СКОЛЬКО «ПРОЕДУТ» ПОД КОНТРОЛЕМ 30 КОПЕЕК, ЕСЛИ НЕТ БЕНЗИНА

16 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 16 июля-23 июля

Цены на бензин и дизтопливо каждый день берут все новую высоту, и ситуация с пассажирскими перевозками в городах Украины становится все более напряженной...

Цены на бензин и дизтопливо каждый день берут все новую высоту, и ситуация с пассажирскими перевозками в городах Украины становится все более напряженной. Не стал исключением и Луганск, где разгоревшийся было конфликт между местными властями и владельцами частных автобусов в настоящее время несколько приугас, но никто в городе не может утверждать, что он не вспыхнет с новой силой.

Камнем преткновения стала плата за проезд, которая, по мнению городских властей, должна быть 30 копеек и ни копейкой больше, а по мнению частных владельцев «железных коней» - 50 копеек и ни копейкой меньше. У каждой из сторон есть свои аргументы, которыми они оперируют друг перед другом.

«Частники» должны были бы отчетливо осознавать, что симпатии нищего народа, который составляет основную массу пассажиров, явно не на их стороне. Тем не менее, коллективный рассказ двух владельцев автобусов, которые согласились на разговор при условии анонимности, заслуживает того, чтобы быть услышанным.

- После того, как подскочила цена на топливо, для нас каждая канистра бензина обходится в 22-24 грн. И это при условии, что ее есть где купить. Для сравнения: если автобус марки ЛАЗ курсирует по маршруту, проходящему через центр города, то этого количества топлива хватает ровно на один «круг». В машине - 40 посадочных мест, и если за все из них заплатили, что при существующих нынче льготах более чем маловероятно, то выручка составляет 12 грн. в одну сторону и столько же - в обратную. Исключение составляет рейс в час пик, но по графику таких ходок бывает две в сутки.

Для того, чтобы довести автобус до рабочего состояния, необходимо потратить до 3 тыс. долл., в зависимости от марки машины. По опыту можем сказать, что в целом месяц в году автобус не эксплуатируется, а стоит на ремонте. Ни о какой прибыли в этом случае речь не идет. В настоящее время нам приходится подстраиваться под условия, выдвинутые местными властями. Днем - работать за 30 коп., а вечером, когда отдыхают работники налоговых органов и ГАИ, - за 50. Кроме того, каждый день в одном из районов города частный автобус снимается с маршрута работниками ГАИ, под угрозой забирания прав или снятия номеров, чтобы развезти солдат с полка МВД, находящегося на окраине Луганска. Таким образом они экономят государственный бензин. А на чем можем экономить мы? Местные власти предлагают поставить на автобус кассовый аппарат стоимостью 300 долл. Кто из нас способен заплатить такую сумму? Практически никто. Говорят, что передадут их водителям в аренду. А если, не дай Бог, с ним что-нибудь случится, кто его будет ремонтировать и за чьи деньги? И как будет происходить обилечивание в час пик?..

Нам все равно, кто сделает бензин дешевле. Будет канистра стоить 10-12 грн. - мы согласны возить за 30 коп. Других вариантов просто нет. Когда из-за отсутствия топлива перестали ходить частные автобусы, то машины городского автобусного парка (ГАП) просто не справились с потоком пассажиров.

В месяц автобус приносит хозяину в среднем 1500 грн. Мы платим налоги, ремонтируем технику за свой счет, платим получку водителю и кондуктору и то, что остается, оставляем себе. На этом бизнесе можно только существовать, но разбогатеть - нельзя...

Совсем иная точка зрения у городского головы Луганска Анатолия Ягоферова, который считает, что возникшая проблема характерна не только для Луганска. Как известно, в соответствии со ст. 2 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 17 марта с. г. оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг общественного транспорта осуществляется гражданами Украины по ценам и тарифам, установленным соответственно Кабинетом министров Украины, Национальной комиссией по вопросам регулирования электроэнергетики Украины, другими центральными и местными органами исполнительной власти по состоянию на 1 июня 1998 года. По состоянию на 1 июня прошлого года в городах области, в том числе и в Луганске, действовал тариф на перевозку пассажиров и провоз багажа в городском электротранспорте (трамвае, троллейбусе) и автобусе, работающем в обычном режиме, в размере 30 копеек за одну поездку, утвержденный распоряжением председателя облгосадминистрации в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 25 декабря 1996 года № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)». Кроме того, ст. 1 этого же закона предусмотрено, что в настоящее время «цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и связи устанавливаются Кабинетом министров Украины по согласованию с Верховной Радой Украины».

Именно перечисленные выше аргументы и позволяют луганскому мэру утверждать, что при разговоре с водителями частных автобусов он вправе оперировать тарифом в 30 копеек. При этом он не отрицает, что речь может идти и о большей сумме, но при одном условии:

- На всех встречах я подчеркиваю, что хочу увидеть обоснование затрат владельцев частных автобусов за месяц, с приложением чеков за купленное на заправке топливо и запчасти для ремонта. Пока мне это не удалось. Только когда на руках будут факты, что цена на проезд не покрывает затраты частников, тогда я буду иметь основания обращаться в Кабинет министров, в компетенции которого находится разрешение данного вопроса. В настоящее время, по расчетам специалистов горисполкома, себестоимость проезда в автобусе колеблется от 9 до 18 копеек. Наши проверяющие отработали на одном маршруте, и оказалось, что за день водитель заработал 350 грн., хотя до этого владелец регулярно писал цифру 8. Поэтому в ближайшее время мы будем добиваться, чтобы на каждом автобусе стоял кассовый аппарат. Планирую один свой день посвятить тому, чтобы лично продавать билеты именно у тех водителей, которые показывают, что работают без дохода. Вот тогда и посмотрим на результат.

Чтобы нормально перевозить пассажиров, Луганску необходимы 350 автобусов. Нынче их количество приближается к 600, и водители сами друг друга разоряют. С 1 августа горисполком будет проводить конкурс на право перевозки, и этот вопрос также будет упорядочен. Хочешь работать - работай на технически исправном автобусе, а не на «душегубке», и бери ту плату за проезд, которая установлена законодательством. Тот же, кто посчитает, что правила написаны не для него, будет искать для себя новую работу.

Есть еще одна проблема, стоящая перед городскими властями, - перевозка льготников. Государство должно компенсировать расходы, но этого не происходит. Каждому мэру приходится решать данный вопрос в силу своих возможностей. В Луганске мы планируем поступить следующим образом. Пенсионерам по возрасту будут выданы талоны, которыми они смогут рассчитываться в автобусе вместо денег, получая взамен чек. Такой талон водитель предъявит к оплате, которая и будет произведена из городского бюджета.

Данная сумма не станет тяжким бременем для городской казны: после того, как ГАП будет приватизирован, те 200 тыс. гривен, которые ему ежемесячно выделялись, пойдут на компенсации за проезд. Что же касается остальных льготников - пожарных, налоговиков, милиции и т.д., то частники не обязаны возить их бесплатно. Городской совет не имеет к ним никакого отношения. Пускай руководители соответствующих структур заключают договор с перевозчиками на бесплатный проезд своих сотрудников. В любом случае ситуация постоянно будет под нашим контролем.

Р.S. Вот уже два дня, как в Луганске практически невозможно купить бензин. Там, где он есть, моментально выстраиваются очереди. Канистра бензина А-80 с рук моментально продается за 30 грн., и никто не знает, когда ситуация вернется под контроль властей...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно