СКАЗОЧНЫЕ КАНИКУЛЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

25 мая, 2001, 00:00 Распечатать

Сказка — ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок А.С. Пушкин Только 14 мая председатель ГНА Нико...

Сказка — ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок

 

А.С. Пушкин

Только 14 мая председатель ГНА Николай Азаров лично раздавал деткам одной из киевских школ «Сказку о налогах», а уже 22 мая тот же Николай Азаров, но уже в качестве главы Партии регионов, просто ошеломил журналистов презентацией еще одной сказки — под названием «Налоговые каникулы для 600 тысяч предпринимателей». Не верите? Прочтите проект закона «Об изменениях отдельных норм налогового законодательства Украины», подготовленный в недрах партии. Если, конечно, вам это удастся. Народные депутаты тоже пытались. Не у всех получилось...

Все, баста

 

«Я б на месте рядового предпринимателя после таких заверений со стороны не какого-нибудь там партийного босса, по понятным причинам очень щедрого на предвыборные обещания, а самого главы Государственной налоговой администрации, уже завтра перестала платить налоги. А зачем? Все равно ведь отменяют», — откровенно заметила Ксения Ляпина, координатор проекта Института конкурентного общества. Действительно, если даже в законопроекте Николая Яновича предписано плановые проверки малого бизнеса проводить не чаще одного раза в три года, значит, уже сейчас вряд ли стоит ожидать внеплановых визитов работников вверенного ему ведомства.

Однако не следует обольщаться. Надо быть внутренне готовыми к лавине обещаний, которую вот-вот выплеснут депутаты и их партии в борьбе за теплые места в парламенте следующего созыва, и старательно отделять зерна от плевел.

 

Спасительная альтернатива Кодексу?

 

Сведущий читатель мог бы абсолютно резонно спросить: «Стоп! Снова предлагают латать законодательное поле? А как же пресловутый Налоговый кодекс? Не клялись ли народные депутаты год назад, что с 2002 года кровь из носу страна перейдет на новые налоговые рельсы?». Все правильно. Ну пусть не клялись, но клятвенно обещали — это уж точно. Да и Президент не так давно уточняющее письмецо направил на имя Ивана Плюща. Мол, поторопитесь, господа нардепы: Налоговый кодекс нужен не к концу года, как кто-то уже решил, а хотя бы к августу, иначе бюджет-02 останется сиротой.

Сожалею, но, как заверил г-н Азаров 22 мая на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Украина», теперь нет резона надеяться, что Кодекс будет принят до окончания текущей сессии. Именно поэтому его партией и было принято решение о внесении отдельных законопроектов, решающих неотложные задачи. Странно, что при этом в комитете ВР по вопросам финансовой и банковской деятельности, курирующем все вопросы налогового законотворчества, не имеют ни одного экземпляра первого сынициированного законопроекта. А в самой Партии регионов позабыли (хотя это вряд ли — кроме Николая Яновича, в пресс-конференции участвовал также депутат Петр Порошенко, представитель финансового комитета), что на черный день уже давно припасен альтернативный законопроект со знакомым для многих названием — Малый налоговый кодекс. Зачем тогда, спрашивается, еще один?

Опрошенные «ЗН» эксперты склонны называть презентацию альтернативного законопроекта спланированной PR-акцией. Удачно ли, хорошо ли спланированной, в этом вопросе нет единодушия. Но главное, разработчики вновь испеченного документа не поскупились на обещания. Похоже, достанется от авторов законопроекта всем, не только рядовым предпринимателям, потому как законопроект задуман как пакет изменений, направленных на кардинальное уменьшение налогового бремени. Ни больше, ни меньше.

 

Безналоговая пятилетка

 

Оцените сами. Перво-наперво законопроект предлагает сроком на пять лет (как раз до следующих парламентских выборов) забыть о налогообложении малого бизнеса. Предприниматели — физические лица, работающие без создания юридического лица и не имеющие наемных работников, полностью освобождаются от всех налогов и сборов (кроме отчислений в Пенсионный фонд и на социальное страхование). Таких счастливчиков, если верить последним данным, около 600 тысяч. В перерасчете на электорат получится куда больше: у них же есть супруги, взрослые дети, пожилые родители...

Правда, как отмечает народный депутат Николай Кульчинский, цена популизма может оказаться достаточно высокой даже для тех же предпринимателей: в случае практической реализации налоговых каникул возникает реальная угроза захоронения ныне существующих упрощенных методов налогообложения, столь милых сердцу малого бизнеса. Да и с чего бы глава ведомства, которое то и дело вносило в парламент предложения, направленные на введение учета деятельности мелких предпринимателей, вдруг повернул на 180 градусов.

И потом, всего физлиц, стоящих на «предпринимательском» учете, около 1 млн. 300 тыс. Наверняка каждый из них задумается, как ему избавиться (хотя бы формально) от наемной рабочей силы. Телевизор смотрят, значит, слышали сакраментальное «зачем платить больше, если разницы нет». Каждому охота на каникулы! Только тогда не известно, кто закроет прорехи в местных бюджетах, которые, по словам самих же инициаторов пресс-конференции и, в частности, руководителя депутатской группы «Регионы Украины» Владимира Рыбака, более чем на 30% формируются за счет мелкого и среднего бизнеса.

Зависит наполняемость местных бюджетов и от подоходного налога, потолок ставки которого г-н Азаров намерен опустить до 10%. Это с сегодняшних-то 40%. Понятно, расчет идет на детенизацию зарплат. Россия ведь смогла ввести единую ставку подоходного налога в размере 13% и при этом не только не потеряла поступлений в бюджет, но и имеет к нему внушительный припек. И нам охота. Жест, без сомнения, щедрый. Тем не менее, вряд ли стоит рассчитывать на манну небесную — за снижение начислений на фонд оплаты труда и других ставок налогов кому-то все равно придется расплатиться. «Мы должны отказываться от целого ряда налоговых льгот и расширять базу налогообложения, чтобы не потерять общие доходы бюджета, — признает глава ГНА. — Мы не предлагаем уменьшение ставок одних доходов за счет увеличения других, вместо этого настаиваем на снижении всех налогов и одновременно на упразднении отраслевых льгот, которые составляют в нашей стране 42 млрд. грн. в год».

В сфере НДС ничего свежего. Предложенный документ практически повторяет положения проекта Налогового кодекса. НДС планируют снизить с 20 до17%. Зато так и блещет оригинальностью новация в сфере налогообложения прибыли. Молодым развивающимся предприятиям посулили прогрессивную шкалу в расчете на стимулирование начинающего бизнеса, который не может похвастаться значительными прибылями. Красивый жест, не более, — говорят многие из опрошенных экспертов. «Предприятиям, которые не связаны с раскрученными товарными марками (брендами), в таком случае очень выгодно будет перерегистрироваться, чтобы стать начинающими и, соответственно, сполна получить все блага от непродуманных новшеств. На лицо — непрофессионализм разработчиков», — считает Инна Богословская, заместитель председателя бюджетного комитета.

«В условиях Украины дифференцированные ставки налогообложения прибыли предприятий — это опасная ошибка», — соглашается народный депутат Виктор Суслов. Оно и понятно, ведь отечественное законодательство позволяет без особого труда искусственно уменьшать прибыль. Введение прогрессивной шкалы будет толкать большинство предприятий на сокрытие прибыли. Накручивание затрат, лишь бы не попасть в категорию «избыточно рентабельных». А должно быть как раз наоборот: ставка налога на прибыль — единая и минимальная, а предприятия имеют стимул показывать реальную прибыль. Показательно, что до 1997 года в стране были более высокие ставки налога на прибыль предприятий, чего не скажешь об объемах госбюджетов тех лет. Например, существовала ставка 55% на прибыль банков, но только после ее существенного снижения поступления от налога на прибыль из банковской сферы увеличились.

А вот идею освобождения от налогообложения прибыли, если эта прибыль реинвестируется в новые основные фонды отечественного производства, неплохо бы воспринять разработчикам Налогового Кодекса. Тем более, что над этим масштабным документом трудятся в том числе и специалисты налоговой администрации. Чего уж таить ноу-хау от своих. Тем более, что все же есть еще надежда у депутатского корпуса на принятие этого самого кодекса, хотя бы во втором чтении, до начала летних парламентских каникул.

Удивительно только, что этого меньше всего хотят члены финансового комитета, которым по долгу службы положено быть в авангарде процесса. Благо, время боевое — есть кому перехватывать инициативу. Только скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

Сергей Терехин, заместитель председателя комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности:

 

— Я тоже не могу сообразить, о чем речь. Очень смахивает на запоздалый популистский трюк. Подобные неудачные эксперименты уже имели место в начале 90-х. Чтобы предлагать сладенькие, но экономически не обоснованные законопроекты, много ума не требуется. Любезному г-ну Азарову нужно было дважды подумать, прежде чем так резко менять свой имидж. Вспомните его недавнюю политику по собиранию налогов, которая диктовалась планом бюджетных поступлений, за которым стоят нужды пенсионеров, врачей, учителей. А как сейчас в отношении этих же бюджетников?.. Ведь того и гляди начнется работа по преобразованию ООО и АО в физические лица. Откуда тогда деньги в бюджете? Были же случаи, когда при введении фиксированного налога субъекты предпринимательства с огромным оборотом платили государству всего по 200 грн. Если гастрономы станут физлицами, чем тогда компенсируем потери по НДС?

Инна Богословская, заместитель председателя комитета ВР по вопросам бюджета:

 

— Если говорить о системном подходе, я не вижу иного пути реформирования налоговой системы кроме как через принятие Налогового кодекса. Иначе, какие-то законы станут жертвами популизма, какие-то — жертвами конфискационной политики. Альтернативные законопроекты только отвлекают, поэтому с точки зрения стратегии это вообще безобразие. Здесь также присутствует конфликт, на который обречен Николай Азаров до тех пор, пока он будет совмещать две должности. Главное, что мы должны сейчас сделать: к 12 июля принять во втором чтении Налоговый Кодекс, а к 15 октября — в третьем. Это вполне реально. Тогда больше не нужны будут ни законы об изменениях, ни малые налоговые кодексы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно