то попробует сказать теперь, что правительство не хочет облегчить участь налогоплательщика, а хочет облегчить лишь его карман. Снижают ставку? Снижают. Чего ж вам боле? Впрочем, Кабмин, надо отдать ему должное, предполагает в два раза снизить ставку обложения дивидендов. Приведет ли это к бешеному притоку инвестиционных средств — Бог весть, но все равно приятно.

Техническая коррекция

В предложенном парламенту списке налоговых корректировок есть несколько локальных, но интересных задумок — из области металлургии, сельского хозяйства и госпошлин. Начнем с горняков- металлургов.

В августе 99-го горно-металлургическое лобби выбило из парламента и правительства режим льготного налогообложения себя, любимых. Режим состоялся в порядке «экономического эксперимента». Судя по нынешним интенциям Кабмина, эксперимент удался не вполне. Его счастливым участникам предлагается все-таки, несмотря на их принадлежность к горно-металлургической благодати, хотя бы 50% от положенной ставки налога на прибыль предприятий. Как в зоне. В свободной экономической.

Село в Украине — это всегда нечто специальное. В нашем случае — претендент на специальный режим обложения НДС. Режим состоит в том, что «сумма, которая определяется в цене товаров (работ, услуг) по фиксированной ставке 5%, будет оставаться в распоряжении таких субъектов хозяйствования, как компенсация сумм НДС, выплаченных в связи с импортом или приобретением товаров для собственных нужд». В переводе: каждый сам себе компенсатор. Правительство предполагает, что в означенном спецрежиме село будет смотреться лучше и даже разовьется рынок.

Не будем слишком уж вникать во все тонкости кабминовского проекта, хотя их немного. Особо любознательные читатели могут взглянуть на сравнительную таблицу изменений и их цену, а для не особо любознательных сообщаем сразу: предполагается, что вся эта техническая косметика даст дополнительных 86 млн. грн. в бюджет-01. Тоже на дороге не валяется. Но.

 

Снижать налоговый пресс и вообще серьезно реформировать систему — именно сейчас самое время. Потому что, как это ни странно, в экономике имеет место рост. Бюджет-00 приятно удивляет наблюдателей, поскольку перевыполняется по доходам. Не намного, на 2,2% с поправкой на реальную инфляцию, но перевыполняется же. То есть именно сейчас есть тот необходимый резерв, этакая доходная «заначка» и подстраховка, которая позволяет скомпенсировать неизбежные при снижении налогового пресса потери бюджетных ресурсов. Не использовать такой момент было бы обидно, но что поделаешь, если наши власти вместо необходимой пластической операции предпочитают использовать пудру. Для лица и для мозгов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно